«ПАТРИАРХ СЕРГИЙ И ЕГО ДУХОВНОЕ НАСЛЕДСТВО»

416 стр. Издание Московской Патриархии. 1947 г.

В настоящее время вышла из печати замечательная книга «Патриарх Сергий и его духовное наследство». Издателем ее является Московская Патриархия. С внешней стороны — это изящно оформленный том со множеством иллюстраций. Содержание же этой книги весьма интересно и поучительно, так как оно проливает яркий свет на историю Русской Православной Церкви за несколько последних десятилетий и на главное действующее лицо, игравшее громадную роль в этой истории, Патриарха Сергия.

«В Бозе почивший Патриарх Сергий бесспорно занимает одно из первенствующих мест в сонме иерархов Российской Церкви текущего столетия. Если принять во внимание те огромные труды, которые выпали на долю его, как главы Русской Православной Церкви, труды, возвысившиеся до степени высокого церковного подвига, то Патриарха Сергия, несомненно, следует поставить в ряду тех великих подвижников и поборников церковной правды, труды коих с благоговением хранятся в памяти потомства, являясь драгоценным достоянием истории Церкви».

Так ярко, красочно и вместе с тем возвышенно охарактеризовал в предисловии личность покойного Патриарха Сергия его преемник, ныне здравствующий Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

До сего времени внутренний облик Патриарха Сергия оценивался различными людьми по-разному. Описываемый труд должен положить конец разноречивым мнениям о покойном иерархе.

Прочитав эту книгу с начала до конца, каждый узнает истину об истории Русской Церкви и получит правильное представление о выдающейся личности Патриарха Сергия, который, начав свою пастырскую работу еще в дореволюционное время, окончил ее при советской власти на посту первоиерарха Русской Церкви — Патриарха Московского и всея Руси.

Ознакомление с жизнью и деятельностью его представляет глубокий, и поучительный интерес для читателя, и поэтому вслед за содержательным и ярким предисловием следует большая статья (на 50 страницах) «Краткая биография Святейшего Патриарха Сергия», принадлежащая перу проф. А. А. Савича.

В этой статье автор постепенно выявляет, как скульптор из глыбы мрамора, величавую фигуру покойного Патриарха. В качестве пролога к этому очерку можно привести слова автора: «Когда окидываешь взором недавнее прошлое Русской Православной Церкви, то невольно исполняешься благоговения пред неисповедимыми судьбами Промысла Божьего, поручившего корабль земной Церкви Христовой в трудные переломные годы политической жизни нашей Родины столь мудрому кормчему». (Можно видеть, что характеристика личности Святейшего Патриарха Сергия в предисловии, написанная Святейшим Патриархом Алексием, и характеристика А. А. Савича совпадают).

Начиная 2-ю главу, автор кратко описывает родословную Патриарха Сергия, его детские, юношеские годы. Мы узнаем, что свое раннее детство Ваня Страгородский, будущий Патриарх Сергий, провел в христианской среде, где получил основательную подготовку для дальнейшей своей жизни. Затем началось долгое ученье, и вот он уже студент Петербургской Духовной Академии.

При переходе на 2-й курс И. Н. Страгородский является 14-м по успеваемости. Однако, на 3-й курс он переходит уже вторым, на 4-й — третьим и, наконец, оканчивает Академию первым. Очевидно, желание послужить Церкви укреплялось в нем с каждым годом все более и более, в результате чего, не окончив еще полного курса учения, при переходе с 3-го на 4-й курс, он постригается в монахи под именем Сергия.

Это было 30 января 1890 года. По окончании Академии, глубоко верующий и высокообразованный инок Сергий бестрепетно, с надеждой на Бога, пустился по бурному морю житейскому. «Это море было очень непокойно и переменчиво», но инок Сергий благополучно не только переплыл его «к пристанищу тихому», но вывел на тихую воду корабль Церкви Христовой.

Биография заканчивается описанием христианской тихой кончины Святейшего Патриарха и его торжественного погребения. Все помнят тот день, 15 мая 1944 г., когда весть о смерти Патриарха Сергия наполнила скорбью сердца людей. Очень показателен целый поток сочувственных телеграмм, полученных в те траурные дни Московской Патриархией. В сборнике помещена только небольшая часть всего их количества. Как видно из биографии покойного Патриарха, он был глубокообразован богословски и потому каждое его слово было ценно и поучительно. В этом можно убедиться, прочтя его речи, как, например, «Речь архимандрита Сергия при наречении его во епископа Ямбургского, или «Речь Архиепископа Сергия епископу Киприану при его хиротонии» и т. д.

Но самыми ценными памятниками его литературных трудов являются его исторические послания и богословско-научные сочинения. Деятельность Патриарха Сергия в этих областях хорошо раскрыта в статьях «Послания Патриарха Сергия» (автор — архиепископ Рязанский Димитрий) и «Патриарх Сергий как богослов» (автор — епископ Гурий). Весьма интересна статья архиепископа Димитрия. Познакомившись с ней, читатель получает полное и ясное представление о Патриархе Московском и всея Руси Сергии — пламенном патриоте и верном сыне своей Родины. Его патриаршие послания иногда звучат как набат, возвещающий о страшной войне, навязанной миролюбивому русскому народу врагом мира и порядка. Патриот Патриарх Сергий призывает всех на защиту самого дорогого и ничем незаменимого — Родины. В ряде своих обращений к верующим Святейший Отец призывает всех своих верных чад принять посильное участие в сооружении танковой колонны имени Димитрия Донского. Этот призыв нашел глубокий отклик в народных массах, в результате чего было собрано несколько десятков миллионов рублей на великое дело обороны. При этом сам Патриарх пожертвовал из своих личных средств большие суммы, подавая тем самым пример своей пастве. Генералиссимус И. В. Сталин послал ему благодарственную телеграмму за его участие в деле укрепления боевой мощности нашей Красной Армии.

В других своих посланиях Святейший Патриарх, как блюститель Церкви Христовой на земле, громит тех заблудших служителей Церкви, которые из корыстных целей изменили своей Родине и перешли на сторону врагов ее. Могучим и справедливым гневом звучат слова этих его посланий. Перед нами встает истинный пастырь Первосвятитель, которому Христос, как некогда апостолу Петру, поручил пасти овец и агнцев Его. Приближаясь к концу своей земной жизни, Святитель Сергий мог с полным правом сказать: «Их же дал еси Мне — сохраних» (Иоанна, XVII, 12).

Читая следующие его послания, мы слышим голос Святейшего отца нашего, полный любви к верным чадам своим. В таких посланиях он утешает, подбадривает всех, предсказывая с уверенностью торжество нашей правды и бесславную гибель ее врагов. Победным гимном звучат слова его: «Воскресе Христос — и падоша демони. Воскресе Христос — и радуются ангели. Да возрадуемся и мы с ними, празднуя победу Христову над адом и смертью во веки и во временной жизни здесь на земле — победу Креста Христова над свастикой!» (Пасхальное послание 1942 г.).

Другой автор — епископ Гурий (Егоров) — представляет нам Патриарха Сергия, как богослова и блюстителя церковных догматов и вероучения. Автор подвергает анализу все важнейшие богословские труды покойного, как, например: «Что разделяет нас со старокатоликами?» («Церковный Вестник», 1902 г.), «К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами» («Церковный Вестник», 1903 г.). И особенно подробно епископ Гурий исследовал известнейший труд Патриарха Сергия — его академическую диссертацию «Православное учение о спасении» — опыт раскрытия нравственно субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Очень жаль, что этот труд Святейшего Патриарха Сергия мало известен широкой массе православных читателей.

Автор заканчивает статью словами о. протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, сказанными им при погребении Патриарха: «Для него была дорога Правда церковная, он жил только ради Церкви, ради ее блага». Отсюда становится понятен тот огонь святого вдохновения, который чувствуется в каждом слове, в каждой букве его богословских трудов. Этой статьей заканчивается первый и в то же время главный отдел книги, показывающий нам всю величавую и многогранную личность покойного Патриарха Сергия.

Далее идет отдел, повествующий о христианской кончине Святителя и его погребении. Здесь сперва приводится письмо б. Патриаршего Местоблюстителя, а ныне Святейшего Патриарха Алексия на имя Председателя Совета Министров И. В. Сталина с донесением о кончине Патриарха Московского и всея Руси Сергия и тут же помещено обращение Совета Народных Комиссаров к Св. Синоду Русской Православной Церкви с выражением глубокого соболезнования. Приведено более 20 телеграмм с выражением сожаления от многих высокопоставленных лиц, как, например, от шести восточных патриархов, от Архиепископов Кентерберийского, Йоркского и т. д. Затем подробно описывается обряд погребения святительского, полностью приведены речи наших иерархов: Митрополита Николая, архиепископа Григория, Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Алексия. Во всех телеграммах и речах чувствуется самая неподдельная скорбь по поводу такой тяжелой утраты. Отдел этот заканчивается как бы итоговой статьей «Летопись жизни Святейшего Патриарха Сергия», позволяющей нам четко представить всю многотрудную и христианскую жизнь покойного святителя.

Следующий отдел представляет собой ряд статей — воспоминаний различных лиц, так или иначе соприкасавшихся в жизни с покойным Патриархом Сергием. На первом месте здесь нужно поставить статью проф. Г. П. Георгиевского. Он был близок к Патриарху, так как вместе с ним учился в С.-Петербургской Духовной Академии. Узы дружбы и в дальнейшем связывали их. Поэтому, естественно, проф. Георгиевский мог более многих других знать о своем выдающемся товарище и любезно делиться своими воспоминаниями с читателями книги. Душевной теплотой и любовью, которую проф. Георгиевский питал к своему другу, и в то же время чувством глубокого почтения к личности Патриарха Сергия проникнута вся эта статья. Видно, что автор, любя и уважая своего товарища по академии, ни на минуту не забывал о его высоком сане Святейшего Патриарха Московского и это сочетание чувств ему удалось как нельзя лучше выразить в своей статье. Ту же «академическую» эпоху описывает другой товарищ Патриарха Сергия по академии архиепископ Варфоломей (Городцев).

Интересна статья епископа Александра (Толстопятова) «В Бозе почивший Патриарх Сергий» (стр. 223). Здесь особенный интерес вызывают письма автору от Патриарха Сергия, которые говорят нам об изумительно светлой личности покойного святителя.

Особняком стоят две следующие статьи архимандрита Иоанна (Разумова) и протоиерея о. А. П. Смирнова.

Архимандрит Иоанн дает описание недоступного наблюдению постороннего человека христианского уклада домашней жизни Святейшего, так как он, был келейником Патриарха и поэтому был хорошо знаком с его образом жизни. Не сообщая ничего лишнего, ненужного, автор простым языком, иногда похожим на летописный, рассказывает читателю о мелких повседневных фактах, которые тем не менее очень интересны и поучительны. Так, например, мы узнаем, что ежедневный утренний «урок» Патриарха Сергия состоял из чтения Библии на 3 языках: еврейском, греческом и славянском. Далее узнаем о ежедневном вставании Патриарха в 3 часа ночи для вычитывания 12 избранных псалмов с поклонами.

Другой характер носит статья протоиерея о. А. П. Смирнова под названием: «Москва в Ульяновске». В ней описывается эвакуация Святейшего Патриарха в начале войны в Ульяновск. Тревожное военное время, трудный переезд и в довершение всего преклонные годы Святителя — все это обещало не мало хлопот и осложнений. И действительно, мы читаем на стр. 238:

«Москва скрылась из глаз... Поезд пробегает дачные места... Задерживается долго в Раменском. На горизонте ежеминутно вспыхивают зарницы заградительного огня. В памяти оживают сообщения о бомбежке немцами многих пассажирских поездов... Но вся наша жизнь и час смерти нашей в руках Начальника жизни — Господа. И в этом душа находит покой.

Темная ночь. Приближаемся к Коломне. Близко — Москва-река. Поезд идет по высокой насыпи. Допуская возможность присутствия во тьме врагов — диверсантов и десантников, поезд идет этим местом тихо, как бы шагом, и перед мостом через Москва-реку останавливается. Охрана, сопровождающая поезд, отправляется на разведку, и, наконец, поезд переходит на быстрый ход».

С замиранием сердца читаем описание ночи с 15 на 16 октября, когда Патриарх Сергий заболел в дороге. «Температура у него пошла к 40°. Моментами был бред». Митрополит Николай причастил больного, который после исповеди и причастия перекрестился и сказал: «Я готов к смерти! Да будет воля Божия над всем». И с чувством искреннего облегчения читаешь дальше, что на следующее утро ему стало лучше. Затем описывается вся жизнь в Ульяновске и сообщается много интересных фактов об этой важной и исторической эпохе из жизни Московского Патриарха. Язык статьи весьма красочный и художественный, так что она читается с неослабевающим интересом.

Издавая эту книгу, издательство совершенно не ставило себе целью выпустить в свет монографию о Святейшем Патриархе Сергии, выделив его личность из хода всех исторических событий. Само название книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство» показывает, что он (уже прошлое!) крепкими узами связан с нашим настоящим. Если где-либо затрагивается вопрос о наследстве, то непременно возникает вопрос и о наследниках. Наследником умершего Патриарха Сергия является ныне здравствующий Патриарх Алексий. Покойный святитель оставил большое духовное наследие. Дальнейший ход всех событий из жизни Православной Церкви показал, что «духовное наследие» покойного иерарха попало в надежные и верные руки. Все, что посеял покойный Патриарх, начинает давать уже плоды.

На эту тему доцент Московской Духовной Академии А. В. Ведерников поместил в книге большую статью (вернее говоря, ряд статей, так как каждая глава может быть самостоятельной статьей), где он дает мастерской и точный анализ всей деятельности покойного Святителя и строго логически переходит к изложению событий текущей жизни Русской Православной Церкви при Патриархе Алексии. Статья очень важная и написана весьма серьезно.

Заканчивая характеристику вышеуказанной книги, нельзя не пожалеть о ее сравнительно небольшом тираже, что сделает ее, конечно, малодоступной широкой массе верующих читателей. Но как бы то ни было, мы все должны радоваться появлению этой интереснейшей книги и благодарить Издательство Московской Патриархии, затратившее большое количество труда для ее издания, — и всех лиц, «малых и великих», приложивших свои руки к этому делу.

А. П. КУЗНЕЦКИЙ

Система Orphus