(Из истории московских окраин)
Москва начала свою историческую жизнь на территории очень редко и очень слабо населенной. Левый, холмистый берег Москвы-реки, между устьями рек Неглинной и Яузы, покрыт был густыми лесами, уходящими далеко на север, и изрезан ручьями, оврагами и ненаезженными дорогами. Селения попадались только на этих путях сообщения, по рекам, ручьям и дорогам.
Вместе с ростом и расширением Москвы и образованием в ней столичного центра оживали и окрестности ее, уплотнялись селения, притягивались сельские пахари, кустари и ремесленники всякого рода, работавшие на Москву и сами кормившиеся от нее и около нее. Из Москвы протянулись дороги по всем направлениям, для связи с ближними и дальними городами.
Одна из таких дорог потянулась из Москвы на северо-восток, к старым городам Владимиру и Суздалю. Дорога эта, выйдя за вал Земляного города Москвы, сразу проходила по селу Елохову, широко расселившемуся по большому ручью Ольховцу и его мелким притокам. Для переезда через ручей был устроен проезжий мост, конечно, деревянный, сохранявшийся до 1791 г. и называвшийся Елоховским. Южнее моста местность несколько возвышается к Земляному валу, и здесь, на дороге, образовалась Басманная слобода, входившая в состав села Елохова, как одна из улиц села [1].
В сентябре 1517 г. на этой возвышенности Басманной слободы села Елохова произошло событие, имевшее большие последствия в судьбе Басманной слободы: до этого места, с которого начинался спуск к Елоховскому мосту, шел громадный крестный ход из Москвы с царем Василием Ивановичем и Митрополитом Варлаамом во главе. До этого места москвичи торжественно провожали иконы и другие святыни, принесенные из Владимира в Москву для подновления и украшения их «сребром и златом». Когда эти работы были совершенно закончены и все иконы и святыни готовы были к возвращению во Владимир, все московское духовенство, царь и множество народа приняли их на свои руки и понесли в обратный путь по Владимирской дороге. Дойдя до южной части села Елохова, в Басманной слободе, москвичи простились с Владимирскими святынями и вернулись в Кремль, а владимирцы крестным ходом провожали их в обратный путь домой, во Владимир.
Вот на этом месте в Басманной слободе, где москвичи простились, а владимирцы приняли икону своей Владимирской Богоматери и прочие святыни, царь Василий Иванович на собственные средства велел соорудить храм во имя Владимирской иконы Божией Матери и ежегодно в день 15 сентября совершать к нему крестный ход из Кремля. Крестный ход существовал более 150 лет и отменен был в 1683 г., а в 1751 г. храм Владимирской Богоматери был перестроен и при нем сооружены два придела во имя великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. Позднее весь храм в московском народе стал именоваться не по настоящему престолу во имя Владимирской Богоматери, а по придельному во имя великомученика Никиты.
Память об этих событиях пережила века и переходила из рода в род среди москвичей, отражаясь в печатных произведениях о святынях московских. Так, в одном из них рассказано [2]:
«На старой Басманной улице есть прекрасная церковь во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы с приделами Никиты великомученика и Рождества Иоанна Предтечи. Оная заслуживает внимание наблюдателя и огромностью своею, и величественною архитектурою смешанного вкуса, и богатством внутреннего украшения, и местоположением, и историческим событием, свидетельствующим следующее: храм сей первоначально построен в 1517 г. повелением и иждивением государя великого князя Василия Иоанновича. Из Владимира приносимы были в Москву для поновления и украшения иконы. Когда оные были совершенно готовы, тогда провожали их со крестами все духовенство столицы и сам царь до сего места, в воспоминание чего установлен был 15 сентября крестный ход, который отменен в 1683 г. В 1751 г. храм сей перестроен иждивением прихожан. Присоедините к сему наружное ее великолепие и около 20 больших, должно думать, современных основанию церкви берез, окружающих ее возвышенное место, хорошую железную решетку, служащую оградою, и тогда согласитесь, почтенный наблюдатель, что церковь сия заслуживает внимания. На колокольне устроены боевые часы, довольно хорошие».
Другой описатель московских храмов рассказывает:
«Церковь Сретения иконы Владимирския Богородицы у великомученика Никиты, что в Старой Басманной, прежде построена в 1517 году великим князем Василием Ивановичем, который провожал до сего места принесенные из Владимира святые иконы, почему до
1 683 г. и бывал в оную крестный ход. В 1751 г. церковь сия вновь перестроена тщанием прихожан. Придел св. великомученика Никиты при церкви Владимирской Богородицы, в Старой Басманной, устроен в 1751 г.» [3].
В более старом описании московских древностей и достопамятностей сообщаются некоторые новые подробности:
«Никиты великомученика, что в Старой Басманной, придельная, с настоящей Владимирския Пресвятыя Богородицы, и с приделом в оной Рождества Иоанна Предтечи, первоначально построена в 1517 г. повелением и, как должно думать, иждивением благоверного государя и великого князя Василия Иоанновича, по причине обратного провождения до сего места с митрополитом Варлаамом приносимых из Владимира для поновления и украшенных потом сребром и златом святых икон, почему с того времени в сию церковь сентября 15 дня установлен был ежегодный ход, и который в 1683 г. отставлен. Потом в 1751 г. вновь перестроена коштом приходских людей» [4].
Во второй половине XV века, задолго до построения храма Владимирской Божией. Матери в Басманной слободе, здесь же, в будущем приходе Владимирского храма, произошло событие, отразившееся последствиями в церковной истории Москвы [5].
В то время в Басманной слободе образовалось плотное поселение, занимавшееся сельским хозяйством и кустарными промыслами. Среди мелких кустарей, промышлявших сапожным мастерством, здесь проживала благочестивая семья Иакова и Анны, бездетных. Всю жизнь они усердно молились о даровании им детей, и наконец, в 1469 г. у них родился сын Василий. Скромные родители направили сына по отцовскому делу, желая увидеть в нем хорошего сапожника. Когда мальчик подрос, они отдали его для окончательной выучки в сапожную мастерскую. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, равнодушный к мирской жизни, в душе лелеял мечты о личном самоусовершенствовании и о высоких христианских подвигах. Поэтому, когда Василию исполнилось шестнадцать лет, он покинул хозяина и сапожную мастерскую, ушел из родительского дома и, без крова и одежды, предался подвигу юродства, скитаясь по улицам Москвы целыми днями, а по ночам заходил на паперти московских храмов, продолжая дневные подвиги непрестанным молитвенным подвигом по ночам. Заходил он на паперть и вновь устроенного храма Владимирской Божией Матери в родной его Басманной слободе.
Перенося тяжелые испытания от природы и от людей, Василий, прозванный «нагоходцем», в ограниченном кругу благочестивых москвичей пользовался любовию, уважением и почитанием. Среди почитателей нагоходца были царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, которые, по свидетельству жития в Прологе, «зело дивишася о его терпении и похвалиша Бога, яко в их время дарова Бог такова свята мужа».
В 1552 г. (по Леониду в 1551) [6] настал конец продолжительному и многотрудному подвигу Василия. Он тяжко заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором пришел навестить больного и испросить его молитв. Василий, при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору: «вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им» [7].
Юродствовав в Москве 72 года, Василий 88 лет от роду скончался 2 августа 1552 года и погребен на кладбище Троицкой на рву церкви, где в 1554 году [8] по повелению Грозного построен был Покровский собор, в память покорения Казани, известный под именем собора Василия Блаженного.
Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 г. у могилы его стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов повелели над могилою воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование памяти его в день его кончины 2 августа.
Приблизительно в это же время, по случаю прославления памяти Василия блаженного, было составлено житие блаженного, во всяком случае, не позднее XVI века. Составителем жития был соловецкий монах Мисаил [9]. Переписал творение Мисаила Евфимий, игумен Иосифова (Волоцкого) монастыря. Евфимий был определен с 26 июля 1575 года игуменом из казначеев монастыря и носил фамилию Турков [10].
За этот, более чем столетний период времени, прошедший со дня рождения Василия Блаженного и до составления жития его произошли большие изменения в тех местах, где родился блаженный, и особенно в наименованиях этих мест. И прежде всего на родине блаженного, близ дома его родителей, вырос новый храм Владимирской Богоматери с приделами и образовался новый приход при этом Владимирском храме. В состав этого прихода вошел и родительский дом Василия блаженного. Поэтому составитель жития говорит современным ему (составителю) языком и рисует картину местности в том виде, какой она приняла в его (составителя) время, оставляя истории и историкам разбираться в старине, ее хронологии и номенклатуре.
Вот почему монах Мисаил в конце XVI века говорит, что святый Василий блаженный родился «у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове», т. е. в подмосковном селе Елохове, близ церкви Владимирския Божией Матери. Позднее этот храм и приход его стали именоваться по приделу ев. великомученика Никиты и уже не в слободе, а на улице Старой Басманной, что теперь улица Карла Маркса.
Все эти данные истории Москвы точно определяют место родины Василия блаженного.
ПРОФЕССОР Г. П. ГЕОРГИЕВСКИЙ
[1] Подробные сведения о селе Елохове, о храме и приходе Богоявления в нем содержатся в моем труде по истории села и храма, исполненном мною по заказу протопресвитера о. Н. Ф. Колчицкого и переданном мною протопресвитеру Колчицкому.
[2] Москва или Исторический путеводитель. Часть четвертая, стр. 58—59.
[3] Историческое известие о всех церквах в Москве, собор Г. С. М. 1839. 26 и 81 стр.
В Гос. ордена Ленина библиотеке СССР им. В. Л. Ленина сохранился (шифр Е 108/372) экземпляр этой книги из библиотеки Фед. Голубинского. На последнем белом переплетном листе автографическая запись Голубинского: «Принадл. прот. Федору Голубинскому. Подарена составителем Гр. Леонтьевичем Свешниковым. 1839 г. янв. 24». По листам книги и на последнем переплетном Голубинский вписал дополнения и исправления к тексту.
[4] Путеводитель к древностям и достопамятностям Москвы. Часть четвертая. М. 1796, стр. 205.
[5] Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, московские чудотворцы. Священник И. Ковалевский. Издание 3-е. М. 1901, стр. 1—32.
[6] Святая Русь, Архимандрит Леонид, СПБ, 1891. Стр. 136.
[7] Ковалевский, назв. сочин., 17 стр.
[8] Там же, 18 стр.
[9] Святая Русь, Архимандрит Леонид. СПБ. 1891. Стр. 136—137.
[10] Списки иерархов и настоятелей монастырей. Павел Строев. СПБ. 1877.