жизнь и СМЕРТЬ

Слово, сказанное в Всехсвятской церкви г. Москвы

С евангельских страниц перед нами встает величественная и священная картина из дней младенчества Господа нашего Иисуса Христа: престарелый Симеон принимает на свои руки сорокадневного Божественного Младенца. Праведному Симеону много лет и, вероятно, дрожат его старческие руки, держа драгоценную ношу.

Как волнует нас своими контрастами эта картина, сколько дум пробуждает она в нашем сердце!

Мы видим жизнь, только что начавшуюся, и жизнь, близкую к концу. Младенцу только сорок дней, а старец Симеон, увидев исполнение обещанного ему Духом Святым, уже прощается со своей долгой-долгой жизнью. Разве не напоминает нам эта встреча старца с Младенцем о том, что и каждый из нас когда-то был таким же беспомощным младенцем, которого ласкали руки матери и отца, и руки священника в сороковой день по нашем рождении возносили нас перед алтарем, как праведный Симеон возносил Божественного Младенца?

И каждый из нас из младенца становился отроком, из отрока — юношей. И какою чистою, беспорочно чистою была душа каждого из нас в младенчестве! Можно ли без волнения сердца вспоминать об этом? В младенчестве мы не умели ни лгать, не знали бранных слов, не носили в себе ни зависти, ни зла, своими действиями были подобны ангелам. Господь Спаситель говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Чистая детская душа достойна небесного царства.

И вот постепенно начинает загрязняться детская душа; с уст срывается первое лживое слово; краска стыда заливает лицо ребенка, когда он в первый раз солжет. Вот он начинает узнавать, что такое зависть, ревность; испорченная среда начинает толкать его и на другие пороки. Сначала душа покрывается как бы сеткой греха, едва видимой для духовного глаза, а потом, когда человек привыкает к греху, целыми пластами своей грязи грех начинает прилипать к бессмертной душе.

Праведный Симеон, взяв в свои руки Божественного Младенца, как бы подводит итог всей прожитой жизни. И как он благодарит Бога за эту жизнь, как он благословляет Того, Кто эту жизнь ему дал и Кто дал ему счастье так эту жизнь закончить! С радостью и миром уходит он из этой земной жизни.

И прежде чем Господь Сам подведет итог земной жизни каждого из нас, мы должны много раз на пути своей жизни оборачиваться назад, на прожитую жизнь, и всегда видеть перед собой ее итоги. И лишь мы обернемся назад и посмотрим на то, что прожито каждым из нас, — а многие из нас уже близятся к пределу своей земной жизни, — сколько мы увидим своих ошибок, падений, сколько мы найдем в своем прошлом грехов, не только неоплаканных и неискупленных, но и даже неосознанных и забытых! Не увидим мы и «плодов, достойных покаяния», какие должны были бы мы принести во искупление своих грехов. Наше огромное несчастье в том, что мы не сознаем, не ощущаем бега жизни, в том, что мы не исполняем мудрого и священного апостольского завета: «дорожить временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 16). Дни лукавы потому, что они подобны быстро текущим водам: как река несет эти воды в моря и океаны и как океан никогда не возвращает их к их истокам, так дни и годы нашей жизни, уплывая в океан вечности, никогда не возвращаются человеку. То, что прожито, не вернется никогда. Наверное, немало среди нас есть таких людей, которым бы страстно, пламенно хотелось начать жить снова, чтобы не повторять совершенных ошибок, чтобы не давать места в своем сердце тем порокам и страстям, с которыми мы свыкаемся, чтобы жить по-другому. Но жизнь дается каждому из нас только один раз, и каждый ее год, и каждый ее день, и каждый час должны быть бесценно дороги нам.

Праведный Симеон дорожил своей жизнью, не потерял ее для вечности, но приобрел ею радость вечной встречи со Христом. О, как мало мы сознаем, какой бесценный дар — жизнь, какое счастье жить! Вдыхать в себя воздух, ощущать в груди биение сердца, носить в себе ум, который вбирает знания, иметь сердце, способное любить, иметь глаза, которые видят, уши, которые слышат, ноги, которые водят нас туда, куда мы хотим, — уже все это одно составляет огромное счастье.

Но это счастье ощущения жизни возвышается до безмерной высоты, когда мы узнаём, что нет смерти для нашего духа, никогда не прервется нить его жизни, никогда не умрут ни наши мысли, ни наши чувства, ни наши желания. Об этом говорит нам наша вера, эта наша опора в жизни, тот свет, который ведет нас за собой, освещая прямой путь к высотам царства небесного, то счастье, за которое умирали мученики первых веков христианства и во имя которого святые шли на любые подвиги.

Наша жизнь — бесценное счастье и бесценный дар Божий потому, что мы — дети Небесного Отца, потому что мы созданы по образу и подобию Божию, потому что мы от дня рождения до последнего вздоха окружены заботами Божественного Промысла и любовью Небесного Отца. Наша жизнь — бесценное благо, потому что мы — наследники вечных радостей в Царстве Небесном. Право на это священное наследство приобретено для каждого из нас кровью Господа Иисуса Христа. По любви Своей к нам Он совершил земной подвиг служения Своего людям и закончил этот подвиг Голгофской искупительной жертвой. Мы «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6, 20) — ценою крови Богочеловека. Наша жизнь — это источник величайшей радости и потому, что мы — дети той Церкви Христовой, которая создана ее Основателем для того, чтобы сопровождать своими заботами нас на всем нашем земном пути. Мы — дети той Небесной Матери, Которой вручены для руководства и для покрова; мы — братья тех святых Божиих людей, которых Господь сделал нашими молитвенниками и помощниками на пути к вечной жизни.

Окруженные такими заботами Небесного Отца, как мы можем не считать себя счастливыми? И как мы должны дорожить нашей жизнью как даром любви нашего Небесного Отца! И она только однажды дается каждому из нас! Она дана для того, чтобы быть ступенью к жизни вечной, для того, чтобы, начав здесь свое общение с Богом, мы сделали это общение вечным в жизни за гробом. К неизбежной кончине нашего земного пути приближается каждый из нас. Об этом должны помнить всегда не только мы — люди, не далекие от жизненного конца, но и люди только что вступающие на поприще земного пути, потому что никто из нас не знает времени жизненного предела. К смерти надо готовиться. И чем раньше мы начнем это, тем с большим миром и душевным покоем мы будем думать о смерти и тем с большей радостью ожидать нашей жизни со Христом в бесконечных веках.

Во время нашей земной жизни Господь нам дает предощущать счастье жизни вечной во все те лучшие минуты в жизни христианина, когда он встречается со Христом в своем сердце. И чем больше мы сроднимся с Господом, пока мы живем на земле, тем неразрывнее будет наше общение с Ним там, у Него, в Его царстве.

Да не будет же бесплодной наша жизнь для вечности! Да не будут бесполезны для ^спасения нашей души ни один день, ни один час нашей короткой земной жизни. Не забудем, что те несколько десятков лет, которые составляют нашу земную жизнь, по сравнению с вечностью, это то же, что капля в безбрежном океане. А в эту короткую жизнь можно и погубить свою душу для вечности, и спасти ее!

Я горячо желаю, чтобы для каждого из вас земная жизнь была началом вечного счастья.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus