ПЕРВАЯ ГОДОВЩИНА ЛЬВОВСКОГО СОБОРА 1946 г.

9 марта 1946 г. Русская Православная Церковь приняла в свое материнское лоно б. Греко-католическую Церковь западных областей Украины. Накануне, в высокопамятный день 8 марта, Собор греко-католического духовенства вынес свое историческое постановление о разрыве с Римом и о ликвидации решений об унии с Римом Брестского Собора 1595 г. А на третий день, в воскресенье 10/III, в так называемую «неделю торжества Православия» евангельски смиренная Православная Церковь, действительно, праздновала свой триумф над цезарски гордым Римом.

Первую годовщину этого великого и знаменательного события, 9/III—1947 г., радостно отмечали в своих храмах все города и села западных областей Украины, но наиболее торжественное празднование, естественно, состоялось в самом Львове: ведь это был также и триумф самого Львова. Тогда в Бресте, в 1596 г., в один из самых несчастливых моментов в истории украинского народа, Львов, устами своего епископа Гедеона Балабана и делегатов знаменитого Ставропигийского братства, горячо протестовал против унии и более ста лет упорно боролся с ней. Ныне, в счастливую пору соборного объединения всех украинских земель в одном государстве, Львов праздновал свою победу над Брестом.

Ко дню первой годовщины исторического Львовского собора высокопреосвященный Макарий, архиепископ Львовский и Тернопольский, преосвященный Антоний, епископ Станиславский и Коломыйский, и преосвященный Михаил, епископ Самборский и Дрогобычский, выпустили совместное пастырское послание к своей пастве. Оно трогательно написано и всесторонне освещает великий акт возвращения благочестивого народа Галиции к родной прадедовской вере и Церкви, справедливо усматривая в нем прежде всего «произволение Святого Духа». Оно зовет колеблющихся покориться воле и правде Божией, которая ведет нас к единению в вере и к братской любви, и указывает на благословенные плоды этого единения уже в первом году. Это юбилейное архипастырское послание было прочитано за литургией в день 9 марта с. г. в кафедральном храме св. Юрия во Львове и во всех храмах всех 4-х западных областей Украины. На самое юбилейное торжество, которое решено было отпраздновать в воскресенье 9 марта, собрались во Львове все три наши архипастыря.

8 марта вечером совершалась в кафедральном соборе св. Юрия торжественная архиерейская всенощная, а воскресенье, 9 марта, все целиком с утра до вечера, было посвящено церковным торжествам, с небольшим только трехчасовым перерывом на обеденный отдых.

Благодарственную литургию в этот день совершали все три архипастыря в сослужении львовского духовенства с седовласым о. протопресвитером д-ром Костельником Гавриилом Федоровичем во главе.

В прекрасном храме св. Юрия на самом видном месте перед солеей еще недавно стоял большой гипсовый бюст папы римского Пия IX, теперь с этого места Матерь Божия, как живая, ласково смотрит со своего изумительно прекрасного образа на верных ей детей. Удивительная и далеко не случайная перемена. Ведь фанатические римо-католики в слепой ненависти к православию не стыдились прибегать к самой нелепой клевете — православные, дескать, не почитают Матери Божией. И вот Божию Промыслу угодно было, чтобы в дар Львову на память воссоединения в православной вере Киев преподнес эту именно святыню, может быть, самую дорогую, какую имела у себя старинная Киево-Печерская Лавра.

Интересной и, пожалуй, символичной была также история бюста папы римского Пия IX. Он помещался против специального балкончика (кафедры), с которого обычно произносятся проповеди. Казалось, папа прислушивался к тому, что говорят греко-католические священники, ибо Рим никогда им вполне не доверял. И вот в конце 1938 г. или в начале 1939 г. Св. Юрский храм начали ремонтировать; тогда сняли этот бюст папы. Но никто не предполагал, что он уже больше не возвратится на свое место. И также никто не обратил внимания на то, что перед этим, летом 1938 г., в многострадальном Холмском крае снесли с лица земли более сотни христианских святынь, — бывших когда-то униатских, а впоследствии православных храмов. Папа благословил этот акт религиозного безумия, равного которому не знает история; папа, — по учению католической церкви, наместник Христа на земле, — за два миллиона польских злотых уступил польскому правительству свое мнимое право собственности на эти церкви, хорошо зная, какая участь была им предназначена. Тогда митрополит Андрей Шептицкий возвысил голос протеста, и заколебалась вера в «непогрешимого» папу в украинской душе, а из сердца наиболее сознательных галичан папа вовсе исчез. Вслед за этим исчез бюст папы и в Св. Юрском храме, а на его месте после Львовского Собора появилась пречудная икона Богородицы.

Перед этой иконой Богоматери в первую годовщину Львовского Собора, как и в дни самого Собора, был совершен после литургии благодарственный молебен. Дивны, воистину, дела Твои, Господи!

После обеденного перерыва в 5 часов началась архиерейская вечерня. Ее служил наш ревностный архипастырь Высокопреосвященный Макарий. Эту вечерню пел наибольший (из сорока душ) хор наименьшей церкви г. Львова. Этот хор и наилучший, ибо русская церковь св. Георгия, в которой он обычно поет, всегда была православной, а в Православной Церкви веками создавалась изумительная музыкально-духовная культура. Хор этот пел на заключительном торжестве Львовского Собора в прошлом году и этим приобрел себе право выступить и на юбилейном торжестве.

Еще большее право на юбилейном празднике имела сама наша духовно-церковная музыка, ибо она, давно проникнув в Греко-Католическую Церковь, со своей стороны подготовляла наше религиозно-церковное объединение, и потому на торжестве в честь Львовского Собора устроен был концерт.

Концертные песнопения предваряло слово о. протопресвитера д-ра Костельника. Он говорил с необычайным воодушевлением, ибо говорил о наиважнейшем, наибольшем и наиболее дорогом деле всей своей жизни. Говорил с чрезвычайной, исключительной убедительностью; каждое его слово вырывалось из самой глубины его души. Поэтому и речь его произвела на слушателей глубочайшее впечатление.

Взволнованная душа верующих с особенной силой воспринимала красоту исполнявшихся хором духовных произведений. Сначала величественный, радостно торжественный концерт исполина церковной музыки, бессмертного Бортнянского, «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». А вслед за ним простенький, но чрезвычайно умилительный кант про Почаевскую икону Божией Матери: «Пасли пастыри овцы на горе». Этот кант прославляет Почаевскую Лавру, которая разве только чудом возникла на окраине украинской земли и, благодаря своей дивной истории, одинаково дорога и для православных украинцев и для бывших униатов, а потому может укрепить наше религиозно-церковное объединение. Кант про Почаев, и слова и мелодию, создал сам украинский народ; при этом мелодия песни выдержана в излюбленном народом лирницком стиле. Хор пел почаевский кант в обработке Тележинского, не изменившего однако лирницкого характера мелодии; в его композиции солистка (сопрано) поет в сопровождении хора о чудесах Почаевской Божией Матери. Это соло артистически исполнила хористка, ученица консерватории, Антонина Скородинская. Почаевский кант произвел, кажется, наибольшее впечатление из всех песнопений. Многие из слушателей плакали от умиления. Далее были исполнены: 1) концерт Веделя «Слыши, дщи», от которого веяло глубокой стариной; 2) «С нами Бог», оригинальное и красивое произведение Чеснокова; 3) «Верую» великого Чайковского, который любил украинские песни и произведения которого особенно сильно отзываются в душе украинца; 4) «От юности моея» Мясникова, красивое трио для женских голосов, а львовский хор как раз может похвалиться, даже перед Москвой, молодыми, свежими и хорошими женскими голосами, как это сказал по адресу хора благочинный церквей г. Москвы, о. протоиерей Марков в бытность свою во Львове; 5) «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» в прекрасной обработке Чеснокова, особенно уместное в богослужении крестопоклонной недели; 6) «Величит душа моя Господа» соло для сопрано в сопровождении хора, чрезвычайно мелодичное произведение композитора Петровского, проживающего теперь во Львове; 7) его же эффектное «Буди имя Господне» и 8) «Господи Боже Израилев» — один из самых красивых концертов Бортнянского. В конце были провозглашены и пропеты уставные многолетствия. Было уже поздно, когда закончилось торжество в честь первой годовщины исторического Львовского Собора.

Юбилейный концерт в следующее воскресенье, 16 марта, был повторен в св. Преображенской церкви Львова, где настоятельствует о. протопресвитер д-р Костельник. На этот раз программа концерта была дополнена великопостными мотивами — прекрасными композициями Веделя: «На реках вавилонских» и «Покаяния отверзи ми двери». Затем, чтобы подчеркнуть достигнутое Львовским Собором единение в вере, солистка хора (сопрано) пропела в сопровождении хора общую для всех христиан молитву «Отче наш» в композиции Завадского. А в завершение и концерта и всего юбилейного торжества хор с одушевлением исполнил концерт Бортнянского «Тебе Бога хвалим».

Приятно было услышать от одного из б. греко-католических священников навеянную концертом мысль о том, что прекрасная религиозная песнь может не менее сильно подействовать на душу, чем хорошая проповедь, и так же, как она, может привлекать людей к Церкви.

СЕРГЕЙ ХРУЦКИЙ

Система Orphus