Христос Воскресе!
В благоговейной радости духовной сретая светлый Праздник Воскресения Христова, мысленно, в знамение сей радости и общения о Господе Воскресшем, подаю вам, всечестные отцы и братие, и приемлю от вас взаимно целование.
Молитва наша и вера да приблизят нас к Пострадавшему за грехи наши и смертью Своею Упразднившему вечную смерть падших человеков.
И да приимем в сердца наши мир, который Христос подал ученикам Своим «не якоже мир дает», но якоже Он благодатию Своею действует.
Благодарение Богу, по лицу земли нашей раздается в эти светлые пасхальные дни радостный звон колокольный, и храмы наши, постепенно повсюду умножающиеся, наполняются верующим народом, воспевающим Господу не только в сердцах своих, но и устами «песнь благодарения»: и за светлую радость Праздника, и за мир, наступивший после ужасов войны, и за воскресающие и возрождающиеся после военных разорений наши грады и веси.
Особенно же радует нас и всех верных сынов Матери нашей Святой Церкви, что и рассеянные и отделившие себя от единства церковного возвращаются в ограду Церкви нашей.
Еще недавно мы с отеческою любовью прияли возлюбленных архипастырей и чад Церкви нашей в Америке с их пастырями и, предоставляя им свободу церковного порядка и устроения сообразно с внешними условиями их жизни в Америке, имеем их как верных и любезных о Господе чад и соработников на ниве Христовой, имеющих, по Апостолу, «тот же дух веры» (2 Кор. 4, 13).
Но наряду с этим и другими отрадными явлениями единения и мира во Христе имеются у нас в заграничных церковных объединениях еще и остатки противления и разделения.
Есть, к глубокому нашему сожалению, пастыри и архипастыри, ведущие свои паствы не по прямым путям единения с Матерью-Церковыо, а по неверным стезям, отводящим от сего единения.
И как ни странно и непонятно, — их не радует, а как будто раздражает возрастающее в нашей стране мирное и благополучное плавание корабля церковного. И доброе и явно благожелательное отношение к Церкви со стороны нашего Правительства, и нашу искреннюю преданность ему и благодарность они расценивают как лишение Церкви Ея внутренней свободы. И, прикрываясь этим своим беспочвенным утверждением, они обосновывают им свое упорное нежелание возвратиться в лоно Матери-Церкви, которое они в свое время покинули по мирским расчетам.
Прискорбно видеть разделение там, где должно быть единство. Но мы не людей, поддерживающих это разделение, спешим опорочить, а скорбим о деле и о вводимых в соблазн чадах Церкви.
Если не отрекался Царь и Пророк Давид «с ненавидящими мира быть мирен» (Пс. 119, 6), не отречемся и мы иметь мир с заблуждающимися. Наипаче же в сей нареченный и святый день великого всемирного Праздника, да призовем всех: и сущих в ограде Церкви, и вне Ея попущением Божиим пребывающих, к миру и единству во Христе, «яко разумети Его и силу воскресения Его» (Филип. 3, 10).
С молитвою о том, да вси едино будем во Христе Иисусе, Господе нашем, паки приветствую вас, возлюбленные отцы и братие, и простираю к вам пожелание единения веры в Господа Воскресшего и заповеданной Им любви друг ко другу. Да сподобимся сего единения воистину!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Пасха Христова 1947 г.