ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХА

Снова наступили дни Великого поста... Снова льются напевы покаянных псалмов, до глубины волнующие душу, подымая в ней все лучшее и святое.

С их вечной чудодейственной новизной эти напевы проникают вглубь существа и нельзя их слушать без слёз, без учащенного сердцебиения!

В предшествующие Великому посту недели о мытаре и фарисее и блудном сыне Церковь подготовляет и зовет нас к покаянной молитве, к исправлению жизни, к духовному обновлению.

Смиренное сознание мытаря своей греховности и горячее молитвенное восклицание: «Боже! милостив буди мне грешному!», горечь отдаляемости и отчужденности души от Бога и счастливое возвращение к Нему, любящему и прощающему, образно прошли перед нами в евангельских притчах. Начертан путь восхождения к Богу...

И вот опять эти великие святые дни, полные неотразимой глубины переживаний, богатые минутами созерцания и сосредоточенных молитв, умиротворяющее мерцание лампад, их блики на иконах. Лики святых овеяны священной тайной, и в ней чутко угадывает душа те нити вечности, что незримо связуют землю и небо, с которым роднит нас храм и молитва.

Все то огромное количество народа, заполняющего центральную часть храма, и одинокие человеческие фигурки, уединившиеся в отдаленные его уголки, напоены одним чувством: строго, благоговейно — тихо и хорошо в душах тех, кто присутствует в храме, за этими проникновенными церковными богослужениями, дающими нам душевные силы.

Мы так нуждаемся в нравственной поддержке на нашем жизненном пути!

В борьбе со всеми горестями и невзгодами, неизбежными в земной жизни, к нам приходит усталость, уныние, тяготит чувство бессилия подняться и пойти на зов Божий. Даже при самом ясном сознании своих ошибок, заблуждений, неправоты, человек продолжает, сам вовсе того не желая, но наоборот, тяготясь этим, все же уживаться с ними и ничего не изменяет в себе к лучшему. Без Божией помощи не можем мы и раскаяться.

В нас так много противоречий, что и сами-то мы часто не можем в них разобраться.

Чувство раздвоенности, противоположная настроенность, неудовлетворенность, непримиренность с самим собой — все это знакомо человеческой душе, и душа страдает от этого.

Порою так мертво и темно внутри нас, что кажется, будто там уже нет ни искры упования, никакого душевного движения, ни одной горячей слезы, которая прошла бы через толщу льда и воскресила бы в сердце благоговенье и любовь. Только испытываешь потребность найти и прибегнуть к Тому, Кто властен исцелить всякий недуг.

В нашей душе живет неумирающее стремление к Непогрешимому Богу, которое хоть и заглушается иногда и словно замолкает придавленное тяжестью греха и порока, но вдруг встает и заставляет оживленно биться сердце, гонит прочь уныние и вопиет к Богу:

«Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый?».

Склоняясь у подножия Креста, который в эти дни встает неотступным напоминанием о страданиях Христа, и, взглянув на Лик Распятого, обращенный на нас с кроткой печалью, чувствуешь, как что-то безмерно великое встает перед взором... Кажется, слышишь биение всех сердец, слова замолкают, и внутренний голос уже говорит:

Господи! Ты видишь мою духовную нищету, нет в ней ничего светлого и достойного ни Твоего святого взора, ни Твоей любви и милосердия! Всякая малая обида против ближнего долго живет в моем сердце, всякое испытание и горе я встречаю с непокорностью и ропотом, и вся моя жизнь нисколько не похожа на христианскую, но душа моя рвется к Тебе.

Дай мне видеть мои пороки, помоги уйти от них, пошли мне слезы покаяния, чтобы в них потонула моя греховность, силою Твоей любви укрепи мою немощь, возроди мою грешную душу.

«Даруй ми зрети моя прегрешения» — вслед за священником без слов произносят сердца, и тихо-тихо вторят за пастырем: Боже! очисти мя грешного... смягчающим дыханием небесного тепла и святого упования эти слова обнимают душу.

Вот что-то дрогнуло в сердце, и слезы подступили к глазам...

Святые благословенные слезы! как вы облегчаете тяжесть греха, как углубляете радость духовного просветления!

Каждый отдельный момент пребывания в храме наполняет душу как бы все новыми и новыми драгоценными перлами, — отзвуками неба, и они, скапливаясь, растут и ширятся в груди.

В ответ на запросы нашей души, на ее томление и грусть о небесной родине, ниспосылается Богом прилив святых незабываемых волнений, обновляющих и обогащающих духовное содержание человека и вместе свидетельствующих о неоцененных сокровищах горнего мира, о великой радости кающихся и притекающих к Богу получить помилование, прощение и соединиться с Ним.

«Не отрадно ли покрытому ранами получить исцеление? Запятнанному всякою нечистотою быть омыту? Связанному узами получить свободу?» — говорит о состоянии очистившейся от греха души в своем слове о покаянии преосвященный Феофан

Потому приковывают нашу душу весь устав Великого поста и церковные богослужения с их канонической чистотой, что содержат в своей полноте целебный бальзам, искупление и обновление наше.

Перед лицом Божиим без числа проходят души, уязвленные болезнями, печалями, угрызениями совести, со всеми изгибами душевных переживаний, и Божия благость, коснувшись души, вселяет в нее покаянные слезы и умиление.

Впитывая и вдыхая в себя благоуханье фимиама молитвы, душа обретает покой, как успокаивается физическая боль от прикосновения тепла.

За литургией Преждеосвященный Даров псалом «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», как будто подымает душу высоко над землей, а слова «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» — вызывают восторженный трепет, будто ангел, пролетая, краем крыла легко касается души.

В виду огромного количества причастников, долго остающиеся открытыми царские двери манят и зовут войти в Царство вечного света, возвращенного нам крестною смертию Творца и Спасителя.

Долго причащает священник, медленно подходят к открытому алтарю причастники, их сопровождает протяжное трогательное пение: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Люди подходят к этому неиссякаемому источнику любви и бессмертия; лица их становятся светлее, и в глазах их искрится Божественный свет.

По мере приближения к окончанию поста, все теснее и теснее в храмах, так что приходится подолгу ждать на улице, прежде чем войти туда. Волны Божия света влекут к себе людей.

Душа пытается проникнуть в глубину страданий Христа, постичь взятую на себя Богом тяжесть греха всего человечества, представить весь ужас совершившегося на Голгофе зла, все величие беспримерной жертвенной Любви, добровольно восшедшей на крест, и тоску, а за ними прощение, и не может постичь, и испытывая страх и смятенье, замирает, молчит и льнет ко Кресту.

Не потому ли Господь попускает нас вплотную столкнуться со тьмою греха, чтобы мы поняли всю ее безотрадность и больнее ощутили тоску о свете?...

В трудах и борьбе со злом и тьмою — путь к радости и свету...

И дни поста, именуемого Великим, поистине велики своею святостию и полнотою Переживаемого, силою, возрождающей светлые порывы, добрые начала, захватывающей все стороны духовного мира священными, освещающими сердце и разум воспоминаниями о совершившемся деле спасения человечества, и огромные величием захватывающей радости приближающегося праздника Светлого Христова Воскресения.

Мы должны помнить, что всякое горячее искреннее желание, усилие к борьбе со своими страстями и грехами приведет к победе потому, что добродетель сильнее зла и могущество света сильнее тьмы.

Мрак Голгофы сменился светом Воскресения, и ничто не могло задержать расцвета, или затмить яркость и великолепие этого чудного

Божия дня.

Н. ВАСИЛЬЕВА.

Система Orphus