СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ [1]

Едва ли найдется среди православных христиан, знающих историю, человек, который не обнажил бы благоговейно голову и не поклонился бы многострадальной в прошлом Грузии, каждая долина и горное ущелье которой покрыты благородной кровью ее народов. Через большую шеренгу веков, сквозь бури и штормы сотен священных войн за свою Родину, жизнь, св. веру прошли народы солнечной богоспасаемой страны. Прошли. Устояли. Бережно и непорушно пронесли православные люди Грузии чистоту св. веры, непоколебимость ее догматов, твердую основу ее канонов.

Благодатное благословение Церкви воодушевляло народы Грузии на всех исторических этапах борьбы против иноземных, главным образом — мусульманских и языческих захватчиков.


Дать полную правдивую историю Грузинской Православной Церкви — священный долг церковных историков. Пока же, насколько нам известно, дело дальше кратких, обзорных работ не шло.

Но эта благодарная работа — дело будущего (надеемся — ближайшего)

Сейчас же наша скромная цель — ознакомить православных русских читателей в самых общих чертах с наиболее славными поборниками. Православия в братской Грузинской Церкви.

И наше первое слово — святому имени той, благодаря подвигам которой свет веры Христовой навеки воссиял в этой маленькой стране.


С величайшим благоговением православные грузины хранят благочестивое предание о том, что в недрах их земли хранится великая священная реликвия — хитон Иисуса Христа.

Древнейшие летописи рассказывают о том, что первые семена веры Христовой были посеяны апостолом Андреем Первозванным. Здесь, в районах Ацхура, Мингрелии, Абхазии и горной Сванетии он, творя чудеса именем Христовым, претерпевая унижения и оскорбления от язычников, обращал к истинной вере многие сотни людей, после чего удалился для новых подвигов апостольского служения в другие страны.

Свирепыми карами царей-язычников удалось на некоторое время заглушить в Грузии открытое исповедание христианства. Проповедникам его пришлось принимать мученическую кончину.


Маленький городок глубинной малоазиатской страны Каппадокии — Коластра был земной родиной святой Нины, которая волей Божией стала великой христианской просветительницей Грузии. Родственное окружение Нины было поистине благодатным для укрепления в ее юной душе возрастающего с летами стремления к христианскому подвижничеству. Блестящая военная карьера ее отца Максимиана Завулона, достигшего положения крупного военачальника римских легионов, не помешала ему стать истинным христианином и даже — по некоторым сведениям — крестителем некоторых галльских племен (на территории нынешней Франции). Высокоблагочестивой была и его жена Сусанна — племянница Иерусалимского епископа св. Ювеналия. По своему отцу Максимиану Нина была двоюродной сестрой св. великомученику Георгию Победоносцу.

Есть данные о том, что с самых молодых лет Нина жила в Иерусалиме. Здесь диаконисса Гроба Господня — благочестивейшая старица Ниофора своими рассказами укрепляла в юнице ту настроенность, твердые основы которой были заложены столь выдающейся в христианском отношении семьей, семьей будущей великой подвижницы.

Всего 12 лет исполнилось Нине, когда ее отец покинул военное поприще, распродал и раздал бедным свое имущество и ушел на подвиг пустынножития, жена его посвятила себя служению нищим и убогим, а святая Нина осталась на попечении некоей благочестивой армянки.

Юную пламенную христианку Божественное внушение устремило к проповеди слова Божия. Она несет святые слова в великий город того времени и великий оплот язычества — Рим.

Великая сила ее убежденности неотразимо действовала на сердца ее слушателей. Жена императора — Елена еще до Нины внимала словам проповеди многих знаменитых, умудренных опытом старцев-проповедников, склонилась к христианству, к принятию св. крещения, но откладывала это до паломничества в Иерусалим. Но явилась святая посланница из Иерусалима, и рассеялись колебания царицы: Елена приняла крещение на месте и немедленно, правда, крещение — по условиям времени, окружения и обстоятельств — тайное.

Вскоре ряд событий [2] (описание которых для краткости опускаем) позволил Нине отправиться с благовествованием в страны Закавказья, в далекую легендарную Иверию, в страну, недра которой хранили хитон Христа, горные ущелья которой еще как бы оглашались эхом слов святых апостолов, население которой под сильным языческим прессом стояло под угрозой полной утери св. веры своих прапрадедов-христиан.

В обстановке жесточайших преследований, поношений и лишений (ибо это было в годы гонения христиан, воздвигнутого императором Максимином, который держал в страхе и Закавказье) св. Нина на 32—33 году своей земной жизни прибыла в страну народов Грузии.

Прибыла изможденная лишениями, в ранах и рубищах, но с вдохновляющим ее даром Матери Божией — святым крестом из виноградной лозы. Неприветливо встретила ее древняя столица Грузии — Мцхет. Христианство сохранялось почти исключительно среди еврейской части населения Грузии. Царь Мцхета Мириан (из Персидской династии Сассанидов) был стойким язычником.

День 5 августа [3] 315 г., как повествуют древнейшие священные предания, ознаменовался первым чудом: в этот день, гласят строки христианской летописи, — многотысячные толпы язычников с царем Мирианом и его огромной свитой собрались на гору для торжественного «моления» сонму кумиров во главе с «богом» Армазан. Св. Нина вознесла горячую молитву к Богу, и Он явил свою волю: внезапно поднялась страшная гроза и буря, разметала кумиров, невиданный по размерам град погасил костры и обратил язычников в паническое бегство. Среди обезумевшей, бегущей толпы совершенно невредимой стояла Нина в благововейной, благодарственной молитве.

После шестидневного пребывания в посте и молитве на месте чуда, святая проповедница поселилась сначала в царском саду, затем — в сооруженной ее руками лиственной куще — шалаше у подошвы загородной горы, среди густых, колючих кустарников. (Впоследствии на месте кущи св. Нины построена маленькая церковь, остатки которой сохранились доныне во дворе бывш. Самтаврского женского монастыря).

Последующие годы жития св. Нины являют дивный образец сочетания строжайшей иноческой жизни в пустыннических условиях с громадной апостольской деятельностью в миру и для мира.

Ее убогий кущ скоро делается светильником богоугодной молитвы, утешением страждущих, очагом просветлений и исцелений именем Христа. У Нины уже много помощников в ее благовестнической миссии; среди них недавний главный раввин Авиафар; в их числе многие новообращенные и новоубежденные ею недавние язычники — грузины. Просветленный ум Нины сделал ее прозорливой; она, удостоившаяся необыкновенно сильной молитвой чудесных видений, предсказывала грузинам-христианам победу над могучей языческой Персией. В самый разгар персидской агрессии она убежденно говорила: «Кончилось владычество ваше, ибо вот Победитель», творя при этом знамение креста.

Вера двигает горами: проповедь св. Нины поднимала грузин к их государственному сознанию, приобщила их к истинной вере. Тьма язычества отступала перед светом Истины, провозвестников которой становилось все больше.

Наконец, Нине удалось обратить к христианству царскую семью. Она не склоняла свою главу и перед этими сильными мира сего. Силою, данной ей свыше, она излечила жену царя, состояние здоровья которой было признано безнадежным; исцелен был царь Мириан от внезапно постигшей его слепоты.

Обращенный ко Христу Мириан, становится ревностным соратником своей вдохновенной просветительницы.

Ее проповеди собирают уже огромные толпы народа; намечаются места для сооружения храмов; матерью храмов грузинских становится «Свэти-Цховели» — позднейший Мцхетский собор.

По просьбе св. Нины и Мириана, поддержанный Византийским императором Константином Великим, антиохийский патриарх Евстафий присылает пастырей для церкви Грузни во главе со святителем Иоанном — первым архиепископом новой Церкви. Иоанн привез с собою и много свв. икон и церковной утвари, а главное — драгоценнейшие реликвии: подножие и гвоздь от Креста Господня.

Страна украшается многими храмами (для уже десятков тысяч новых христиан-грузин). Заслуживает внимания, что первые храмы сооружались почти исключительно на западных и восточных границах Грузии. Вблизи последней (грузино-персидской границы) церкви ставились на вершинах гор и впоследствии были не только местами богослужений, но и прибежищем и оплотом бранных испытаний.

Неутомимыми усилиями св. Нины и вдохновленных ею ее соратников было обращено к христианству все население основной части Грузии — Карталинии.

Св. благовестница уклонилась от подготовленных в ее честь торжеств и удалилась в тишь укрытой пещеры на берегу Арагвы. Но удалилась не для отдыха, хотя бы и благочестивого, и даже — не в целях только своего личного духовного спасения. Она пламенной, слезной молитвой просила там Господа о даровании ей сил для нового подвига во имя Божие — просвещения горной Кахетии. Население местностей, прилегающих к собственно — Кахетии (чертальцы, пховельцы, эрцотионетинцы и др.) было уведено языческими жрецами в почти недоступную горную Тушетию. Горы оставались средостением непримиримого язычества.

Но для святой подвижницы не было преград, для ее воли не было препон. В помощь себе она взяла только одного священника и одного диакона и отправилась на несколько лет в неимоверно тяжелый путь.

Верим, что недалек час, когда придет (он не может не притти) историк грузинской церкви, который в обстоятельной монографии даст грядущим поколениям подробное описание этой миссии св. просветительницы. Мы же в жестких рамках журнальной статьи кратко отметим самое основное.

У св. Нины была только сила христианского убеждения, ее слово и ее св. крест. Против нее — разнообразный арсенал языческих средств воздействия, пополняемый к тому же многосторонней помощью извне, из обуреваемой захватническими стремлениями Персии.

Помимо малодоступности, район новой деятельности св. Нины был очень обширен: к северу он простирался до перевалов Кавказского хребта, к востоку доходил до побережья Каспийского моря. О многосторонних трудностях ее работы говорит хотя бы факт чрезвычайной языковой пестроты в местах ее апостольской деятельности.

Ум исследователя в изумлении останавливается, не будучи в состоянии слабым земным рассудком объяснить — как могла св. Нина преодолеть столь могучее препятствие для успеха проповедничества, как несколько десятков различных разговорных языков своих слушателей и притом — языков разнородных, лишь иногда родственных. Складывается единственно возможное мнение: св. Нина с непостижимой скоростью овладела множеством местных языков, наречий и диалектов; иначе и быть не могло. А что ее проповедь была понятна слушателям, нераздельно и неистребимо овладевала их думами и умами — это факт; об этом говорят блистательные положительные результаты.

Примем во внимание, что проповедь велась на этот раз не среди чистых сердцем, простодушных людей, а среди закоренелых язычников, казалось, прочно подчинившихся хорошо организованному, опытному в пленении душ жречеству.

И в этих условиях жатва св. Нины была обильной. Она обратила прежде всего тех, кого надеялись укрыть в Тушетских дебрях. На левом берегу Арагвы она обратила к истинному Богу эрцотионетинцев.

Приходя в новый район, святая подвижница прежде всего уделяла некоторое время молитвенному приготовлению себя. Пример ее святой жизни в этот период (как ни старалась она уединиться) становился предметом почитания для окрестного населения. Она молилась за приходящих к ней, утешала страждущих, исцеляла недужных. Затем начинала проповедь и, как следствие ее — св. крещение, сначала — одиночек, а потом и массовое крещение уверовавших.

Она не уходила из района своей деятельности пока для масс новообращенных не были построены (или во всяком случае — заложены) храмы и для последних поставлены священники, большею частью из людей, ею же прежде просвещенных и ею же подготовленных для пастырского служения.

Она оставалась еще некоторое время и для наблюдения за работой новых пастырей, помогала им своим словом и делом, всегда поспевала в те места, где языческие элементы надеялись одержать победу над малоопытным иереем, и исправляла положение. И лишь убедившись в прочности утверждения христианского дела, отправлялась дальше, где таким же образом, начинала новый этап своих подвигов.

Уже на склоне своих земных лет св. Нина отправляется на крайний восток Закавказья, в земли Кизикии и Албании (в пределах нынешнего Азербайджана). Там она, сначала своей подвижнической жизнью и чудесами, затем проповедью Христова учения обращает в св. веру правительницу Кизикии — Суиджу (которой было наречено в крещении имя Софии), ее семью, двор и военачальников, а затем при содействии Сунджи-Софии и большинство кизикийцев.

Древние прикаспийские албанцы также обязаны св. Нине распространением у себя христианства.

Физические силы оставляли Нину. На 66-м году жизни она, совершив то, что без особого Божия благоволения было бы не по силам не одному десятку энергичнейших людей, св. Нина удалилась в затвор в бедный, уединенный кущ близ кизикийского городка Буди (Бодиси, Бодбе), где предалась посту и молитве.

Из ее последнего земного, горного убежища была на громадное расстояние видна чудесная панорама к западу — району ее прежних подвигов. Но и здесь ее затвор не был полным. Она не могла отказать в своем святом слове, утешении и молитве множеству людей, приходящих к ней.

Почувствовав приближение конца своих земных дней, св. Нина призвала к своему одру Мириана и Софию. С ними собрались к постели своей великой наставницы многие и многие славнейшие люди грузинских царств и народов.

По единодушной, слезной просьбе окружающих, св. Нина продиктовала для записи краткую повесть о своем жизненном пути.

И последние часы своей земной жизни великая просветительница посвятила подвигу прощального напутствия. Это была ее последняя — от холодеющих уст — святая речь, мольба о хранении пуще всего чистоты св. веры, о хранении того, что навеки будет путеводной звездой грузинского народа.

Св. Нина отошла в вечность 14 января 340 г. [4], завещав похоронить ее на месте ее последнего пребывания.

На могиле подвижницы была сооружена церковь во имя св. Георгия, ставшая позже кафедральным храмом Бодбийской митрополии.


Память св. Нины благоговейно чтится всем православным миром. Неизмеримо дорога она православному населению братской Грузии. Наш небольшой очерк — скромная лепта признательности Сестре-Матери нашей Грузинской Православной Церкви.

НИКИТА ВОЛНЯНСКИЙ

[1] Основная литература по теме: 1) М. Сабинин. История Грузинской церкви до VI века. 1877 г.; 2) Романовский. Очерки по истории Грузии. 1802 г.; 3) И. А. Протопопов. Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории. 1901 г.; 4) Пл. Иосселиани. Краткая история Грузинской церкви, 1843 г.; 5) Комплекты «Вестника Грузинского Экзархата» за 90-е п. XIX в.; 6) Богословская Энциклопедия, изд. проф. Лопухина. 1902 г., т. III, стр. 170; 7) русский перевод кн. Сабинина «Жизнь св. Нины», 8) Моисей Хоренский. История Армении (русский перевод), 1858 г.; 9) Н. Покровский. Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до вступления ее в подданство России. 1905 г., 10) ст. В. А. Потто: «Князь И. Гир. Амилахвари», № 18, «Тифлисского листка» за 1906 г.

[2] Сабинин. Указ. соч., стр. 28; Н. Покровский. Указ. соч., стр. 27—28.

[3] По другим сведениям — 6 августа.

[4] Год смерти святой Нины определяется приблизительно: 338—340.

Система Orphus