В Международный женский день на страницах «Журнала Московской Патриархии» уместно поразмыслить над духовным и моральным обликом советской женщины.
Миллионы советских женщин самоотверженно трудятся в промышленности и в сельском хозяйстве, в науке и в искусстве. Многие советские женщины являются выдающимися организаторами и руководителями в самых разнообразных областях человеческой деятельности, в том числе и в политике, и в управлении государством. И на всех женщинах лежат их особые, присущие только им, обязанности матери, жены, сестры, невесты. Как бы ни была велика роль женщины в общественной жизни, ее женские радости и ее женское горе остаются неизменными во все века и у всех народов.
Советская власть в своем законодательстве с предельным вниманием предусмотрела, чтобы женщина нигде не была уязвлена, чтобы она могла вести жизнь, соответствующую ее вкусам, желаниям, умственным потребностям, оставаясь вместе с тем неприкосновенной в своей женственности.
Здесь уместно привести несколько слов из доклада А. Я. Вышинского на одном из заседаний недавней сессии Верховного Совета СССР. «Статья 122 Конституции СССР устанавливает, что в СССР женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественной жизни. Статья 122 Конституции указывает, что «Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов». Редакционная комиссия предлагает указать в этой статье также, что возможность осуществления женщиной предоставленных ей прав обеспечивается также государственной помощью многодетным и одиноким матерям. Это дополнение соответствует государственной практике, выражающей заботу Советского государства об охране материнства и детства».
Стоит лишний раз вдуматься в эти слова, характеризующие нашу сегодняшнюю действительность. Наши женщины, бывшие в 1917 году в зрелом возрасте, могли бы поделиться своими воспоминаниями о тех царских законах, которые ставили женщину в весьма зависимое положение от различных социальных, экономических и юридических факторов. И особенно женщину «из народа», — как принято было в старое время называть крестьян, рабочих и людей различных мелких профессий, добывающих средства к существованию своим трудом, — наиболее многочисленной прослойки населения, но не составляющих по тогдашним понятиям «общества». Какой моральной и материальной свободой могла располагать многодетная мать в необеспеченной семье? А что говорить о тех женщинах, которые в силу самых различных обстоятельств становились матерями вне брака?
Но моральная и материальная свобода, которая предоставлена женщине в Советской России, ко многому нас, женщин, обязывает.
Советская женщина может быть любого вероисповедания или оставаться атеисткой — это дело ее совести. Каждое вероисповедание имеет свой кодекс моральных и религиозных требований к женщине. Также существуют и советские законы, определяющие форму брака, семьи, требования к воспитанию детей, обязательные для всех советских женщин, независимо от их вероисповеданий.
Чему же учит Русская Православная Церковь женщину-христианку, женщину, посещающую храмы и богослужения, женщину, с благоговением слушающую слово духовного пастыря?
Обычно проповеди священников строятся на примерах, взятых из Жития святых, из Священного писания. Вера и благочестие, высокий моральный облик отличали при жизни, будь то в первые века христианства или в седую старину русской истории, всех тех женщин, образ и имена которых бережно хранит церковная память. Однако в жизнеописании женщин, причисленных к лику святых, есть много и бытовых подробностей, рассматриваемых Русской Православной Церковью как добродетель, как достойные подражанию качества характера и манера поведения.
Св. Ольга неслучайно разделяет с великим внуком своим, русским князем Владимиром, от нее же получившим первые впечатления и понятия христианского благочестия, наименование «равноапостольная». Ей, женщине, принадлежит заслуга раньше других во мраке язычества различить свет истинной веры. Пишут о ней историки, что она была страшна и грозна врагам родной земли, а народ любил и почитал ее, как мать, за милосердие, мудрость и справедливость.
Муч. Фомаида, родом из Александрии, жена рыбака, отличалась целомудрием, кротостью и незлобием.
Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, совершила незабываемый подвиг, посвятив жизнь свою распространению христианства среди диких горных народов. Именно со времени жизни Нины Грузия начинает свою историю, как государство, народ которого объединен цементом единой веры.
Пр. Макрина, сестра Василия Великого, в своем личном горе черпала силы для помощи ближним. Она потеряла жениха, с которым была обручена, и посвятила себя всецело воспитанию сестер и братьев, облегчая и по хозяйству труды и хлопоты своей матери.
Пр. Ксения всех любила, всем оказывала помощь, какую только могла, для бедных была благотворительницей, для скорбящих утешительницей, для грешных наставницей.
Пр. Елизавета, настоятельница Царьградской обители Космы и Дамиана, постоянно трудилась, заботилась о спасении вверенных ей сестер, постоянно призирала и воспитывала сирот, помогала бедным и вдовам.
Св. прав. Нонна, мать св. Григория Богослова, свое благочестие и пламенную ревность к вере постаралась передать своему сыну, ставшему незабвенным проповедником.
Пр. Евфросиния, княжна Полоцкая, с детства приобрела сильную любовь к чтению, впоследствии занималась списыванием св. книг.
Имена Веры, Надежды, Любви стали у нас наименованием прекраснейших человеческих чувств, а Софья-Премудрость — высшим человеческим благом.
Св. и пр. Иоаким и Анна, упоминание которых мы слышим за каждым богослужением, являют нам пример супружеской добродетели и чадолюбия. Русская Православная Церковь чтит память их 9 сентября, на другой день Рождества Богородицы, «потому что после празднования Рождества Богородицы прилично воздать должное прославление и родителям ее», — как указано в месяцеслове.
Какие же качества, доступные и рядовой женщине, воплощаются нашими православными пастырями и архипастырями в Богородице? Позволю себе процитировать два отрывка из проповеди Митрополита Николая.
Митрополит Николай говорит о последних днях земной жизни Христа. «У Него не было ни сокровищ, ни других земных благ, чтобы их завещать Матери. Он говорит Ей о другом, и какое неизреченное сокровище вручает Он Ей в этих немногих словах, утверждая Ее Матерью Своего ученика, а в лице его Матерью всего человечества: «Не плачь, Моя Мать! В утешение Я делаю Тебя Матерью всего человеческого рода, Я вручаю Твоему сердцу, Твоей любви все искупленное Моей кровью человечество! Ты не будешь одинокой. У тебя будет бесчисленная семья детей, для которых не будет большего счастья и радости, как называть Тебя своей Матерью, а для тебя не будет отныне другой жизни, как отирать слезы скорбящих и плачущих чад Твоих». И стала с тех пор Божия Матерь, как мать всех людей, собирающихся вокруг Нее, продолжать то дело, для которого Сын Ее жил на земле: стала Она всех скорбящих Радостью, как с нежностью и любовью назвало Ее православное верующее сердце в одной из Ее святых икон...».
И эти качества: матери, утешительницы, поборницы блага всего человечества — не являются ли теми качествами, которые украшают женщину нашей страны?
«В лице Божией Матери, — говорит в другой проповеди Митрополит Николай, — перед Которой преклоняются и будут преклоняться миллионы человеческих сердец, женщина возвеличена над всем миром видимым и невидимым».
Именно такое отношение к женщине является идеалом для народов на наивысшей ступени их культурного развития.
Но такое отношение к женщине связано с ее постоянным внутренним совершенствованием. И нам, женщинам, исповедующим учение Православной Церкви, следует постоянно заботиться о своей нравственной чистоте, с уважением относиться к своему труду, понимать, что сделанное нами является зеркалом наших духовных качеств, будь то простое вязанье или научная работа. Следуя заветам Церкви, мы должны ценить и беречь и свой и чужой очаг. И на нашей ответственности лежит воспитание детей, то есть воспитание будущих граждан нашей страны.
Когда Церковь освящает наш брак с избранным нами человеком, священник многократно, в разных вариантах, повторяет одну и ту же мысль, вложенную в слова молитвы при венчании:
«Блажен еси и добро тебе будет, — жена твоя яко лоза плодовита, сыны твои яко насаждения маслична».
«Узриши сыны сынов твоих...»:
«О еже возвеселитися им видением сынов и дщерей, Господу помолимся...».
«И подаждь рабам твоим... живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадах благодать, неувядаемой славы венец...».
Можно ли найти слова более доброго напутствия для двух людей, связующих себя брачным союзом до конца дней? И какая великая премудрость, накопленная опытом многих: поколений в течение тысячелетий содержится в этих словах. Особенно, если поразмыслить над соотношением благоденствия и добродетели каждой отдельной семьи и процветанием всего государства в целом.
Семья в нашем представлении — это муж, жена и дети. И жена, именно жена, женщина является центром семьи, ее связующим звеном. От ее мягкости, такта, заботливости и терпения зависит внутренний мир семьи. Если женщина требовательна к самой себе, невольно и близкие ее равняются по ней. В ее воле заставить мужа уважать себя, детей быть вежливыми, трудолюбивыми и верными гражданами отечества. Тем более, что советская женщина имеет для этого такую прочную базу, как равноправие и материальную помощь государства.
Простое сопоставление молитв и назиданий в храмах Русской Православной Церкви с советскими законами, касающимися женщин, свидетельствует о том, что духовная и моральная сущность советской верующей женщины не подвергается никаким внутренним противоречиям.
АНТОНИНА ШАПОВАЛОВА