ВСТРЕЧИ СО ХРИСТОМ

Слово,сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

В праздник Сретения Господня своим духовным взором мы видим волнующую картину: ветхий старец Симеон держит на своих руках сорокадневного Божественного Младенца и прощается с земной жизнью. Какою радостью и ощущением какого счастья дышат его предсмертные слова! Еще бы! Долго ждал он этого счастливого дня, когда увидит телесными очами Спасителя мира. И вот он Его держит, прижимает Его к своей груди.

Кто из нас при виде этой священной картины не скажет в глубине своего духа: о, если бы такое счастье выпало на мою долю! Если бы Господь удостоил радости Его видеть, слышать Его слова, прикоснуться к краю Его ризы, припасть к Его пречистым ногам и облить их слезами своей любви и раскаяния в грехах! Но ведь, дорогие мои, перед Своим Вознесением Господь Спаситель обещал нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И Господь не может не исполнить Своего обещания. И Он исполняет его.

Сколько раз на протяжении своей земной жизни душой своей мы встречаемся с Господом! Когда истинно верующий православный христианин стоит на молитве, открывает перед Богом свое сердце, — он вкладывает в эту молитву всю свою горячую, убежденную веру в то, что Господь близ него, что Господь слышит его молитву, потому что Он обещал: «Воззовет ко Мне и услышу его» (Пс. 90, 15); «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя» (Пс. 49, 15). Молитвою истинного христианина руководит его несомневающаяся вера в то, что Господь не только слышит эту молитву, но и даст то, о чем Его просят. Ведь Он сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; Стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7). Христианин знает, что Бог, в Которого он верует, — Бог Всемогущий, и нет ничего, что было бы выше Его Божественной Силы; знает и то, что Бог есть любовь и Он не только может помочь нам во всем, о чем мы Его просим, но, как Любвеобильный, всегда хочет оказать нам эту помощь. Эта вера в близость Божию и вера в помощь Божию, которою дышит истинно христианская молитва, и дает молящемуся радость пережить в эти минуты чувство самого живого общения с Богом. «Близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс. 144, 18), исповедует св. псалмопевец. Вот почему после такой молитвы всегда бывает легко и тепло на душе человека: потому что душа встретилась с Богом. «И верится, и плачется (после молитвы), и так легко, легко», говорил о таком переживании наш верующий поэт.

Каждый православный христианин знает с том особом чувстве духовного восторга, духовного подъема, какое он переживает в светлые дни Святой Пасхи. Эта восторженность, как бы переливается через край верующей души, и Церковь указывает выход этому чувству в учрежденном ею обряде взаимного целования православных христиан в дни Пасхи.

Откуда эта радость? Откуда это ликование верующей души в светлую ночь Христова Воскресения? В начале страстной седмицы Церковь в песнопениях своего Богослужения призывает нас сопутствовать Христу, пережить страдания Христовы, вспоминаемые в последние дни этой седмицы, и распяться с Ним. Каждый христианин, сострадая своему Господу, с благоговением переживает священные события последних дней земной жизни Христовой в Великий Четверг, Единственную в году Пятницу, Преблагословенную Субботу. И тому, кто страдает с Господом в эти дни, Господь дает и радость совоскреснуть с Ним в светлую ночь Воскресения, дает радость ощутить Его Воскресшего, является ему, как явился некогда в день Своего Воскресения мироносицам и апостолам. В эти дни наша душа встречается со Христом, мы бываем едины своим духом с Воскресшим Спасителем.

Мы встречаемся с Ним и при совершении всякого доброго дела. На Страшном Суде Господь скажет тем, кто будет стоять одесную Его: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; ...был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25, 35, 36). И скажут Ему: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?...; когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?». И Он ответит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 37—40). Когда мы делаем доброе дело, мы делаем его Самому Господу. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Когда ты в протянутую руку нищего опускаешь свою милостыню, ты знай, что рядом с этой рукой есть незримо рука Самого Господа, которая и принимает твою жертву». Вот почему после всякого доброго дела, совершенного во имя Божие, тихая радость снисходит в наше сердце, какое-то особенное тепло согревает его. В эти минуты наша душа встретилась со Христом.

А вспомните, какие чувства волнуют нашу верующую душу, когда мы любуемся красотами природы: когда мы выходим, например, на простор цветущих лугов, зеленеющих полей, вступаем в густой, чуть шумящий своими верхушками, лес, восторгаемся видом безбрежного синего моря, горами с их снежными шапками, куполом темного звездного неба ночью! Мы не можем не чувствовать, наслаждаясь красотой природы, руки Великого Творца, Великого Архитектора и Божественного Художника, создавшего эту красоту; мы не можем не чувствовать, что никакие слепые силы природы не могли бы создать этого прекрасного мира, если бы он таким не вышел из рук своего Божественного Создателя. И в эти минуты наша душа встречается со Христом. И так понятен нам восторг, охвативший душу псалмопевца Давида, восклицающего в одном из своих псалмов: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24).

Наибольшее количество встреч со Христом совершается у нас в храме. Мы чествуем святые иконы, мы целуем их с верою и благоговением и при этом прославлении наших святынь мы делаемся причастниками той благодати Божией, проводниками которой они служат. Мы подставляем чело под помазание освященным елеем, мы окропляемся святой водой, мы вкушаем благословенный хлеб за всенощной, — и через все эти священные обряды нам преподается благословение Небесного Отца; своей верующей душой мы ощущаем прикосновение любящей Божией руки. В наших храмах верующие души орошаются не только каплями благодати Божией, но обильным ее дождем. Этот небесный дар напояет наши сердца и через многочисленные молитвы, песнопения, обряды нашего богослужения, через благословение священника, через каждение фимиамом. Все мы знаем слово Христово: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). И во время молитвы в храме, когда наша молитва искрення и глубока, охватывает все наше внутреннее существо, мы ощущаем эту близость Божию к нам, это присутствие Христово среди нас.

Чистым духовным очам святых людей было дано видеть присутствие в храме и Господа Иисуса Христа, и Божией Матери, и святых ангелов. Все мы знаем о видении, открывшемся взору преподобного Серафима за литургией в Великий Четверг, когда он увидел Господа, идущего по воздуху по направлению к алтарю. В день Покрова Божией Матери мы прославляем то чудесное событие, явление Ее на воздухе, которое произошло во время всенощной во Влахернском храме в Константинополе.

Здесь, в нашем православном храме, за каждой божественной литургией совершается величайшее чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И нам, грешным, дано счастье телесными своими глазами видеть Господа в Его Святых Тайнах, и не только поклоняться Ему, но и принимать Его в храмину тела и души. Сколько раз, значит, мы встречаемся со Христом на протяжении только нескольких часов нашего православного богослужения! И какой великой святыней должен служить для нас наш православный храм, место особенного присутствия Божия и Его явления людям! Потому так любили строить свои храмы православные русские люди от времен древней Руси. В первые века христианства у нас на Руси для наших предков было свидетельством особой любви к Богу построить храм в течение одного-двух дней. Такой храм сооружался «всем миром». Мы, люди пожилые, помним от дней своего детства и юности многочисленных сборщиков на храм, стоявших на папертях наших церквей, посещавших дома благочестивых людей для сбора пожертвований на построение храмов. Один из таких сборщиков — «дядя Влас, старик седой» — любовно описан нашим поэтом в стихотворении.

Вот почему искони православные русские люди и любили украшать свои храмы золотом, серебром, яркими красками, вышивками, цветами. Эта любовь к украшению наших храмов не умирает и не может умереть в сердце верующего человека. Как нам не украсить то место, в котором мы встречаемся с Господом, в котором Он Сам всегда присутствует в Своих Святых Тайнах?

Мы говорим о тех встречах со Христом, какие бывают у нас на земном пути каждого из нас. Но будет наша встреча со Христом по окончании нашей земной жизни. К этой встрече мы должны готовиться всю свою жизнь. Думаем ли мы об этом, или не думаем, ожидаем или не ожидаем этой встречи, готовимся к ней или нет, — эта встреча неизбежно состоится для каждого из нас. О, как будут счастливы те из нас, которые, стоя по правую руку Праведного Судии, услышат Его голос: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Горе, вечное горе постигнет тех из нас, кто услышит другой, грозный приговор Небесного Судии!

Праведный Симеон, встретивший Господа в храме Иерусалимском и вдохновивший нас сегодня подумать о наших встречах со Христом, своим примером говорит о том, когда эта встреча с Господом бывает радостной, мирной и счастливой для человеческой души. В течение долгих лет он жил верой в грядущего Спасителя мира. Эта вера в нем никогда не колебалась и не умалялась, эта вера руководила всеми его мыслями, поступками, желаниями, и, вдохновляемый ею, он очистил свое сердце от греха, украсил себя внутренней красотой, стал «праведным и благочестивым, и Дух Святый был на нем» (Лк. 2, 25).

Такой путь, пройденный Симеоном, ведет к радостной встрече с Господом в день Его последнего Суда. И нам, воодушевляясь примером праведного Симеона, надо итти тем же путем. Господь указал нам путь к небу и вечным радостям, Он дал нам и силы, дает нам и помощь на этом пути. Он встречается с нами множество раз на пути нашей жизни, чтобы дать предощутить радость быть с Ним в бесконечных веках. Пойдем же за Ним!

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus