РУССКИЕ СВЯТЫЕ

Очерк второй

«Жен святых сословие» — так именует стихира [1] группу праведниц, просиявших в нашей земле и канонизированных Российской Церковью. Анна Кашинская, Евфросиния Московская, Иулиания Муромская... с каждым из перечисленных святых имен связано у верующего человека представление о высоко-христианской жизни, о блистающей добродетели, о подвигах скромных, но достойных всяческого подражания. Справедливость требует поставить впереди этого славного списка (без малейшего предпочтения данной угодницы другим, о чем уже шла речь выше) лучезарную фигуру блаженной княгини российской Ольги, как по времени ее деятельности, так и по значению последней. К этому обязывает еще и то, что выдающаяся правительница древней Руси — первой в Русской Церкви была причислена к лику святых. Восстановим же в памяти основные моменты ее богоугодной и поучительной жизни.

...Юные годы. Окружающие восторгаются дивной красотой и необыкновенным умом откровицы. Как повествуется в одном житии, «образом бяше святая тиха и кротка и любима ко всем и мудра зело». В 903 г. киевский князь Олег, родственник и опекун будущего правителя Киевского Игоря, позаботился отыскать ему наилучшую невесту, и вместе с другими кандидатками Ольгу привозят в Киев. Выбор падает на благонравную девушку, и она становится женой Игоря.

С 913 г. Игорь начинает самостоятельно править быстро растущим Киевским государством и, кроме преданной жены, обретает в Ольге и мудрую советницу. Молодая княгиня принимает активное участие в государственных делах. По тогдашнему обычаю, для Ольги выделен маленький удельный городок — Вышгород (в 12 верстах от Киева), где имеется особый дворец, челядь, хозяйственный обиход. В последние годы княжения Игорь дважды предпринимает длительные военные походы против греков, оставляя на это время бразды правления рассудительной и энергичной супруге.

Не одними думами и радением об устроении Киевской Руси занята княгиня Ольга. Много и подолгу размышляет она над тайнами бытия, и ее пытливый ум осознает тщету языческих суеверий. Она перестает поклоняться идолам и сближается с бывшими в Киеве христианами, которые имели здесь свою деревянную церковь во имя св. пророка Илии. Православие влечет к себе Ольгу, ее пленяют возвышенность и стройность христианского вероучения. В нем ее взыскующая душа находит ответ на все запросы, которых не в состоянии удовлетворить примитивная языческая религия. Ольга горячо жаждет стать христианкой и просветить верой во единого и истинного Бога свой народ. Однако, дела по управлению княжеством задерживают на некоторое время осуществление этого заветного желания.

В 957 г., в сопровождении большой свиты, Ольга отправляется в Царьград и вступает на землю греков. Император Константин Багрянородный и его двор принимают славянскую княгиню с большой торжественностью и почетом. Сам Патриарх Полиевкт наставляет Ольгу в вере и, видя огромное рвение ко Христу высокой гостьи и ее большую подготовленность, совершает таинство крещения, наименуя ее Еленой. По преданию, Патриарх приветствовал новообращенную такими знаменательными словами: «Благословенна ты в женах русских, что свет возлюбила, а тьму оставила; благословлять тебя будут сыны русские в роды родов при самых поздних твоих потомках».

Дважды устраивают в честь Ольги пышные приемы, в императорском дворце. Сам Константин (известный и как историк) описал происходившие церемонии. Во время обедов играла музыка, певчие исполняли хвалебные гимны, император одаривал Ольгу и остальных славянских гостей золотом. Умом, благочестием, наружностью Ольга произвела на греков неизгладимое впечатление.

Напутствуя Ольгу, Патриарх вручил ей деревянный крест с надписью: «Обновися, Русская земля, к Богу св. крещением, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». (Этот крест очень долго сохранялся в алтаре Киево-Софийского собора). Устами Патриарха выражалась уверенность в том, что в недалеком будущем свет Христов воссияет над Русью, и враждебные, зачастую, отношения между двумя великими народами сменятся в силу общности веры союзом мира и дружбы.

Патриарх отпускает с Ольгой несколько священников, снабдив их иконами, утварью и всем необходимым для богослужения. По возвращении святой на родину начинается последний, самый яркий период ее жизни. Все двенадцать лет, что ей предстояло еще прожить, она посвящает ревностной проповеди христианства в нашей земле.

Много городов и сел славянских обходит и объезжает св. Ольга-Елена, проповедуя Евангелие своим соотечественникам «яко истинная Христова ученица и единоревнительница апостолов». Она повергает и уничтожает языческие статуи, водружает на их место кресты. Множество славян обоего пола под влиянием горячего призыва Ольги обращалось к Истинному Свету и крестилось. По преданию, Ольгою построено несколько церквей. Так, сооружая храм во имя Пресвятой Троицы в пределах теперешнего Пскова, святая провозвестила славу и значение этого города в будущем.

Наступил 969 г. Ольга очень разболелась и почувствовала приближение кончины. Она упрашивает сына Святослава задержаться с выступлением в поход и завещает не справлять над ее могилой языческой тризны, а похоронить по христианскому обряду. 11 июля она причастилась и отошла ко Господу с горячей молитвой о скорейшем просвещении родной земли прекраснейшим из вероучений. Почившую оплакивали не только сын и родственники, но и весь народ.

Вместе с торжеством христианства на Руси настало и время прославления святой Ольги. Около 1007 г. князь Владимир решил перенести в отстроенную им. в Киеве Десятинную церковь тело своей приснопамятной бабки (надо полагать, что оно было предано земле в Вышгороде). В перенесении мощей участвовали князь, бояре, духовенство, толпы киевлян. «Они же прославиша Бога, и вземше мощи, и положиша в церкви святыя Богородицы, в гробе каменее мала; и на верху гроба того честного оконце сотвориша; и туда видять: блаженныя тело лежаще цело и тлению непричастно, но светящеся яко солнце. И иже кто приидет с верою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробе святыя, само о себе отверзется, и видят честное тело и мнози приемлют исцеление неоскудно, а другим, иже не с верою приходящим к честному ковчегу святыя, не отворится оконце гробное, и не видят святаго и честнаго ея тела, но токмо гроб видяху святыя».

Значение равноапостольного подвига святой Ольги красочно определил летописец: «Она была предшественницей христианской веры в земле нашей как денница перед солнцем и как утренняя заря перед светом, ибо она сияла как луна в нощи... Сия первая от Руси вошла в царствие небесное и сию хвалят сыны русские как начальницу и молитвенницу: ибо она и по смерти молит Бога за Русь».

Таким образом, новое имя, нареченное св. Ольге при крещении, оказалось многознаменательным. Ибо как некогда византийская императрица Елена начала обращение ко Христу римского царского рода и стала предшественницей в вере славному сыну своему Константину, так для нашего отечества возблистала мудрая славянская княгиня новой Еленою. Этой мыслью наполнены и слова канона в изданной службе: «Величие наше и похвало ты еси, Ольго Богомудрая, тобою бо от идольския лести свободихомся; ныне молися за люди, яже Богу привела еси» [2].


Всякий беспристрастный исследователь найдет в собрании российских святых не только выдающихся гражданских и духовных деятелей своего времени, но и немало безвестных простолюдинов. Последние ничем не прославились в отечественной истории, но своим духовным совершенством блистают столь же ярко и сильно, как и любой другой угодник, облекавшийся в земной жизни званием князя или титулом митрополита.

Достаточно раскрыть патерик старейшей в нашей стране обители — Киево-Печерского монастыря (основан в третьей четверти XI века), чтобы удостовериться в том, что богоугодным житием часто отличались совершенно простые и незаметные люди. Таковы преподобные Спиридон и Никодим, именуемые просфорниками (память чтится 31 октября). Первый из них происходил из крестьян и пришел в обитель при игумене Пимене (в 30-х гг. XII века). Смиренный и трудолюбивый, Спиридон ревностно нес послушание. Заметив усердие нового пришельца, игумен поручил ему печение просфор, и целых тридцать лет провел преподобный за этим занятием. Не пропускавшего ни одной службы и благоговейно слушавшего чтение и пение церковное Спиридона охватывает горячее желание — постичь грамоту, чтобы и самому прославлять Господа на том прекрасном языке наших предков, которым и доселе пользуется при богослужении Русская Церковь. И пожилой инок уразумевает книжное учение. Отныне за любым делом — рубит ли он дрова, месит ли тесто, топит ли печь — звучат псалмы на его устах. Такой же простец Никодим делит труды с преподобным Спиридоном — носит поленья, приготовляет формы и так же неустанно славит Бога.

Молитва и труд, смирение и готовность услужить любому из братий и мирян — только в этих границах были сосредоточены деяния и помыслы обоих преподобных. И кто, кроме обитателей монастыря, знал о душевной чистоте кротких просфорников? Но Церковь не забыла их подвижничества и явила православным, как высокий образец иноческой добродетели. «Спиридоне — цвете незлобия и Никодиме, соименный победе — поется в службе святым отцам ближней пещеры, где покоятся мощи этих угодников — оба святые просфорники, готовя чистые хлебы в дар Богу, приготовии себя в жертву благовонную».


Итак, перед нами на короткий срок представали славные имена некоторых российских святых, возникали из прошлого их многообразные дела и подвиги. Даже и при рассмотрении столь малого по объему материала можно придти к вполне определенному суждению.

Кто такие русские святые? Почему веками не угасают воспоминания об этих людях, почему не умолкают духовные песнопения в их честь? Русские святые — это «цветы духовнии земли нашея», ее гордость. Всех их роднит между собою страстное и вдохновенное стремление к Богу, величие духа, горячая и беспредельная любовь к ближним. Естественно, что из-за различия условий времени, из-за различия в общественном положении все это проявлялось угодниками на разном поприще и в неодинаковых формах. Одни (как равноапостольные князья Ольга и Владимир) властвовали на огромном пространстве и привели к Богу десятки тысяч наших предков-славян, другие (как черниговский и рязанские князья) умирали в страшных муках за родную землю и Православие, назидая соотечественников примером. Масштабы деятельности третьих были гораздо скромнее. Так, кроткий пастырь Иринарх Ростовский избрал нивой для своего делания души богомольцев-одиночек. Некоторые, как Печерский инок Марк-гробокопатель или святые просфорники, долгие годы подвизались на простой и малозаметной работе, а были и такие, как многоболезненный Пимен, которые, будучи разбиты немощами, горели скрытыми от всех светочами добродетелей в тишине своих келий. Заслуга Церкви и состоит в том, что она сумела распознать праведников и под пышным нарядом княгини, и под выцветшим подрясником младшего из послушников и под лохмотьями и побрякушками блаженного. Многие святые вышли из зажиточных семейств, но главное ведь не в их социальном происхождении. Из какого количества купеческих сыновей должен был отыскаться Прохор Мошнин, ушедший с юности от богатства и уюта, чтобы источить следами, своих коленопреклонений камень и стать Серафимом Саровским? Много ли было на Руси таких князей, как Давид Муромский, поставивших нерушимость христианского брака выше всяких почестей и удобств, присущих жизни средневекового русского феодала? Много ли было таких бояр, как Федор Колычев, сменивших сытую и привольную жизнь при царском дворе па постничество и нестяжанне?

Заслуга Церкви и заключается в том, что она без лицемерия отыскала во всех слоях русского общества праведников, которые презрели соблазны мира и избрали благую часть — спасение души. Мы не можем усмотреть из Истории Русской Церкви, чтобы она отдавала предпочтение знатному и просвещенному собственнику перед селянином — в деле признания их святости. Стоит привести примеры противоположного характера. Собор русских святых не включает в себя имен ни Ярослава Мудрого, ни Дмитрия Донского, ни знаменитого сподвижника Ивана Грозного — митрополита Макария, ни столь же известного Феофана Прокоповича, ни еще многих подвижников благочестия, занимавших первые места в общественной иерархии. Зато мы находим здесь смиренного летописца Нестора, скромнейшего келейника Михея, простого воина Меркурия, просветителя Кольского края Трифона Печенгского и других рядовых русских людей.

Словом и делом явили отечественные угодники те качества русского человека, которые получили признание и вызвали восхищение у всего, человечества, которые с молоком матери передаются из поколения в поколение. Беззаветная любовь к родине — она с одинаковой силой вдохновляет и Троицкого архимандрита и смоленского богатыря. Русь становится второй родиной и для потомка литовских князей Довмонта, чей меч неутомимо разил врагов нашей страны. Душевным благомощием — самоотверженностью в борьбе за правое дело, ясностью ума и благородством сердца — поучают нас как святые основатели монастырей, так и Христа ради юродивые, подвизавшиеся на торжищах и на папертях церквей.

Добрые плоды богомудрия и благочестия произросли на прекрасной земле россиян. Чудными плодами замечательной веры приукрасился вертоград Христов. Прехвальны святые народа, не оставляемого Божией милостью. И никогда не перестанут их многовидные жития, деяния и глаголы вдохновлять потомков к достижению нравственного совершенства. Бог избрал и прославил достойнейших, благоволив им содеяться крепкими помощниками верующих и молитвенниками за святую Русь. Так пусть эти «светила незаходимая земли нашея» [3] озаряют наши души, дабы они настойчивее устремлялись к небу, к высшему блаженству. Внемлем же гласу Церкви, которая, явив православным дивный и «бесчисленный сонм сродник наших Богу благоугодивших» [4] неустанно призывает нас: «Сих доблести чудно смотряще, возревнуем добродетелей их [5]».

Г. ЗВЕНИГОРОДСКИЙ

[1] "Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим". Изд. Московской патриархии. 1946. стр. 3.

[2] Служба. Канон, песнь 1-ая, стр. 8.

[3] Служба, стр. 15.

[4] Там же, стр. 5.

[5] Там же, стр. 3.

Система Orphus