О ВЕРЕ

(Из размышлений)

«Господи, умножи в нас веру!» (Лк. 17, 5)

Вера!... Чудное слово, открывающее целый мир прекраснейшей духовной жизни, всепобеждающей силы и непоколебимой убежденности! Не безотчетная, слепая, а христиански осмысленная, разумная вера является «краеугольным камнем» всей нашей жизни, нашего поведения. «Веруйте в Бога и в Меня веруйте (Иоан. 14, 1) — сказал Христос. Эти слова Церковь, на заре своего исторического существования, воплотила в Никео-Цареградский символ веры.

Наша вера не есть плод беспочвенных мечтаний человеческого разума, искавшего ответ на вопрос:

«Кто он, откуда,

Куда он идет,

Кто там в верху

Над звездами живет?» (Гёте).

Наша вера не есть и стремление объективировать свое идеальное «я», не есть и порождение страха... Наша вера основывается на известном стремлений человека к своему Творцу.

Мы знаем, что человечество в своем прирожденном устремлении к Богу, искало Его везде. И в великой матери-природе, и в необозримых пространствах неба, и в себе самом. Какой трудный путь пришлось пройти человечеству в этих своих самостоятельных исканиях Бога! И зелень трав, и могучие деревья, и самые разнообразные животные, и земля и вода, и луна и солнце, и сам человек — все это последовательно обоготворялось и служило предметом веры. Последнее слово в этих исканиях сказала греческая и римская мифология, создавшая множество богов и богинь, олицетворявших те или другие силы природы. Кроме того, их боги были и людьми, которые вмешивались в жизнь человека, веселились, любили, обладали всеми человеческими страстями, правда — люди, обладавшие большой силой и свободой.

Справедливо, что и до Христа Бог являл Себя избранному народу, но это Его откровение в то время еще не могло вместить в себя все человечество, ибо даже избранный народ и тот часто уклонялся от веры откровения и шел по пути своих умствований и страстей. Нужно было, чтобы пришла «полнота времен», чтобы человечество в своих лучших представителях признало, что оно в самостоятельных исканиях Бога зашло в тупик.

И лишь после этого Бог, в Сыне Своем, открывает Себя не одному какому-либо народу, а всем людям без различия пола, возраста, национальности. Отныне «вся возможна верующему», всё есть достояние Божие, всё должно стремиться к гармонии с Творцом, все могут быть причастниками вечного блаженства «в доме Отца».

Но разумная вера христианского откровения, вера «победившая мир» есть не просто признание Бога-Творца и Промыслителя, а свободное устремление всего человека к теснейшему единению со своим Отцом, свободное подчинение себя Божественной воле, благости, любви, ибо «вера без дел мертва» (Иаков. 2, 26). Это категорически императивное заключение апостола Иакова говорит о том, что христианин получает спасение не только по благодати Божией и своей вере, но и «от дел». Все сказанное достаточно ясно показано не только в Евангелии (Мф. 7, 17—20; Лук. 6, 44—45), но и в посланиях Ап. Павла, который говорит: «Доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6, 9—10). Ибо «мы созданы на добрые дела» (Ефес. 2, 10). Отсюда, добродетельная жизнь требуется для христианина, как прямой показатель искренности его веры. Важно одно, чтобы и вера и дела не приводили нас к гордости и самообольщению (Ср. Ефес. 2, 8—9).

Вера!... Какая это благодетельная, великая сила! Сколько радостей дает она человеку, как облагораживает его, как возвышает, как смиряет, как укрепляет!... И если в обыденной человеческой жизни значение веры чрезвычайно велико, то как грандиозно оно в религиозной жизни человечества! «Верою победили царствия» (Евр. 11, 33).

Поистине, тот кто хочет притти к Богу, должен прежде всего «веровать, что Бог есть и ищущим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11, 6), мздовоздаятель — не в смысле обычных наград, а в том, что сам человек начинает тогда ощущать в своей душе необыкновенную тишину, мир, сладость, теплоту, чистоту.... Все наши великие подвижники почти всегда испытывали эту «неизглаголанную радость и мир о Духе Святом»: И обыкновенный средний христианин изредка испытывает это чудесное превращение, когда бытие Бога делается для него яснее его собственного бытия, когда оно (бытие Бога) всецело определяет его сознание и поступки. Хорошо об этом сказал покойный Патриарх Сергий. «Таинственно-свободный переворот, в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую силу, как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека... грех в полном смысле слова удаляется от человека, уничтожается в нем, перестает быть частью его внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое пережито и зачеркнуто благодатию (веры, Н. X.) в момент переворота» [1].

Вера для православного христианина — это компас, указующий путь к Богообщению, к борьбе со злом, греховностью, с ложной свободой от Бога, с той свободой, какая породила чудовищное по своей жесткости и злобе учение фашизма, какая отрицает необходимость для нашего спасения добрых дел.

Но ведь Христос сказал не просто «веруйте», а «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан. 11, 25). Следовательно, «в несомненной и убежденной вере в Божие обещание взять навсегда к Себе верных Ему детей» мы находим, «путь праведности и благочестия — единственный, который ведет к мирной и непостыдной кончине» [2].

А пока здесь, в земной жизни, для нас — христиан «вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом, и в ожидаемом и желаемом как бы в настоящем» (ср. Евр. 11, 1).

ПРОТОИЕРЕЙ И. А. ХАРЬЮЗОВ

[1] Митрополит Николай, ЖМП, 1945 г., № 12, стр. 19.

[2] Он же, Ibid, 1946 г., № 1, стр. 27.

Система Orphus