Просматривая «Журнал Московской Патриархии» за прошлые годы, находишь много благородных и теплых слов по адресу Красной Армии. Православное духовенство освобожденных районов Советского Союза и православное духовенство демократических зарубежных стран, узнавших ярмо фашистского сапога, единодушно в глубокой признательности Советской армии. И это не только потому, что Советская армия — победительница. Точнее сказать: победительница Советская армия потому, что это подлинно демократическая, подлинно народная армия.
И. В. Сталин, как всегда, четко и убедительно определил причины побед Советской армии в своем прошлогоднем приказе в День Красной Армии: «Выдающиеся победы Красной Армии объясняются, прежде всего, тем, что она является подлинно народной армией и защищает интересы своего народа. Советские люди горячо любят свою армию и постоянно заботятся об укреплении ее мощи. Эта забота особенно ярко проявилась в трудные годы Великой отечественной войны. Весь наш народ, не покладая рук, дни и ночи трудился для фронта, для победы. Без самоотверженного труда рабочих, крестьян, интеллигенции, без их материальной и моральной поддержки Красная Армия не смогла бы одолеть врага».
Сознание, что в дело обороны родной страны, на помощь Красной Армии Русская Православная Церковь отдавала все, чем она располагала, это сознание сегодня по праву заполняет радостью сердца верующих, пастырей и архипастырей, и они вместе со всем советским народом празднуют 29-ю годовщину Советской армии.
Когда касаешься взаимоотношений Русской Православной Церкви и Советской армии, неизбежно вспоминается покойный, незабвенный Святейший Патриарх Сергий. Вот несколько строчек из его доклада на Соборе епископов 8 сентября 1943 года, которые полностью и образно характеризуют, как складывались эти взаимоотношения в период войны: «Я, между прочим, в свое время обратился к нашему церковному обществу, — писал Святейший Патриарх Сергий, — с предложением собрать средства на устройство танковой колонны имени Димитрия Донского. Мною руководило желание повторить пример Преподобного Сергия, который на поле брани выслал своих двух схимников. Конечно, это были слабые воины, если смотреть на них с физической стороны, но они несли на себе благословение Троицкой Лавры и Преподобного Сергия, и поэтому появление их в рядах русского воинства, несомненно, подняло дух последнего и способствовало поражению Мамая.
«Так и наши танки, — думал я, — не Бог знает, какая это могла быть помощь нашему русскому воину и воинству, но это было наше благословение, это был знак того, что Церковь не оставляет воинов и на поле брани, что она их благословляет и готова участвовать с ними в самых боях, чтобы добиться освобождения нашей Святой Руси от нашествия иноплеменников. Мы все-таки собрали больше 8 миллионов на это».
Проходит год. На страницах «Журнала Московской Патриархии» под рубрикой «Помощь фронту» из номера в номер сообщается о сборах денежных средств, ценностей и вещей на оборону страны, для воинов, для раненых. И сколько священнослужителей, церковных деятелей и рядовых прихожан православных храмов могут гордиться личными посланиями И. В. Сталина, в которых почти всегда есть трогательные, проникающие в душу слова: «мой привет и благодарность Красной Армии».
В письме И. В. Сталину 24 октября 1944 года ныне здравствующий Святейший Патриарх Алексий пишет: «Ваши сердечные ответы на наши сообщения об этих патриотических взносах вдохновляли жертвователей, и число их умножалось. К настоящему времени общая цифра этих взносов доходит до 150 миллионов рублей, не считая пожертвований ценными вещами всякого рода».
Танковая колонна имени Димитрия Донского вступает в строй. Еще в марте 1944 года совершилось торжество ее передачи частям Красной Армии. Митрополит Николай вместе с благословением Русской Православной Церкви дает танкистам напутственный наказ.
«Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли от фашистской нечисти, во имя мирной жизни и счастья нашего народа! На священное дело — вперед!».
Через несколько месяцев в письме к Митрополиту Николаю командование частью пишет: «Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части, на врученных Вами танках, полные любви к своей Матери-родине, к своему народу, к вождю и отцу народов великому Сталину, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев на 1-м Белорусском фронте и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю. Уничтожая врага, личный состав нашей воинской части проявил подлинный героизм и самоотверженность, незнание страха в бою, доблесть и отвагу. Все боевые экипажи за мужественное и умелое выполнение приказа Верховного Главнокомандующего награждены высокими правительственными наградами».
Характерно то, что в освобождаемых Красной Армией районах духовенство буквально стихийно отыскивало средства выразить свою признательность нашим доблестным воинам и внести свою лепту в дело обороны родины. Послание православного духовенства из Ялты датировано третьим днем после изгнания немцев; из отчета епископа Ростовского и Таганрогского видно, что через месяц после изгнания немцев патриотическим движением были охвачены даже самые отдаленные и глухие уголки области и настоятели храмов и молитвенных домов горячо взывали к верующим «о всесторонней помощи отечеству и доблестной Красной Армии».
Я не располагаю точными сведениями о денежных средствах, собранных православными верующими и духовенством на оборону страны и вооружение Советской армии, но по неполным и эпизодическим подсчетам, публикуемым в «Журнале Московской Патриархии», можно судить, что суммы эти исчисляются не десятками, а сотнями миллионов рублей, и многие жертвователи вкладывали в свою лепту подлинную патриотическую самоотверженность. Деньги вносились на самолеты, на танки или иное конкретное назначение.
В этой статье стоит упомянуть о той огромной моральной поддержке, какую оказывало православное духовенство родственникам бойцов,
сражавшихся за родину. Не один сын, не один брат и не один муж порадовались тому, что их матери, сестры, жены не чувствовали себя одинокими и покинутыми, потому что в храме Божием они всегда слышали молитву, столь близкую и отвечающую их настроению, словно они сами нашли ее слова. Какой духовный пастырь способен отказать в просьбе или совете гражданке, пришедшей поделиться своей скорбью о родных? Что же говорить о тех, для кого церковная «вечная память» и панихида составляли и составляют все душевное утешение в неизгладимой утрате...
Не только эти взаимоотношения связывают русское православное духовенство с Советской армией. Здесь существует крепкая кровная связь. Каждый священник, имеющий взрослых детей, молясь о спасении воинов на поле брани, вкладывал в эту молитву и свои личные надежды. Провозглашая «вечную память» погибшим на поле брани, многие пастыри провозглашали и провозглашают ее, в том числе, и своим собственным сыновьям. Произнося слова молитвы, читавшейся за литургией в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны, «востани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити», они в этом воинстве видели и своих детей, которые теперь вернулись с победой домой, награжденные орденами и медалями.
Можно напомнить о православных священнослужителях, которые в силу сложившихся обстоятельств оказались непосредственными участниками в битве за Родину. В советской и зарубежной печати неоднократно появлялись сведения о священниках-партизанах. Какие чувства руководили ими? Позволяю себе привести выдержку из одного письма священника-партизана, присланного в 1942 г. Московскому Патриарху:
«Владыка святый! Измученные жертвы германской оккупации моими устами, устами священника, просят и умоляют Вас, как высшего иерарха нашей Русской Православной Церкви, обратиться с просьбой к тем, которые возглавляют Правительство Советского Союза, и Верховному Командованию нашей родной по крови доблестной Красной Армии — притти к нам с помощью и освободить нас всех от извергов и людоедов, называющих себя «освободителями и носителями нового порядка в Европе». Кровь невинно убитых наших детей, отцов, матерей, жен, братьев и сестер вопиет о мщении, и мы знаем, верим и надеемся, что наша матушка Москва, наше родное сердце, наша надежда, нас не оставит.
Да здравствует наша освободительница Красная Армия во главе с ее Верховным Главнокомандующим.
Много и много лет здравия нашему дорогому Первосвятителю и всему русскому духовенству, в тяжелую минуту второй Отечественной войны пришедшим на помощь исстрадавшейся Родине.
Глубокий и сердечный привет всем русским патриотам, в тяжелую годину ставшим на защиту Родины!
Меня же, Владыка святый, благословите работать в меру сил моих на пользу Родины здесь, в тылу, совместно с сынами ее, доблестными партизанами».
Приведенная выдержка из письма в комментариях не нуждается.
С другой стороны, русское православное духовенство гордится тем, что в его рядах есть лица, в прошлом военнослужащие, которые после демобилизации, получив соответствующую подготовку, приняли духовный сан. И таких становится все больше и больше. В частности, в Московской Духовной Семинарии и в Московской Духовной Академии в настоящее время среди студентов насчитывается до пятидесяти человек, демобилизованных из Красной Армии, все они награждены медалями,
а грудь некоторых украшают ордена: «Славы», «Красной звезды», «Отечественной войны». И еще надо отметить одну деталь: в большинстве это люди, имевшие в армии офицерское звание.
Все эти факты столь отрадны, что напоминанием о них приятно почтить празднование Дня Советской армии. И они являются свидетельством искренности и глубокого чувства любви, вложенных в слова молитвы о воинстве нашей страны, которая неизменно читается за каждым богослужением в храмах Русской Православной Церкви.
АНТОНИНА ШАПОВАЛОВА