МОСКВА

«Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» (Пушкин).

Первое летописное сказание о Москве относится к 1147 году.

800 лет стоит Москва — сердце нашей Родины. Стоит гордо и непоколебимо. Стоит на страх врагам и на радость друзьям.

Я не хочу давать исторический очерк о Москве. Это сделают специалисты историки, каждый в своем плане. Я хочу отметить одну особенность нашей столицы. Как мифический феникс она несколько раз возраждалась из пепла, делалась еще краше и величественнее. Древнейшие столицы других государств (Париж, Лондон, Вена и др.) не испытывали всего того, что испытала за свою 800-летнюю давность Москва. Их развитие было постепенным, эволюционным, развитие же Москвы происходило скачкообразно. И эта интересная историческая особенносгь Москвы наложила соответствующий отпечаток и на людей нашей Родины. Сколько раз думалось, что наш народ был на краю гибели, но всегда, после тяжелых испытаний, он становился сильнее, упорнее, крепче. Откуда-то медленно накапливалась мощь, сметавшая на своем пути все препятствия. И очищенный в огне страданий пережитого наш народ и его столица — Москва вновь сияли славой и великолепием на удивление всему миру...

Москва не только наше пришлое и настоящее, она — и наше будущее.

Сейчас Москва является центром социальной жизни человечества, центром, объединяющим все прогрессивные и демократические элементы. И в религиозной жизни Москва не есть центр аристократически деспотического католицизма, а также и анархического протестантизма. Москва — центр чистого православия, отвергающего ту и другую крайность.

Не у одних нас — русских людей — мысль о Москве будит самые лучшие воспоминания о родной стране; но и у народов братских Республик, у всех славян, у всех свободолюбивых народов мысль о Москве вызывает самые лучшие, светлые надежды на будущее.

Мы помним великую и беззаветную борьбу за православие Московских святителей-патриотов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Гермогена и Филарета. Они, эти святители, не только сохраняли и укрепляли чистоту Православия, они были и «собирателями земли Русской». Не удивительно, что Москва была тем оазисом, к которому стремились все жаждущие «животворной воды» — Православия: и мы, и славянские народы, и все православные. Жива Москва, живо Православие! — это от сердца к сердцу передавалось всем нам.

Временные неудачи, даже потеря Москвы (1812 г.) — ничто не могло поколебать нашей твердой убежденности в то, что Москва — это центр и гражданской жизни Родины и Православия. Мы еще с большей настойчивостью стремились к возвращению Москвы обратно, к возрождению ее. И временные исторические неудачи оказывались благом, ибо они закаляли нашу волю, увеличивали нашу надежду на помощь Божию. И Москва была с нами и в нас.

Москва — маяк, маяк не для одних нас православных, но и для тех кто ищет подлинной, не завуалированной гражданской, национальной и религиозной свободы. Москва — маяк для нашего века, маяк для всего трудящегося человечества, для всех, кто ищет религиозной и социальной правды.

Дай Бог, чтобы «город чудный, город древний — наша матушка-Москва» еще долгие, долгие годы, до скончания веков стояла как несокрушимый магнитный утес, притягивая к себе всех, кто борется за свою гражданскую, национальную и религиозную свободу, кто является сыном и дочерью Святой Православной Церкви.

ПРОТОИЕРЕЙ Н. А. ХАРЬЮЗОВ

Система Orphus