ЗВЕЗДЫ

Морозный декабрьский вечер. В темном небе мерцают неисчислимые звезды. В такую пору кажется, что их высыпало гораздо больше обычного и еще дальше отодвинулись они от земли. Некоторые звезды крупные, яркие — другие еле видимы простым глазом. Громадное количество миров, больших и малых, окружает нашу планету: человек своим пытливым оком старается охватить мириады небесных тел и постичь их тайны. Возникают и отпадают гипотезы, разум стремится приложить всюду систему, число, меру...

В этот вечер, когда снег скрипит под ногами и переливается в свете фонарей так, как будто его щедро осыпали алмазной пылью, когда еще быстрее движутся зябнущие путники и оживленные улицы пустеют значительно раньше, храмы переполнены народом. Канун Рождества Христова. Верующие торопятся покончить со своими житейскими делами и придти в храм заблаговременно, чтобы отстоять от начала до конца торжественную службу и унести в своих душах величественный и нежный образ Богомладенца.

Когда за закрытыми царскими вратами раздается негромкий возглас священника: «Благословен Бог наш...», то люди стоят уже такой плотной стеной, что трудно продвинуться на несколько шагов вперед. В центре храма на аналое водружена икона праздника, и с каждой новой свечой, которые возжигаются перед ней непрерывно, все ярче блистают краски трогательного и знакомого всем православным с раннего детства изображения.

Какая волнующая картина предстает взору! Тихая южная ночь спустилась над Вифлеемом. Пресвятая Дева и Ее хранитель — праведный старец Иосиф пришли в этот маленький палестинский городок поздно, когда его обитатели давно предавались покою. Но приспел час явиться в мир Христу, и Тот, Кто воплотился для того, чтобы обновить человечество Своим светлым учением о мире и любви и должен быть назван величайшим из гуманистов, рождается не в разукрашенных чертогах среди роскоши и уюта, а в вертепе для домашних животных. Спеленатое Дитя возлежит в яслях, служивших кормушкой скоту, а в двух шагах за перегородкой спокойно жуют сено ослы. Над колыбелью Предвечного «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес», склонилась Его кроткая Мать — Приснодева. Откровение свыше привело сюда волхвов, путешествовавших по всему Востоку в предчувствии величайшего свершения. Эти ясли — поведано им — избрал для своего рождения Обладатель высшей мудрости. И они сложили у ног Спасителя свои дары. Здесь же столпились пастухи, пришедшие поклониться будущему Пастырю человечества. И звезды, которые над Средиземным морем кажутся близкими и теплыми, озаряют святое семейство.

...Убежденностью и ликованием насыщены слова пророка — «С нами Бог!». С какой страстностью ожидали обетованного Христа лучшие умы ветхозаветных времен, с какой проникновенностью провозвещали силу и славу Его! И Он пришел к исстрадавшимся людям, «чудный советник» труждающихся и обремененных. Отвергнутый в своем отечестве и преданный на пропятие, Он восторжествовал над злом и сделался «властителем мира». Глаголы боговдохновенного Исаии замечательно определяют могущественность и совершенство Христа и христианского учения.

Все, что читается и поется в рождественское навечерие, хорошо знакомо молящимся. Не всякий, разумеется, знает наизусть тексты стихир, но вряд ли сыщется среди присутствующих такой человек, который не пел бы вместе со всеми тропарь великого праздника. Это один из лучших моментов в нашем православном богослужении, когда вслед за духовенством слова молитвы подхватываются всеми предстоящими, и под сводами церкви звучат согласно мужские и женские, молодые и старческие голоса: «Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!».

Какие простые и дивные моления возносит Церковь своему великому Основателю в этот знаменательный вечер! Вслушаемся, вникнем в их содержание. От имени всех нас выражается в них умиление перед тем фактом, что Спаситель появляется на свет в такой скромной обстановке.

«...Не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа, что же смиреншее пелен; в них же просия Божества Твоего богатство» — вопрошается в каноне. И эта простота, в которой «нас бо ради родися отроча младо Превечный Бог» — как великолепно оттеняет она величие Собезначального Слова, благоволившего стать плотию!

Умиление сменяется огромной радостью от того, что Христос не погнушался сойти на землю, преисполненную греха и скверны, и рассеял мрак, окутывавший почти все дохристианское человечество. Свет Божественных Истин воссиял миру. «Посетил ны есть свыше, Спасе наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину, ибо от Девы родися Господь».

Всенощная приближается к концу. Но попрежнему трудно проникнуть в храм: в притворе и на ступеньках у входа теснятся богомольцы. Многие окончили трудовой день гораздо позднее других, но, не заходя домой, поспешили сюда, ибо всякому хочется быть участником празднества. Трудно поднять руку для крестного знамения, но люди радуются уже одному тому, что видят зажженные паникадила и блистающую внутренность церкви, что сподобились еще раз в своей жизни услышать чудесные песнопения, и они перестают ощущать тесноту.

Сегодня для тех, кто освободится от своих гражданских обязанностей только к полуночи, будет совершено вторичное служение, столь же благолепное и чинное. И если придти к храму в третьем часу ночи, когда погружается в сон огромная и многолюдная Москва, когда только в редких окнах светятся огни, то можно увидеть, что снова сплошной массой стоят верующие в церкви, а десятки их расположились снаружи у главных и боковых дверей.

К ночи становится еще морознее. Высоко над городом сияют звезды. Сияют над улицами и домами, над венцом колокольни, с которой растекаются волны праздничного трезвона.

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

Система Orphus