АРЗАМАССКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
Текущим летом производились строительные работы по восстановлению Арзамасского Воскресенского собора. Этот собор запроектирован в 1814 г. архитектором Коринфским Михаилом Петровичем, первая фамилия которого была Варенцов [1].
Арзамасский собор в плаке имеет форму креста. Это сооружение почти без изменений дошло до настоящего времени. Прекрасному впечатлению во многом способствует удачный выбор места для постройки.
О дне закладки Арзамасского собора точных указаний нет, известно лишь, что проект, составленный архитектором Коринфским, был утвержден Академией Художеств 17 февраля 1814 г., а в начале 1816 г. уже рапортовалось об окончании работ по устройству фундамента и цоколя. Кирпичная кладка закончена в 1821 г. Вся же постройка продолжалась 28 лет, т. е. до 1842 г.
Исключительный интерес представляют иконостасы Арзамасского собора (5). Художественные детали иконостасов говорят о несомненном мастерстве этого зодчего. Вся внутренняя роспись выполнена «альфреско» по сырой штукатурке в итальянском вкусе. Расписал собор Осип Серебряков с сыном с большим вкусом и художественным мастерством.
Работы по восстановлению Арзамасского собора заключаются в следующем:
1. Устройство шаров и крестов для 5 куполов.
2. Ремонт и покраска всей крыши.
3. Восстановление разрушенной штукатурки, перетирка старой и покраска.
4. Восстановление капителей и баз колонн.
5. Тоже цоколя и т. д.
Заканчивая краткие сведения об истории Арзамасского собора, надо сказать, что восстановление такого сооружения имеет большое общественное значение и для общего облика города, который дорог каждому верующему, как родина Святейшего Патриарха Сергия.
ИНЖЕНЕР-АРХИТЕКТОР С. ЦАРЕВ
К очерку архитектора Царева я считаю не лишним добавить, что в соборе сохранились (как в музее) дорогие для верующего человека и местным населением весьма чтимые, почитаемые как чудотворные:
а) Животворящий Крест с резным распятием; б) Икона Божией Матери «Всех скорбящих радости»; в) Икона Божией Матери «Владимирская», по Горьковскому краю известная под именем «Оранская» и почитаемая тоже, как чудотворная, и ряд других святынь.
Между прочим, старинные иконы — мученика Иоанна Воина и Воскресения Христова с сошествием во ад, числятся первая как дар царя Иоанна Грозного и вторая — дар царя Алексея Михайловича «Государево данье». Особенным почитанием и поклонением известна икона Святителя Николая, весьма старинная, резная.
НАСТОЯТЕЛЬ СОБОРА ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ИСАКОВ
[1] Несколько слов о том, каким образом строитель Арзамасского собора получил свою вторую фамилию.
Михаил Петрович Варенцов-Коринфский родился в 1788 г. и происходил из арзамасских крестьян, будучи по национальности мордвин. Бежав от своего отца в Казань, поступив там в гимназию, он впоследствии за отличные успехи был отправлен на казенный счет в Петербургскую Академию Художеств. В Академии Варенцов-Коринфский учился у академика Воронихина (строителя Ленинградского Казанского собора). Еще будучи юношей, он за проект одного из зданий в коринфском стиле - был удостоен звания академика и золотой медали. Присутствовавший случайно на акте Александр Первый заинтересовался талантливым юношей и выразил желание изменить его фамилию Варенцова на Коринфский, о чем написал на его проекте. Юный академик тотчас же был назначен городским архитектором в Казань. Из архитектурных произведений Коринфского следует отметить:
1. Здание бывшего общественного собрания в Ульяновске.
2. Гостиный двор в Корсуни.
3. Университетские здания в Казани.
4. Арзамасский собор и мн. др.