(К пребыванию православного Чехословацкого Экзарха Московской Патриархии, архиепископа Елевферия на Пряшевщине)
...«Радость — это украшение жизни человека. Нередко она бывает подобна солнечному лучу, который неожиданно прорезывает облачное небо и, падая на землю, приносит с собой оживление».
(Митрополит Крутицкий НИКОЛАЙ)
В сентябре месяце текущего года Высокопреосвященный Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии, архиепископ Пражский и Чешский Елевферий, посетил в сопровождении игумена Андрея (Коломацкого) и личного секретаря Шишкина А. Ф. православные приходы Пряшевской Руси.
За время двухнедельной поездки Владыка побывал в 19 селениях: Пряшеве, Ладомирове, Вышнем Орлике, Лютине и др.
Кроме сего, для служения панихид на кладбищах русских воинов первой и второй мировых войн, Экзарх посетил Бардейевские Купели, Гуменное, Михайловцы, совершив, в общей сложности, свыше 1000 километров пути в автомобиле, не считая железнодорожных маршрутов.
Целью поездки на Пряшевщину было ознакомиться с положением православия на местах, установить личное знакомство и контакт с духовенством и верующими, передать героям духа, православным карпатороссам, благословение Святейшаго Патриарха Алексия, молитвенно почтить память героев-красноармейцев, положивших свою жизнь за освобождение Словакии от немецких захватчиков, а главное — порадоваться со своими пасомыми великой радостью единения Пряшевских православных приходов с Матерью-Церковью Российской, означавшего исполнение многовековых чаяний православного населения Карпат и Бескидов.
То обстоятельство, что по случаю приезда православного иерарха, города и села были украшены словацкими и советскими государственными флагами, при каждой встрече Экзарха, помимо духовенства и верующих, неизменно присутствовали представители гражданских и воинских властей, члены Общества друзей СССР, учительство, учащаяся молодежь, студенты, представители прочих общественных организаций, свидетельствовало не только об уважении к Экзарху, как высокому гостю, представителю великой Православной Церкви на территории Советского Союза, но и к Православию, как таковому, раскрывшему в дни недавней мировой войны во всех славянских землях бесценную, пленительную красоту своего внутреннего содержания.
Яркие, пламенные речи пряшевчан, с выражением глубокой благодарности героической Красной Армии-освободительнице, с заверениями о нерушимой дружбе словаков и карпатороссов к народам великого Советского Союза, дополняли внешнюю праздничную обстановку встреч, окрашивая ее в цвета духовной радости.
Бедны карпаторусские православные приходы. Соломой покрыты скромные хижины горных поселян. Храмы их прижаты к горам. В них мало церковной утвари. Подходы — затруднительны. Месторасположение часто вдали, за селом. Но зато какой народ! Какие души!.. Каждая из них — драгоценный алмаз, сверкающий красотой глубокой веры, прошедший многовековую отделку в руках опытнейших мастеров, имя которым — оптимизм, стойкость и терпение, приобретший ту духовную христианскую красоту, взирая на которую, при свете убогой внешней обстановки, невольно вспоминаются слова Спасителя: «Смотрите не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Матф. 18, 10).
Посещая деревни и города Пряшевской Руси, Экзарх и его спутники видели множество таких драгоценных человеческих душ, наполненных благодатной силой Божией, помогавшей им в течение долгих столетий нерушимо сохранять и свой язык, и веру, и обычаи.
Видеть лицом к лицу родного по вере и крови архипастыря было их заветной мечтой. И когда мечта исполнилась, когда на пыльных и каменистых дорогах их сел и деревень, столетиями не видавших ни православного, ни инославного епископа, появился долгожданный архиерей, сын великой Русской Церкви и Советской России, которую они любили, как величественное олицетворение былой родины их дедов и отцов, они становились на колени, а приветствуя Экзарха, плакали слезами духовной радости.
Выражая эту радость во вне, они нередко посылали навстречу Экзарху молодежь, верхом на конях, украшенных цветами и разноцветными лентами, с национальными флагами в руках, выходили на околицу села с крестными ходами и местными святынями, при встрече подносили хлеб-соль, посыпали дорогу полевыми цветами, пели священные песнопения, произносили трогательные речи, полные любви к Православию, к Советской России, к Московской Патриархии, к Святейшему Патриарху Алексию, к советским народам в целом...
«Ликуем и радуемся, — говорил, например, Экзарху настоятель Александро-Невского молитвенного дома в Пряшеве, Прот. Андрей Романецкий, — видя появление первого иерарха Московской Патриархии на территории Карпат и Бескидов в лице Вашего Высокопреосвященства. В эту минуту, пред нашим взором, встает все прожитое здесь духовенством и верующими. Были мы бесправны, унижены, сироты без отца. Наше православное имя топталось, над нами смеялись, нас унижали. Вы пройдете по нашим селам и полям, где когда-то было Православие, но Православие это было продано чужим людям своими же собратьями. Оставшиеся верными святому Православию много страдали, но хранили веру и предания отцов несмотря ни на что. Целых тысячу лет продолжался гнет, и порою трудно было думать хотя бы об относительном благополучии Православия. Но этот многовековой период гнета не вытравил у карпаторосса православной веры. Он свято охранял свой родной язык веру и обычаи. И, наконец, он дождался торжества правды. Проезжая по селам и деревням Пряшевщины, Вы увидите много верных часовых, охранителей Православия и русской народности»...
В тех же тонах говорили и все остальные пастыри. Не отставали от своих духовных руководителей и взрослые миряне и молодежь.
Представитель молодого поколения, от имени школьной молодежи Лаборецкой долины, приветствуя Экзарха Московской Патриархии, сказал:
«Просим Вас, Владыка, передать вождю Советского Союза, Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину — спасибо за наше освобождение и пожелание долголетнего здравствования».
При посещении Экзархом русской гимназии в Гуменном, преподавательский персонал школы, устами директора, сказал между прочим:
«В Вашем лице мы приветствуем Русскую Православную Церковь, великий русский народ, могучий Советский Союз и его доблестную Красную Армию, победительницу и освободительницу. Наша школа родилась после того, как пронесся ураган военных действий, в результате жертв, принесенных Красной Армией на алтарь Отечества. Мы стоим на рубеже двух миров: Востока и Запада, и наша школа призвана исполнить большую и важную задачу. Маленькая горсточка русского народа Пряшевщины, как островок, затерялась в чужом и чуждом море, подвергаясь на протяжении долгих столетий денационализации, латинизации, унижению и уничтожению. И все же эта горсточка устояла. Это можно объяснить только упорной стойкостью народа за сохранение своих национальных и религиозных обычаев и благодаря стремлению к Великой Руси.
За возможность учиться в русской школе, за возможность развития и процветания, за счастливое будущее мы обязаны и благодарны могучему Советскому Союзу, его вождю и вдохновителю И. В. Сталину, великому и славному нашему народу, который в исполинской борьбе с коварным и жестоким врагом не жалел себя, принес безмерные жертвы и одержал невиданную победу.
Возлюбленный Владыка! Ваше посещение является для нас праздником и побуждает нас к новым порывам в нашей работе».
И не только в словах, горячих сильных, звучали чудная мелодия православного внутреннего образа горных жителей Карпат и Бескидов. Нет!.. Тысячелетний гнет и одновременно тысячелетний период неустанной, из поколения в поколение переходившей веры в светлое будущее православного карпаторосса, завершившийся его победной борьбой, при помощи Красной Армии, за свое освобождение в дни последней мировой войны с немецко-мадьярским засильем — вот основание, на котором он, сегодняшний свободный карпаторосс, от простеца до интеллигента, строит свое свободное настоящее.
В дни, когда по горным ущельям лесистых Карпат, раздавалось эхо смертоносных пушечных выстрелов врага, и диавол, в образе немецко-мадьярского фашизма, кружился над соломенными крышами мирных карпаторусских жителей, православный карпаторосс знал что ему делать. Он покидал свои селения, уходил в горы, брал в руки оружие, становился партизаном, и, одевшись в доспехи воинские, отправлял воинское служение, сущностью которого было предание своей жизни за благо своего народа.
Служило своему народу и православное карпаторусское духовенство. Пред ним, как и пред его собратьями из русского духовенства, живущего на территории Советского Союза, в дни войны с фашизмом, стояла одна и та же цель: победить врага. Прот. А. Романецкий — из Пряшева, архимандрит Савва — из Ладомирова, свящ. Василий Пташу — из Вилаг, игумен Мефодий (Конпуга) — из Кошиц, прот. Иоанн Иванов — из Вышнего Орлика и другие священнослужители дополняли своими именами тот список активных борцов с фашизмом, во главе которого стояло написанное жертвенною кровью имя убитого фашистами, Преосвященного Епископа Чешского Горазда.
Объезжая православные приходы на Пряшевщине, Экзарх и его спутники видели не мало православных карпатороссов-партизан, награжденных за свои подвиги в борьбе с фашизмом орденами и медалями Советского Союза.
Они, эти ордена и медали, как нельзя лучше перекликались с орденами и медалями, украшающими грудь православного духовенства и мирян в России, начиная от патриота — Патриарха Русской Церкви, Святейшего Алексия и его представителя в Чехословакии, Экзарха, архиепископа Елевферия. И радостно звучала на Пряшевщине гармония единой веры, крови и патриотических подвигов, когда Экзарх Московской Патриархии входил под своды обозреваемых православных храмов на Карпатах творить совместную братскую молитву в полумраке деревенских церковных алтарей.
Одушевленное, общенародное пение православных карпатороссов, сохранившее единосущие с древними напевами русского народа, несмотря на многовековое влияние польского и мадьярского католичества, усиливало молитвенное единение находящихся в храмах.
Не мало удовольствия доставили Экзарху и специальные сельские церковные хоры, особенно лютинский, под управлением прот. Вас. Соловьева.
Экзарх поучал народ беречь полученную свободу, не забывать жертвенных подвигов, принесенных на алтарь освобождения Красной Армией, призывал верующих чаще посещать храмы Божии, теснее сплотиться вокруг своих оо. настоятелей, возносить молитву за Святейшего Патриарха Алексия, мужественно переносить нападки недругов православия, блюсти между собой единение в союзе мира и любви.
При служении панихид на красноармейских кладбищах в Пряшеве, Гуменном, Михайловцах и Кошицах симпатии словацкого и карпаторусского народов к Советскому Союзу, Красной Армии выливались порою в тысячные демонстрации жителей (например, в Гуменном).
Посещение экзархом Пряшевской Руси действительно было «лучом радости» для православного ее населения, принесшего святое благодатное оживление в их души.
Пусть эта радость общения со своим архипастырем живет в сердцах карпатороссов и дальше, являясь источником новых действенных подвигов во славу Церкви Православной, на благо своего освобожденного трудового народа-героя.
А. ШИШКИН