Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы
«Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй...»
Эти слова одной из церковных молитв мы часто слышим в наших храмах. Они говорят нам о том, что миром и каждым из нас управляет Божественная Мудрость и Божественная Любовь. О, как это утешительно для верующего сердца!
Вся история мира и жизнь каждого из нас носят на себе яркую печать этой Мудрости и этой Любви. Наша вера, на основании слова Божия, учит нас тому, что мир видимый и невидимый сотворен волею Всемогущего Бога. Бог сотворил и этот небесный свод, усеянный звездами, которым мы любуемся ясной ночью, и эти горы с их снежными вершинами, уходящими в облака, моря, океаны и эти ковры цветов, расстилающиеся перед нами. Для чего Бог сотворил мир? Не для Себя. Он окружен славою, и воинства небесные являются зрителями Его вечной славы. Бог сотворил мир для человека, по любви к нему, чтобы человек наслаждался красотами этого мира и пользовался всеми его благами. На всем, начиная от маленького цветочка с его лепестками и крошечными тычинками и до совершенного в своем устройстве человеческого тела, — на всем лежит печать Божественной Мудрости, а в самой цели творения мира и в сотворении человека, как венца всего живущего на земле, — печать Божественной Любви.
Бог не сотворил зла, греха, несчастий. Все скорби и болезни человека вошли в его жизнь как следствие греха, после того как первый человек нарушил волю Божию и согрешил. Но Премудрый и Всеблагой Небесный Отец и скорби и болезни обращает нам на пользу и делает их орудием Своего Божественного Промышления о нас. Через эти скорби и болезни Он стучится в сердце человека. Он будит нас от греховного сна, напоминает о Себе и через них хочет нас привязать к Себе. Он учит нас, что терпеливым перенесением скорбей и болезней не только укрепляется наша вера и проявляется наша любовь к Богу, но и искупаются наши вольные и невольные согрешения. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Кто это говорит? Это говорит верующий поэт и говорит от лица каждого вдумчивого христианина. Христианин знает божественное слово, сказанное еще через одного из ветхозаветных пророков о том, что скорби — это зов к Богу: «В скорби своей будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу, и Он исцелит нас» (Ос. 6, 1). Христианин знает и о том, как утешает Господь Своих детей в их скорбях: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5). И во всем этом мы видим проявление Мудрости и Любви Небесного Отца.
Бог не создал смерти. Первый человек был создан бессмертным и не должен был никогда знать смерти. Но смерть вошла в жизнь первого человека после нарушения им воли Божией. Смерть — это плод греха, учит апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Римл. 5, 12). И в том, что Господь Бог попустил человеку стать смертным по телу и оставил его бессмертным душой, — сказались та же Божественная Мудрость и Божественная Любовь. Если бы люди, научившиеся грешить и по лестнице греха опускавшиеся все ниже на дно пороков и страстей, оставались бессмертными по своему телу, — какой зловонной рекой разлился бы грех по земле; до каких ступеней грехопадения, до каких ужасов греховной мерзости доходили бы люди, если бы оставались бессмертными, продолжая с каждым годом умножать свои беззакония! Но Бог положил предел человеческой жизни в виде смерти, назначив за порогом этой смерти Свой суд.
Когда прошли долгие века ветхозаветной ночи и пришло время наступить рассвету (Ср. Ис. 21, 11—12), Мудрость Божия в сочетании с Любовью послали в наш мир Сына Божия для спасения погибавшего человечества от греха. Всякое преступление должно влечь за собой наказание. Это закон правды, закон правосудия. И по этому закону все грешники всех времен и всех народов за свои грехи должны понести наказание. Но кто из нас, носителей множества грехов, был бы в силах понести то наказание, которого он заслуживает? И сколько такого долга перед лицом Правды Божией должно было накопиться у всего человечества за долгие ветхозаветные века? И сколько его еще накопится в будущие века истории мира?
Кто бы мог понести наказание за все эти грехи и преступления всех людей? Конечно, не человек. Даже ни один великий праведник не мог бы понести на себе всей этой тяжести возмездия. И, конечно, не ангел. Ангелы бесплотные существа, а человек совершает грех свой вместе с телом, и возмездие должны принять на себя и душа и тело. Только Мудрость Божия могла изобрести это средство спасения людей, искупления великого множества их греховных преступлений перед лицом Правды Божией. В Совете Божием было решено послать Сына Божия на землю для того, чтобы Он, приняв на Себя душу и плоть человеческую, возложил на Себя грехи всех людей и Голгофскими страданиями совершил дело спасения человечества. И какая любовь Божия изливается со креста на нас, припадающих к подножию этого креста с верою и любовью! Теперь во имя крестной жертвы Христовой прощаются грехи каждого кающегося грешника. И личное искупление, какое кающийся грешник должен понести в своей совести за свои грехи, от них отрекаясь и их оплакивая, уже посильно для каждого из нас, потому что спасение наше совершено искупительной жертвой, принесенной за нас Сыном Божиим.
Совершив наше спасение своей Голгофской жертвой, Спаситель не оставил нас без Своей помощи на пути к вечной жизни. Он основал Свою Церковь, хранительницу слова Божия и раздаятельницу благодати. Через крещение Он вводит нас всех в ограду этой Святой Церкви и делает ее детьми, а ей, Святой Церкви, Он повелел звать людей в Царство Небесное, учить людей истинам веры, проповедуя слово Божие, будить грешников к покаянию, питать людей духовной небесной пищей, вести их к ногам Божиим. Сколько в этом Мудрости Божией и Любви к нам, недостойным детям своего Небесного Отца! Воистину, «глубиною мудрости человеколюбно все строит Господь и полезная всем подает»!
Святых и праведных, угодивших Господу своей жизнью, Он увенчивает вечной славой. Мы видим своих святых в сиянии этой славы. Но премудрый и любящий нас Господь, дав святым венец вечной славы, дал им и силы помогать нам в наших нуждах и наших скорбях. Он окружил нас целым сонмом наших небесных помощников и молитвенников, и мы не только любуемся святыми, не только хотим подражать им в их жизни и подвигах, но и обращаемся к ним за их благословениями и поддержкой на нашем жизненном пути.
Как любит нас Господь! И сколькими путями Он проявляет эту Свою к нам любовь! Как сердцеведец. Он хорошо знает, что нередко мы бываем подобны ребенку, который потерял свою мать в толпе или в лесу, плачет, зовет ее, ищет ее; мы бываем подобны этому ребенку в минуты наших скорбей и жизненных невзгод, когда чувствуем себя одинокими, когда нередко не находим вокруг себя тех, кому могли бы рассказать о своем горе и кто мог бы нам посочувствовать и помочь. Господь знает, что нередко мы бываем подобны пловцу на утлом челноке, который бросают волны моря житейского с одного гребня на другой, и часто нет около нас того, кто мог бы нас спасти от гибели в этой буре.
И вот, зная об этом, Господь поручил Своей Матери стать нашей Небесной Матерью, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей жизни земной мы всегда нашли у Нее крепкую и любящую материнскую руку, которая поддерживала бы нас, тонущих, падающих, подняла бы нас, лежащих, которая отерла бы слезы плачущих, успокоила бы унывающих. И мы такую Небесную Матерь имеем по любви Божией к нам. Ее святым иконам Господь дал силу низводить благословение Его на нас. И, как ребенок, нашедший свою мать, прижимается к ней и плачет уже от радости, — так и мы, сердцем своим чувствуя любовь и заботы о нас Божией Матери, успокаиваемся душой около Ее святых икон, и слезы радости искрятся в глазах верующего, радующегося о том, что у нас есть такая Небесная Мать — любвеобильная, родная, близкая каждой верующей душе. В путях Своего Божественного и мудрого Промысла, святыми Ее иконами Господь воспитывает и нашу веру, укрепляет ее. Ведь каждая икона Божией Матери — это живая летопись чудес, исходивших от Нее. И история происхождения каждой иконы, и всегда записывавшиеся чудеса от этих икон, — все это имеет силу умножать в нас веру в Бога и Его Небесную Матерь.
Вот какова любовь Божия к нам! Вместе с Божественной Мудростью — она источник нашего счастья. И счастлив будет тот из нас, кто, по слову апостола Павла, никогда «не отлучит себя от любви Божией» (Римл. 8, 39).
В ответ на Свою любовь к людям Господь требует и ждет от нас только одного: нашего сердца. «Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч. 23, 26), говорил Он еще в дни Ветхого Завета.
Наше первое желание должно быть желанием спасти свою душу, наша первая мысль должна быть мыслью о Боге, первое движение нашей воли должно быть стремлением исполнить волю Божию. В ответ на любовь Божию, в ответ на Его Божественное и Премудрое Промышление о нас пусть каждый из нас спасает для вечности свою бессмертную душу. Это — путь к вечному нашему счастью.
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ 42