ПОЕЗДКА НА БЛИЖНИЙ восток

По распоряжению Святейшего Патриарха была направлена на Ближний Восток делегация от Московской Патриархии в составе Митрополита Ленинградскою и Новгородского Григория, протопресвитера Н. Ф. Колчицкого и священника Н. Фомичева. Делегация посетила гг. Тегеран, Дамаск, Бейрут, Иерусалим, Каир и Александрию. В задачу делегации входило ознакомление с положением русских православных приходов на Ближнем Востоке и в беседах с Патриархом Антиохийским, Иерусалимским и Александрийским выяснить ряд вопросов, касающихся Православной Церкви вообще и в частности церквей Ближнего Востока.

Мы вылетели из Москвы 11 ноября, приземлились в Минеральных Водах и Баку, и только 13 ноября были в Тегеране. Нас встретили на аэродроме группа верующих и представители советской миссии. После взаимных приветственных речей мы проехали в гостиницу и затем посетили нашего посланника И. В. Садчикова.

Русская православная община в Тегеране состоит приблизительно из 800 чел. и находится в юрисдикции Блаженнейшего Александра, Патриарха Антиохийского. Во главе ее стоит иеромонах Владимир Малышев. Имеются также православные русские люди в гг. Реште, Пехлеви и Казвине, но, к сожалению, священник там не бывает, хотя в г. Пехлеви имеется церковь, а в г. Казвине — молитвенный дом. Это вызывало заявления и справедливые жалобы верующих на неудовлетворение их религиозных нужд... Об этом мы потом доложили Патриарху Александру.

В Дамаске мы были 15—19 ноября. Встреченные еще в Бейруте на аэродроме Митрополитами: Александром Хомским, Илией Ливанским (Каром) и Феодосием Тиросидонским, а также претставителями советской миссии, и посетив нашего посланника Д. С. Солод, мы сразу проехали в Дамаск, где были встречены Блаженнейшим Патриархом Александром и Митрополитами: Рафаилом Алеппским и Епифанием Аркадийским.

17 ноября, в воскресенье, мы совершили в Патриаршем соборе литургию (по русскому чину) при пении русского хора из Бейрутской православной общины. На литургии присутствовали Блаженнейший Патриарх, Митрополиты, представители нашей миссии и масса народа. Во время причастного стиха Патриарх Александр говорил «слово», а я приветствовал собравшихся в конце литургии от имени Святейшего Патриарха Московского. При выходе из собора нас с Патриархом, по восточному обычаю, народ приветствовал рукоплесканиями и приветственными возгласами; учащиеся стройными рядами, с цветами в руках, стояли по пути. Во время пребывания в Дамаске мы имели ряд бесед с Патриархом Александром по текущим общецерковным вопросам, а также о православных русских общинах в Тегеране и Бейруте. По всем этим вопросам со стороны Патриарха Александра мы встретили полное взаимопонимание и готовность к содействию в осуществлении мероприятий, направленных ко благу Святой Церкви.

В Дамаске мы осмотрели дом, откуда, по преданию, был спущен из окна в корзине апостол Павел, избегая преследования «языческого князя Арефы царя» (2 Кор. гл. II, ст. 32); посетили также Седнайский женским монастырь с чудотворной иконой Божией Матери и прекрасным приютом для девочек —сирот; представлялись Президенту Республики и 19 ноября выехали в Бейрут, осмотрев на пути развалины огромного древнего храма Ваала и Вакха, поражающие своей грандиозностью и удивительно точной кладкой громадной величины камней на большой высоте, в те века, при отсутствии нынешних технических приспособлений.

В Бейруте мы пробыли с 19 до 21 ноября у Бейрутского Митрополита Илии (Салиби).

Православная русская община в Бейруте состоит приблизительно из 130 человек и возглавляется присланным из Москвы архимандритом Симеоном Никитиным. Богослужение им совершается в Ильинском приделе собора св. Георгия, по воскресным и праздничным дням, обыкновенно с 10 часов утра, после окончания арабского богослужения, совершаемого в главном алтаре.

Имеется в Бейруте и другая русская община, состоящая в ведении Митрополита Анастасия, находящегося в расколе с Московской Патриархией. Возглавляется она архимандритом Гермогеном; богослужение в ней совершается в Благовещенской церкви.

О. Симеон в Бейруте недавно: всего 3—4 месяца. Около него группируются православные русские люди, стремящиеся быть в молитвенном общении с Московской Патриархией. Мы посетили собрание этой общины и в дружной беседе подробно рассказали о положении Православной Церкви в СССР, о чем за границей нашими недоброжелателями распускались самые невероятные сведения. Наши разъяснения были выслушаны с большим вниманием, радостью и благодарностью.

С Митрополитом Илией Салиби, как и раньше с Патриархом Александром, мы имели беседу об укреплении положения нашей молодой общины и о предоставлении ей отдельного храма для богослужения.

20 ноября мы были лично приняты Президентом Ливанской республики, председателем Парламента и Премьер-министром, а на другой день нам были вручены ордена «Ливанского кедра» — 1 степени (мне), 2-й степени (о. протопресвитеру Н. Ф. Колчицкому) и 3-й степени (о. Н. Фомичеву).

21 ноября мы выехали из Бейрута в Палестину.

Мы прибыли в Иерусалим 21 ноября к вечеру. Нас встретили у «Давидовых ворот» архиепископ Севастийский Афиногор, епископ Епифаний и архимандрит Наркисс, представитель Верховного Комиссара Палестины и 2 представителя губернатора города Иерусалима (англичане), монахи, монахини и группа верующих. Затем был краткий прием у Блаженнейшего Патриарха Тимофея и взаимное представление свиты и первое знакомство с нашими русскими монахинями и монахами, живущими в здешних монастырях.

На другой день, 22 ноября, в 11 часов утра состоялось в торжественной обстановке (в предшествии 2-х кавасов, иеродиаконов и архимандритов и в сопровождении архиепископа Афиногора, архимандрита Наркисса и других, с облачением в мантию) посещение святых мест: Камня помазания, часовни Гроба Господня, храма Воскресения и Голгофы.

«Камень помазания» — это часть той природной скалы, на которой блаженные Иосиф с Никодимом помазали миром снятое со креста Тело Господа. С древних времен эта часть скалы обложена белорозового цвета мрамором и украшена по бокам надписью: «Благообразный Иосиф»... На этом месте обыкновенно бывают торжественные встречи Патриарха и архиереев. Здесь и мы были торжественно встречены и после каждения Камня и благоговейного лобызания его проследовали процессией дальше, к Живоносному Гробу Христа Спасителя.

Среди обширного храма Воскресения, под высоким его куполом, устроена часовня (по-гречески Кувуклия). Она образована из природной скалы и разделена на два отделения. Первое именуется приделом Ангела, возвестившего мироносицам радостную весть — Воскресение Христово. Посредине придела, имеющего в длину и ширину около 5 аршин, находится обделанная в мрамор часть камня, который был привален ко входу в пещеру и теперь служит вместо престола для совершения Литургии. В западной стене придела Ангела находится низкий и узкий вход в самую пещеру Гроба Господня, где направо от входа находится погребальное ложе Спасителя, покрытое со всех сторон мраморными плитами. Пещера вся украшена священными изображениями и многочисленными драгоценными лампадами. Она не велика, всего около трех аршин в длину и ширину. Здесь с трепетным благоговением благочестивые поклонники, склоняясь с молитвою, лобызают Живоносное земное ложе Спасителя, тридневно опочившего на нем. Здесь и мы принесли нашу усердную молитву за свою паству, за нашу Русскую Православную Церковь с ее Первосвятителем, архипастырями и пастырями и за всю нашу дорогую Родину...

По выходе из пещеры Гроба Господня мы пришли к главному алтарю храма Воскресения, где обычно совершается Божественная Литургия по воскресным дням.

Отсюда из алтаря направо вверх устроена лестница, ведущая на Голгофу.

Голгофа!.. Чье сердце не содрогнется при мысли, что здесь был пригвожден на кресте и пролил Свою Пречистую Кровь за грешное человечество Христос Спаситель?.. Кто в благоговейном трепете не склонится в сердечном умилении к месту, где было водружено древо креста, принесшее вечную жизнь миру чрез смерть Богочеловека?..

В воспоминание этого уничижения Христа на Голгофе Патриарх и архиереи обыкновенно служат здесь Божественную Литургию без митр.

Посетив остальные святые места, находящиеся в храме Воскресения, мы возвратились в Патриархию, а затем днем посетили верховного комиссара Палестины, генерального секретаря и губернатора Иерусалима, где, по принятому порядку, расписались.

В следующие дни мы посетили город Вифлеем и поклонились месту, где совершилось всемирно-историческое событие, рождение Христа. Вифлеемский храм (в виде базилики) — один из обширнейших в Палестине, алтарь которого устроен над самым вертепом Рождества Христова. Храм построен еще царицею св. Еленою и украшен св. Константином Великим и императором Юстинианом. Он поражает своим великолепием и изящной архитектурой. Мы посетили затем город Иерихон, реку Иордан (где совершили богоявленское освящение воды), Гефсиманию; были на месте древнего храма Иерусалимского (где теперь мечеть Омара). Еще на пути из Бейрута в Иерусалим мы побывали близ г. Сихема у колодца Иакова, на месте, где Христос беседовал с самарянкой. Здесь некогда была устроена св. Константином Великим большая христианская базилика; она впоследствии была разрушена, но колодезь остался неприкосновенным. К нему ведет большая лестница в подземелье. Как и при Спасителе, — «студенец есть глубок»: его глубина свыше 30 метров...

В Иерусалиме живет много русских монахинь в монастырях «Горнем» и Елеонском; несколько русских монахов и мирских граждан, большей частью служащих в разных учреждениях.

Часть из них находится в ведении митрополита Анастасия (раскольника) и управляется архимандритом Антонием, злобно настроенным против Московской Патриархии по политическим мотивам и терроризирующим монахинь, которые признают своим главой Московского Патриарха; в издаваемых им «воскресных листках» он помещает разные инсинуации против Москвы.

В полночь на 24 ноября (на воскресенье) мы совершили у Гроба Господня Божественную Литургию по русскому чину, а 26 ноября днем — Литургию на Голгофе. Оба раза пел хор наших монахинь. В Гефсиманском храме нами был возложен наперсный крест на игумению Горнего монастыря Антонину.

В беседе с Блаженнейшим Патриархом Тимофеем нами были обсуждены общие церковные вопросы, как и вопросы, касающиеся окормления нашей русской колонии в Иерусалиме, и по всем ним установлена полная договоренность.

Обменявшись визитами с Армянским Патриархом и Коптским епископом, мы 28 ноября выехали в Лидду, а оттуда на самолете в Каир. В Каир мы прибыли 28 ноября и задержались из-за самолета до 7 декабря, выезжая на несколько дней в Александрию для свидания с Блаженнейшим Патриархом Христофором (30 ноября — 2 декабря).

Нас встретили в Каире на аэродроме епископ Иларион и архимандрит Тимофей и представители Советского посольства. Остановились мы в Патриархии. Посетив посланника А. Д. Щиборина, мы расписались во дворце у Хедива и были с визитом у эмира г. М. Лутфалла.

29 ноября, в день национального праздника Югославии, мы были приглашены на прием в Югославское посольство, где встретились с представителями почти всего дипломатического корпуса.

30 ноября мы выехали в Александрию — местопребывание Патриарха — и в тот же день были им приняты.

Вечером 30 ноября мы посетили нашу русскую церковь и присутствовали на всенощном бдении, и на другой день (в воскресенье) за Литургией, по благословению Святейшего Патриарха, я посвятил настоятеля храма, иеромонаха о. Алексия Дегтярева в сан архимандрита и возложил на иеродиакона о. Н. Прозорова двойной орарь за их усердную работу по церкви и общине.

Наша Александрийская православная община состоит из 135 чел.; в нее вступают наши русские люди и из Каира. Состав церковного совета тесно сплочен: вся община живет дружно и спокойно. Главными деятелями по храму являются А. И. Карбоненко и церковный староста А. И. Борисов. Помещение церкви расширено, и вся она приведена в очень уютный и красивый вид. Настоятель о. Алексий Дегтярев пользуется полным и вполне заслуженным вниманием всей общины. Это — умный, образованный и духовно настроенный человек, авторитет которого в общине стоит высоко.

Вечером 30 ноября мы присутствовали на собрании общины (в помещении библиотеки пои храме), рассказали о положении Русской Православной Церкви в СССР, беседовали о делах самой общины и вынесли самое светлое впечатление от того высокого настроения и патриотического духа, какой ярко вылился в нескольких речах выступавших членов общины.

И здесь есть вторая община, находящаяся в ведении митрополита Анастасия, как и в Каире; обе они питаются лживыми сведениями из «воскресных листков», издаваемых в Иерусалиме архимандритом Антонием, но ложь часто сама себя изобличает разными нелепостями, не ей побороть истину...

1 и 2 декабря мы имели несколько бесед с Блаженнейшим Патриархом Христофором по вопросам местным и общецерковным, причем выявилось ясное взаимопонимание, полная договоренность и единомыслие.

Возвратясь в Каир, мы участвовали в торжественном богослужении с Блаженнейшим Патриархом в день престольного праздника Святителя Николая (по новому стилю, там принятому), затем были на завтраке у эмира г. Лутфаллы и вечером на большом приеме, устроенном нашим посланником А. Д. Щибориным по случаю нашего приезда.

Обменявшись визитами с архиепископом Армянским и Патриархом Коптским, а также с Шейхом — ректором Университета, мы выехали из Каира на Тегеран 7 декабря. Здесь из-за самолета мы должны были задержаться до 15 декабря и только 16-го к вечеру возвратились в Москву.

МИТРОПОЛИТ ГРИГОРИЙ

Система Orphus