«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами» многократно повторял незабвенный Патриарх Сергий. И каждый раз, когда мысленным взором охватываешь путь Русской Православной Церкви, неизбежно соприкасаешься с высказываниями этого «выдающегося церковного деятеля, мудрейшего старца, глубоко понимавшего смысл происходящих событий», — как назвал Г. Г. Карпов Святейшего Патриарха Сергия.
Октябрьская революция, разрушившая до основания старый социальный порядок, глубоко потрясла весь организм Русской Православной Церкви. Мы были свидетелями тяжелых и болезненных явлении, происходивших в среде русского православного духовенства. Теперь, когда советская страна вступает в тридцатый год своего существования, можно уже бросить ретроспективный взгляд на ушедшие годы и ясно увидеть закономерность многих произошедших изменений. Нет более верного способа оценить правильность того или иного явления, как проверить его временем.
Обширное поле деятельности было у покойного Патриарха Сергия. Церковь, отделенная от государства, предоставленная в своей внутренней жизни самой себе, нуждалась в сильном и мудром пастыре. И эта свобода действий, ставшая возможной для Православной Церкви лишь в новой, советской России, позволила Патриарху Сергию полностью раскрыть свою мудрость, свою прозорливость, свою глубокую идейность.
Ныне здравствующий Святейший Патриарх Алексии в своей речи перед началом отпевания почившего Патриарха Сергия сказал:
«Когда тот же Промысл Божий поставил его во главе православной русской паствы, тогда во всей полноте раскрылись его пастырские дарования, и он подлинно стал Отцом и мудрым Кормчим для самих пастырей и архипастырей, словом и примером своим руководствуя всех нас и назидая. Светильник Церкви не только сумел он пронести непогасшим, но произволением Божиим, став орудием Промысла Божия, зажег его ярким пламенем. Он сохранил преемственность иерархии, чистоту веры, неприкосновенность священных канонов. Обаяние личности его стало огромным не только у нас, но и далеко за пределами нашего церковного мира.
Патриарх Сергий всегда учил и пастырей и верующих: оставаясь православными, нести свой гражданский долг «не только из страха, но и по совести». Идея служения народу, служения пастве, «умереть, чтобы она была жива», проповедовалась Патриархом Сергием в течение всей его жизни. Именно эти глубоко христианские и гуманные идеи были отправными пунктами церковной деятельности Патриарха Сергия. Возглавляемая им Русская Православная Церковь во время тяжелой войны с фашизмом полностью отдала себя служению всенародному делу.
Горячие и убедительные слова, речи, проповеди, воззвания, произносимые пастырями и архипастырями с амвонов, неугасимо поддерживали патриотические чувства верующих. Вносились от духовенства и прихожан обильные вклады в фонд обороны страны и на вооружение Красной Армии. Собирались теплые вещи для бойцов и раненых; забота о сиротах и инвалидах Великой Отечественной войны стала постоянной заботой Церкви.
В сфере своего влияния православное духовенство принесло на алтарь Отечества посильную помощь и послужило этой помощью общему делу всего советского народа — разгрому фашизма. Наша страна вышла из войны победительницей.
Вместе со славой Красной Армии росла и слава Русской Православной Церкви. Почет и уважение, которые принесла нашей советской стране победа во второй мировой войне, открыли широкую дорогу в Московскую Патриархию всем, истинно православным и заблудившимся и раскаявшимся. Покровительства и помощи Русской Православной Церкви ищут на Востоке и на Западе, а в пределах Советского Союза мы являемся свидетелями такого события, как ликвидация Брестской унии.
Единение и единомыслие в Церкви есть ее великая сила. На всем протяжении истории христианства апостолы, пастыри и подвижники боролись за единение и единомыслие.
Встав у кормила правления Русской Православной Церкви, вначале как Патриарший Местоблюститель, а ныне Святейший Патриарх Алексий в своем первом послании говорит:
«Труд мой облегчается тем, что Святейший Патриарх ясно наметил путь, по которому должен пойти тот, кому вверено водительство корабля церковного: это — строгое следование священным правилам церковным, верность Родине, нелицемерная, по наставлению Апостольскому, покорность предержащей власти, яже есть, по Апостолу, от Бога» (Римл. XIII, I).
И всех собратий-сопастырей призываю следовать по этому верному пути и учить сему свою паству. Призываю их благоговейно и неленостно выполнять свои пастырские и богослужебные обязанности, молитвою своею вдыхая дух молитвы и в других; призываю их к бескорыстному, верному и ревностному служению для спасения верующего народа, в подражание Господу, Который «не прииде да послужат Ему, но послужит..» (Матф. 20, 28).
По самой своей сущности Церковь не может оставаться посторонним наблюдателем того, что происходит в родной стране, куда направлены надежды и чаяния родного народа. 29-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции дает возможность не только вспомнить достижения советской власти за все годы ее существования, не только отметить лишний раз преимущества социалистического государственного строя, обеспечившего нам победу в суровой и жестокой последней войне, но и одновременно ясно представить, какие стоят перед нами задачи, каковы перспективы, что является насущной необходимостью нашего народа, а следовательно и наших верующих.
А. А. Жданов в докладе на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1946 года так определил современное положение:
«Немецко-фашистские захватчики нанесли огромный ущерб советскому хозяйству. Фашистские варвары разрушили и сожгли десятки тысяч промышленных предприятий, совхозов, колхозов и МТС, разрушили всю сеть железных дорог в западной части нашей страны. Фашисты опустошили и превратили в пустыню целые районы страны, уничтожили плоды многолетнего напряженного труда советских людей, оставили без крова миллионы советских граждан. В истории нашей Родины не было еще войн, которые бы унесли так много цветущих человеческих жизней и. причинили такие неслыханные опустошения городам, селам, промышленности, транспорту и сельскому хозяйству, как минувшая война. Любое другое, даже самое крупное современное капиталистическое государство, потерпев такой ущерб, было бы отброшено на десятки лет назад и превратилось бы во второстепенную державу. Но с Советским Союзом этого не случилось. Из второй мировой войны Советским Союз вышел крепким и сильным...»
И далее:
«Это не значит, однако, что послевоенное восстановление народного хозяйства СССР может обойтись без жертв со стороны рабочих, служащих и крестьян ради общего дела. Нужно иметь в виду, что без серьезных жертв невозможно ликвидировать тяжелое наследие войны — разорение и опустошение — и восстановить народное хозяйство».
Русская Православная Церковь со времени своего возникновения и неизменно до нынешнего дня внушала своим верующим, что общественное благо выше личного. Да и какой же истинно православный не понимает, что в поисках личного, эгоистического счастья коренится зародыш несчастья других? Именно жертва ради общего блага является основой всего христианского учения.
Русская Православная Церковь может и должна поддержать призыв правительства жертвовать ради общего дела личным благополучием и удобствами, отдавать свой труд на пользу не только себе, но и другим.
Мы знаем, какими высокими подвигами труда украшали себя люди, причисленные Русской Православной Церковью к лику святых.
Если вспомнить историю Русской Православной Церкви, ее подвижников и угодников, то почти в каждом жизнеописании мы найдем указания на труд, «не для себя, для других», как на источник духовного совершенствования. И это явилось естественным следствием усвоения христианского учения. С христианской точки зрения, по учению апостолов, труд является благом для человека, облагораживает его, способствует его благоденствию, является источником благосостояния народа и страны в целом.
В нашем социалистическом государстве труд провозглашен делом чести, доблести и геройства.
Как в дни войны, так и в дни мира Русская Православная Церковь не теряет связи с народом. Отрыв от общего всему народу дела означал бы для Церкви разрыв с корнями, питающими ее.
В дни войны православные в храме и молитве черпали силы и мужество переносить страдания, искали утешение в скорби.
Сейчас, в дни мира, верующие могут вынести из церкви бодрость, отдохновение и стремление к новым трудовым подвигам. Сознание, что труд для благоустроения Родины является делом богоугодным, в значительной степени облегчит верующим принесение тех жертв, которые необходимы для залечивания ран, нанесенных фашистами.
АНТОНИНА ШАПОВАЛОВА