ОТВЕТЫ ПАТРИАРХА РУМЫНСКОГО НИКОДИМА НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТОВ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

1. Вопрос. Ваше Святейшество, какие благие намерения побудили Вас посетить СССР и установить личный контакт с Московской Патриархией?

Ответ. Благие намерения, которые побудили меня посетить СССР и установить личный контакт с Московской Патриархией вытекают из чувства любви и глубокого уважения к тем людям и к тем местам, где я провел несколько лет своей жизни и с которыми меня связывают самые лучшие воспоминания.

При нынешних же обстоятельствах и в качестве Патриарха Румынской Православной Церкви я счел своим особенным долгом возобновить братские связи с Великой Церковью Восточной и приветствовать и обнять возлюбленного Брата во Христе Его Блаженство Патриарха Алексия и этим способствовать укреплению Православия и установлению мира между нашими народами в этой части света.

2. Вопрос. Каковы Ваши впечатления о пребывании в Москве?

Ответ. Пребывание в Москве как будто омолодило меня. Я был встречен с трогательной нежностью, вниманием и любовью как со стороны представителей Церкви, так и со стороны представителей власти.

Великолепная столица СССР выглядит теперь еще более величественной, благодаря новым огромным зданиям и постройкам, которых в последний мой приезд, тридцать лет тому назад, я не видел. Сожалею только о том, что состояние моего здоровья не позволило мне дольше насладиться той чарующей красотой, которую Москва представляет для всякого посетителя, приехавшего издалека.

3. Вопрос. Каковы отношения между Православной Церковью Румынии и Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем?

Ответ. Отношения между Православной Церковью Румынии и Русской Православной Церковью известны еще с отдаленных времен, более пятисот лет тому назад. Они были начаты со времени первых церковных рукописей, которые содержали в себе обрядовые указания и литургийные службы на церковно-славянском языке.

Киев был тем центром, откуда некогда к нам доставлялись духовнопоучительные книги. Москва стала вторым религиозно-культурным центром для распространения православной богословской науки, когда она особенно выросла в своем значении, благодаря установлению Всероссийского Патриаршего Престола в 1588 году.

Должен заметить, что на этом историческом торжестве участвовал и Молдавский Митрополит Георгий Могила.

С течением времени взаимоотношения между этими двумя Церквами становятся настолько тесными, что митрополиты молдавские регулярно принимают участие на совещаниях и собраниях русских иерархов.

Так, например, Молдавский Митрополит Гедеон участвует на Соборе на котором был осужден Московский Патриарх Никон.

В семнадцатом и восемнадцатом веках эти взаимоотношения продолжали развиваться дружественно.

Восемнадцатый век находится под господствующим впечатлением великого Митрополита Киевского Петра Могилы, который своей выдающейся личностью способствовал поднятию престижа родственного ему румынского народа.

Настало время, когда для достойных иерархов не встречалось никаких препятствий для достижения самого высокого положения в Русской Церкви. Так мы встречали Пахомия — Митрополитом Воронежским Антония Путнянского — Митрополитом Белгородским. А высокопреосвященные мужи из Церкви Российской являются самыми замечательными выразителями церковности, как, например, старец Паисий Величковский и др.

Девятнадцатый век находится под господствующим влиянием Киевской духовной академии, в которой получили свое образование многочисленные румынские иерархи и священники, среди которых имел счастье быть и я.

Эти чудные взаимоотношения сохранились вплоть до первой мировой войны.

Ныне настало время, когда мы должны возобновить нить наших добрых взаимоотношений и установить связи сотрудничества и искренней дружбы, которые существовали в прежнее время. Мой приезд в Москву, надеюсь, будет иметь своим последствием практическое осуществление всех этих благих пожеланий, которые являются и пожеланием православного румынского народа.

4. Вопрос. Расскажите о Румынской Православной Церкви и как она относится к послевоенным преобразованиям в стране?

Ответ. Румынская Православная Церковь пользуется всецело расположением нынешнего демократического правительства. Она находится сейчас в полном расцвете. Положение Церкви как с религиозно-моральной точки зрения, так и в смысле материального благосостояния ее, является вполне удовлетворительным. Духовенство отличается ревностным исполнением своего долга и пользуется любовью народа. Всевозможные реформы, проводимые демократическим строем, оно признает полезными как для народа, так и для Церкви и ее служителей.

В Румынии имеется более 13 миллионов православноверующих, которые составляют подавляющее большинство граждан румынского государства; поэтому, какие бы реформы ни проводились избранными представителями румынского народа, они одновременно являются реформами и самого верующего румынского православного народа, находясь в полном соответствии с пожеланиями всего населения.

Система Orphus