ОСЕННИЕ ДУМЫ

(К празднику Покрова Пресвятой Богородицы)

Прислушиваясь к голосу окружающей нас природы, мы слышим в нашей душе ответное звучание, отзывающееся на все явления Божьего мира.

Эти отзвуки и понимание языка природы становятся более внятными и ясными в осеннее время.

Осенний блеск солнца, эмаль охлажденной лазурной выси осенних дней, ночное небо с особою яркостью звезд, сказочная окраска листьев, их вдумчивый шелест и беззвучное медленное опадание, а затем все чаще появляющиеся хмурые тучи, скрывающие днем солнце и ночью звезды, и печальное покачивание верхушек деревьев, местами уже лишенных листвы, — все полно особой выразительности, серьезности, глубины и грусти.

Много чувств рождает умирание природы, безропотное, красивое, торжественно трогательное и волнующее, как лучи заходящего солнца, уносящие за собой воспоминание ушедшего дня, исчезающего за далеким загадочным горизонтом. Вид убранных, как бы лишенных жизни полей, канавы с пожелтевшей травою, пригнутою с покорностью к влажной от дождей земле, глубокая мысль и особый меланхоличный говор осени будят чуткость в душе, будто природа зовет нас к участию в совершении великого долга, к принесению дара любви единому Божьему алтарю. И если мы забыли или не знаем как помолиться — природа дает нам и чувства, и слова для выражения их...

Шорох листвы звучит вместе грустно и умиротворяюще спокойно, как пение в Божьем храме. Не о Том ли поет и шепчет природа, Кто благословил бытие всех этих окрасок, оттенков, полутонов, полушорохов, создал дивную радость весны, меланхолию осени, томящие жары лета, бодрость холодной зимы, и дал нашему сердцу познать чувство счастья, грусти, любви, благодарности?

Природа — это тоже храм Божий, где можно научиться понимать и уловить бесконечное разнообразие отголосков другого мира, ощутить вечное, необъятное, непогрешимое, что постигается прежде душой, а потом уже разумом, — ибо чувства рождают мысли, — что огромно, обаятельно, свято и влекуще, с чем хочется слиться и в нем потеряться...

Останавливаясь над уснувшей рекой или прудом, затянутыми дымкой осени, с сухими листьями на поверхности их, мы чувствуем, что жизнь не умерла, она только затихла, притаилась, залегла глубже, чтобы воскреснуть вновь...

Плывут и плывут, как думы человека, без конца осенние мглистые тучи, и так много в них величия и столько чувств и мыслей навевают они, что их полнота идет через край.

Покрытое тучами небо имеет притягательную силу, влечет к себе взоры и так же хочется смотреть на него, как в лицо любимого отца, одинаково дорогое, приветливо ли и ласково оно или грустно и задумчиво, с тою только разницей, что последнее вселяет в нас печаль, и хочется молча, не нарушая благоговейной тишины, с затаенной лаской, подойти и спросить одними только глазами и любящим сердцем, почему печально оно, и в ответ уловить на лице теплоту, и любовь, и приветливость. И, кажется, через осенние тучи смотрит на нас Лицо Небесного Отца, лучами любви Которого согрета жизнь и дышит все живое.

Много думается в дни осени, — ее мотивы, отголоски, вдумчивость и серьезность нежно ласкающей грустью трогают душу и так много ей говорят, навевая мысли о расставании, о конечном смысле жизни, о назначении человека, воспоминания о тех, кто уже ушел из этой жизни и унес с собой и частицу нашего сердца и вопросы, и невысказанные чувства и желанья...

Грустна самая мысль о расставании. Мы с печалью и тоской расстаемся с дорогими нам людьми, с радостью жизни, с теплом и светом солнца, с любимой мечтою и местностью, с которой связаны светлые воспоминания умчавшихся радостей, куда нас влечет возвращаться по несколько раз, чтобы воскресить, запечатлеть сильнее в памяти все милое сердцу...

Встает перед нами вопрос, куда устремлены все наши искания и порывы, где предел нашим мечтам и желаньям?

В осеннюю пору нас сильнее влечет к уюту родного дома, к сердечному теплу...

Внимая медленному падению дождя и умирающему шороху листьев и трав, хочется прильнуть к источнику света немеркнущего, непрекращающегося, вознести горячую молитву, которая проникла бы через мглу облаков и поднялась к Престолу Бога. Там исход нашим чувствам, запросам, исканиям... Душа не устанет любить и дышать, жаждать жизни и стремиться в вечность. Кто-то зажег в ней неугасимую лампаду, огонек которой обнимает теплом нашу душу, охраняя ее и от стужи, и мертвенности и угасания.

Провожая лето, прощаясь с обилием тепла и ласки его дней, с солнцем так много светившим, так долго остававшимся на небосклоне, мы ищем прибегнуть к внутреннему свету, льющемуся в нашу душу от источника, что выше чем тучи, чем солнце и звезды. В такие дни мы подходим к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Каким-то особым теплом и надеждою проникнув в сердце, к нам идет этот день, и с любовью и верою в помощь Небесной Покровительницы встречают его верующие. Через серые плачущие тучи Матерь Божия несет в нашу жизнь материнскую ласку...

Как некогда в Константинополе (в начале X века), оказавшемся под угрозою нападения сарацин, жители города собрались во множестве на молитву в церкви Пресвятой Богородицы, и Святой Андрей юродивый увидел Пречистую Деву, осенявшую молящихся Своим омофором, так и мы приходим под кров Матери Божией, так видим Ее сердцем своим простирающей над нами руки со святым покровом. У Престола Божия Она непрестанно молится о нас, Она берет нас под Свою защиту не только от холода и непогод внешних, но и холода и бурь нравственных.

Ее святость, Ее добродетели и необычайное смирение поставили Ее выше небесных ангелов и были увенчаны от Бога даром благодати исцеления телесных и душевных болезней и неиссякаемого милосердия. Ее любовь и сострадание к человеческому роду сделали Ее близкой и родной каждой верующей душе.

Неисчислимы молитвы, обращаемые к Ней, и неисчислимы Ее милость и помощь, оказываемые людям.

Мы называем Ее Матерью Света, — нашего Господа Иисуса Христа, Свет Которого освещает и озаряет и наши души, и нашу жизнь; и Матерью всего света, т. е. всего человеческого рода, Которая всегда остается нашей Заступницей, Утешительницей, взыскующей погибающих, вселяющей надежду отчаявшимся, приводящей к Богу и грешников.

Из бесконечно большого числа сердец устремлены молитвы к Божией; Матери, и она посылает этим сердцам тишину, утешение и сладость молитвы.

Собираясь в храме на молитву, мы почерпаем здесь силы из духовной сокровищницы, зная что Небесная Матерь близко стоит около нас и Своим любящим материнским сердцем молится о нас, и ветер не кажется уже таким резким и холодным, и тучи, что смотрят через стекла храма, не страшат и перестают уже быть очень мрачными.

Как хорошо и не тесно зерну оставаться в земле до животворной весны, так хорошо нам, когда в нашей душе хранится святой огонек невидимой, негаснущей лампады.

По молитвам Божией Матери и под Ее защитой да живет в нас эта святая искра и не угаснет до конца наших дней, и да даст нам Господь хоть сколько-нибудь послужить святому и доброму!

Не будем выходить из-под Ее покрова, сводить с Нее духовного взора, будем к Ней обращаться с мольбой научить нас и помочь пройти земной путь так, чтобы жизнь наша была для кого-то отрадой, чтобы мы обогрели какую-либо душу; чтобы наши нравственные силы крепли, развивались, достигали возмужалости; чтобы мы становились способнее противостоять злу, неправде и грехопадениям и, с упадком физических сил, не становились беднее духовно; чтобы нам притти к концу своему не с опустошенною ослабевшей душой, но обогащенной добрыми делами, с ярко горящим в ней светильником, который за собою оставляет светлую полосу, указывая куда итти.

Самим Небом дана нам Преблагословенная Богоматерь, чтобы быть нашей опорой, надеждой, прибежищем. Ее благословенные руки, носившие Младенца Христа, Спасителя мира, поддержат нас и подымут не один раз, если мы будем падать.

Земная жизнь Божией Матери была скорбной, ибо Она знала, на какое страдание пришел на землю Родившийся от Нее по плоти Богочеловек. Путь Свой Она прошла так скромно и незаметно, что мы мало знаем о Ее земной жизни, о Ее материнской скорби, терпении и о великом служении спасению человечества, которое Она совершала в смирении и неизвестности.

Но как велико было смирение Благословенной из жен, так велика Ее благодать облегчать, утешать, вселять надежду, наставлять на стези спасения. И Она никогда не покинет нас. Святым и достойным людям являлась Она и беседовала с ними, укрепляя их в подвиге, принося с Собою, как вознаграждение за добродетельную жизнь, неизреченную небесную радость, но и нас грешных не оставляет наша общая Мать, любящая и состраждущая всем, имеющим нужду в Ее заступлении. Она может оградить нас от греха.

И мы будем молиться Ей, целовать Ее святые руки, подающие нам помощь, защиту и материнское благословение, поддерживающее веру, надежду и искру света в наших слабых сердцах.

Да поможет нам Божия Матерь, наша Заступница и Печальница о нас, среди неизбежных в жизни испытаний, болезней, скорбей и потерь уберечь, сохранить нашу душу живою и чуткой... Да питает Она Своими молитвами и милосердием каждое биение нашего сердца и не даст умереть и угаснуть в душе светлым порывам и искрам любви!

Н. ВАСИЛЬЕВА

Система Orphus