Праздники в Почаевской Лавре, называемые здесь отпусты, начинаются с ранней весны и кончаются поздней осенью. В святую пасхальную полночь Почаевскую икону Божией Матери переносят из зимнего маленького внутреннего храма в большой Успенский собор. В пятницу на Светлой неделе празднуют память явления Божией Матери на Горе Почаевской и возникновение Цельбоносной Стопы, источающей целебную воду. Много богомольцев здесь собирается на Вознесенье и Троицу. Крупнейшим местным праздником считается 23 июня (6 июля по нов. стилю) — воспоминание второго явления Божией Матери и чудесное спасение Лавры от вражеских турецких и татарских полчищ. Затем следует Успенье — престольный праздник главного лаврского собора. 28 августа (10 сентября по новому стилю) Лавра празднует обретение мощей Преподобного Иова Почаевского. И заканчиваются отпусты праздником Рождества Пресвятой Богородицы.
Мне посчастливилось попасть в этом году на самый большой и самый торжественный из местных праздников — Обретение мощей Преподобного Иова Почаевского. Следующий день, 11 сентября, был посвящен печальному воспоминанию усекновения главы прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 12 сентября Православная Церковь празднует память великого князя Александра Невского. И в Почаевской Лавре, на Волыни, в нескольких тысячах километров от тех мест, где совершал свои подвиги Александр Невский, в Лавре, много лет оторванной от родной страны, неизменно и благоговейно почитают этого святого, который, по словам летописца, умер, «много потрудившись за землю русскую, за Новгород и за Псков, и за все великое княжение отдавая живот свой». Таким образом, богомольцы гостят в Лавре три—четыре дня подряд. А в этом году собралось здесь народу до тридцати пяти тысяч и помимо окрестных жителей, приехали сюда из Москвы и из Киева, из Львова и из Воронежа...
История Почаевской Лавры сложная и весьма поучительная. Издавна в этих местах сталкивались интересы католичества и православия, влияния Восточной и Западней Церквей. В статье «Св. Благоверный великий князь Александр Невский — покровитель Северного края» Святейший Патриарх Алексий пишет: «И с того времени (с XIII века, А. Ш.) начинается долгая и упорная борьба германского и славянского мира, православия и латинства». История Почаевской Лавры может служить прекрасной иллюстрацией к высказанному Патриархом положению.
Первые монахи-отшельники появились, по преданию, на Горе Почаевской в половине XIII века, в те далекие времена, когда татарские полчища, под предводительством Батыя, предавали «огню и мечу», опустошали Киевскую Русь. Ревнители православной веры искали прибежища в глухих диких лесах, тем самым способствуя сохранению славянской народности и высокого просвещения Киевской Руси от влияния татаро-монгольских поработителей. Некоторые исследователи доказывают, что монахи, поселившиеся на Горе Почаевской, были иноками (Киево-Печерского монастыря, что само название Почаев происходит от Почайны — киевской речки, в которой, как известно, крестились многие русские люди. Лаврентьевская летопись дает следующие сведения об этом периоде: под 1240 годом значится: «В том же году татары взяли Киев, и святую Софью и все монастыри разграбили, иконы и кресты честные и все узорочье церковное взяли, а людей от мала до велика всех убили мечом...» И далее следуют печальные повествования о бедствии русского народа. В записи, относящейся к 1283 году, читаем: «И бяше видети дело стыдно и велми страшно, и хлеб в уста не идяшеть от страха». Однако в этот период татары до Почаевской Горы не доходили. В исторических источниках упоминаются лишь битвы под Кременцом. Так, например, Ипатьевская летопись сообщает, что Батый, взявши (Киев, пошел к (Каменцу, оставил город князя Даниила, Кременец, увидав, что его взять нельзя.
Именно к этому времени и относится дошедшее до нас предание о явлении Божией Матери и об оставленной ею Стопе, источающей целебную воду, на вершине Горы Почаевской. Икона, изображающая это явление, полна глубокой поэтичности и трогательной простоты, и прекрасно передает сущность возникновения обители: Божия Матерь в огненном пламени явилась монаху и пастуху. На месте истекающего из Стопы источника был построен храм, вначале деревянный, затем каменный и ныне прекрасный Успенский собор. Описанная икона и изображение Стопы находятся с правой стороны у главного входа Успенского собора. Здесь всегда присутствует монах, раздающий воду из источника. И так в течение семи веков верующие приходят и приезжают сюда приложиться к Стопе Божией Матери и испить воды из Цельбоносного источника.
О возникновении Почаевской обители в середине XIII века имеются сведения во всех, известных автору, исторических описаниях. Дальше, в течение двух с лишним веков, Почаевский монастырь упоминается лишь как существующий. И поскольку в имеющихся документах обязательно указывается, что он «православного обряда», «Восточной Церкви», надо полагать, что на Волыни в XIV—XV вв. уже распространился и католический обряд и Западная Церковь. Идет медленное, но упорное наступление латинства на Восток.
Ярким событием в истории Почаевской обители было появление в ней чудотворной иконы Божией Матери, ныне называемой Почаевской. Икона эта была передана монастырю помещицей Анной Гойской. А ей она была подарена Константинопольским митрополитом Неофитом. По одним сведениям, митрополит Неофит ехал в Москву и остановился у Анны Гойской, ревностной православной верующей, по другим сведениям, митрополит возвращался из Москвы, но несомненным фактом остается одно: Почаевская икона Божией Матери — славянского происхождения и даже, как выражается неизвестный составитель патерика «Гора Почаевская», «писан рукою русской». На репродукции иконы дается следующее описание: «сначала эта икона находилась в доме Гойской, но Господу угодно было прославить ее и сделать известною и славною во всей стране. От св. иконы еще в доме Гойской стали совершаться чудеса. Особенно поразительно было чудесное исцеление слепого от рождения брата Гойской, Филиппа Козинского, который повергся перед этой иконой на землю и в слезной молитве просил об исцелении и тут же вдруг получил зрение. После этого поразительного чуда Гойская боялась держать далее эту святыню в частном доме, и в 1597 году, при стечении многочисленного народа, торжественно была перенесена эта икона духовенством с процессией в Почаевскую обитель, на Волыни, и отдана на вечное хранение инокам».
Несколько позднее Анна Гойская наделила Почаевскую обитель «землями, лесом и крестьянами».
Этот частный и, по сути дела, незначительный случай приобретает другую окраску, если вспомнить ряд событий из истории XVI века.
XVI век в европейской истории ознаменовался появлением целого ряда религиозных реформаторов, наиболее крупными из которых были Лютер и Кальвин. Их голос подымался, главным образом, против средневековой косности католицизма, против продажности и распущенности католического духовенства, против политиканства и тирании Папы. В Англии реформаторская деятельность Джона Виклефа приводит к созданию и укреплению Англиканской Церкви. Здесь религиозные распри с Римом заканчиваются войной Испании с Англией, в которой Испания потеряла весь свой флот и былое могущество. Поражение Непобедимой Армады, а вместе с ней и католицизма относится к 1588 году. К этому времени лютеранство в Германии нашло самое широкое распространение. И двадцать шесть лет спустя после Варфоломеевской ночи в Париже, в 1598 году, издается Нантский эдикт, признающий за гугенотами право свободы вероисповедания и богослужений. Вследствие этих поражений в Западной Европе католики развили активную миссионерскую деятельность в Восточной Европе. В 1596 году заключается Брестская уния — сугубо политическое объединение, ставящее в полную юридическую зависимость от римского Папы православное население Польши и Западной Украины.
Для России XVI век характерен крутым и резким, но мудрым правлением Иоанна Грозного. Забота великого государя о целостности и крепости страны, о просвещении народа во многом способствовала расцвету и укреплению Русской Православной Церкви. Автокефалия и патриаршество в России были утверждены, правда, уже после смерти Иоанна Грозного. Он умер в 1584 году, а первый Патриарх Московский Иов был интронизирован в 1589 году. Но можно с уверенностью сказать, что подготовкой к этому событию была деятельность Иоанна Грозного, и лишний раз подтвердилась его мудрость. В правление слабого царя Феодора Иоанновича и последующее Смутное время русское Православие и возглавляющий его Патриарх Московский и всея Руси были той центростремительной силой, которая спаяла все патриотические и самоотверженные элементы тогдашнего русского общества и позволила вывести страну из грозившей ей катастрофы.
Не случайно мне захотелось дать эту коротенькую справку из всеобщей и русской истории. Если подумать, что именно в это время Анна Гойская передала, подаренную ей митрополитом Неофитом, чудотворную икону Божией Матери монахам Почаевской обители, то факт этот не покажется таким незначительным и частным. И, действительно, один из историков Почаевской Лавры говорит: «этот момент передача бесценного сокровища чудотворной иконы Божией Матери в Успенскую церковь Почавской обители в 1597 году — начало второго периода в истории Почаевской обители».
Монастырь растет. Здесь устраивается «типография для печатания богослужебных, назидательных и защитительных от латинства книг» — пишет тот же историк. Обитель украсилась новым храмом во имя св. Троицы, выстроенным иждивением князей Федора и Евы Домашевских над Цельбоносной Стопой.
Но вместе с тем растет и агрессия со стороны западников. Монахам обители приходилось активно сопротивляться и моральным и материальным притеснениям. Наследники Гойской пытаются отобрать у монастыря все дары покойной, в буквальном смысле слова грабят его. Насильно увозят чудотворную икону Божией Матери. Нежелание принять Брестскую унию ставит Почаевскую обитель в крайне бедственное положение.
Наиболее острый период преследований совпадает с двадцатилетним игуменством в монастыре Преподобного Иова. «Бог по силе крест налагает» — вещает народная мудрость. Иов был уже весьма преклонного возраста, когда на него возложено было бремя управления Почаевской обителью. Он много способствовал ее экономическому процветанию, равно как и процветанию окрестного населения. До сих пор сохранились насаженные им самим или по его указанию деревья у ограды монастыря. Монастырские сады и пруды ведут свое начало от игуменства Преподобного Иова. Одновременно ему приходилось непрестанно судиться с наследниками Анны Гойской, оберегать монастырское имущество от разграбления. А святостью своей жизни, постоянным постом и молитвой он служил примером для окружающих.
Моральное влияние Преподобного Иова было очень велико. Окрестное население считало его своим благодетелем — в этих безводных местах насаждение деревьев и строительство прудов было поистине благодеянием. Высокий нравственный облик и подвижническая жизнь стяжали ему славу среди соседних помещиков, и многие из них имели его своим духовником и ради него делали богатые пожертвования обители.
Таким образом Преподобный Иов склонил на свою сторону общественное мнение. Фирлеи, наследники Анны Гойской, вынуждены были вернуть обители все награбленное ими. Возвратилась и икона Божией Матери на свое место.
Но особая заслуга Преподобного Иова в том, что он понимал, насколько пагубна для православного народа уния, что народ обманут теми привилегиями, которые Рим учредил для униатов, что веру отцов надо свято хранить и бороться за нее. На Соборе православных в Киеве Иов, вместе с другими пастырями, поклялся у мощей Киево-Печерских угодников «в вере отеческой, православной — крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять».
Преподобный Иов прожил более ста лет и мирно скончался в 1651 году. Семь лет спустя останки его были найдены нетленными, и мощи его до сих пор хранятся в Почаевской Лавре, являясь неотъемлемой святыней этого монастыря. И ежедневно возносятся ему здесь молитвы, и читается тропарь, ибо «истинныя веры был еси проповедник безбоязнен, темже монахов множество ко Христу привел еси, и вся люди в Православии утвердил еси...»
Семьдесят лет после смерти Преподобного Иова монахи Почаевской обители мужественно отклоняют принятие унии. Правда, и натиск Запада несколько ослабляется новым набегом татар и турок под предводительством хана Нурредина в 1675 году. С этим событием связано второе явление Богоматери на Горе Почаевской. Вот что пишется в патерике: «По молитвам иноков, Богоматерь с преподобным Иовом и ангелами явилась на облаке для спасения Своей обители. Враги начали стрелять в явившихся; но стрелы возвращались назад и поражали их самих, после чего они обратились в бегство».
И все же Почаевская обитель не избегла униатства. Эту услугу Риму оказали иезуиты. Официальной датой присоединения монастыря к унии называют 1721 год.
Несомненно, что влияние православного Почаевского Монастыря на Волыни и в Галиции в начале XVIII века было очень сильным. Почаевская икона Божьей Матери почитается всем местным населением, независимо от вероисповедания. Вступление католика графа Потоцкого монахом в Почаевский монастырь и предпринятое графом строительство для украшения обители является неоспоримым тому доказательством. Граф Потоцкий тратит на монастырь осе свое достояние. Он приглашает лучших архитекторов и мастеров. И, действительно, ансамбль построек, из которых главной является Успенский собор, возведенных на Горе Почаевской иждивением графа Николая Потоцкого, представляет грандиозный, и вместе с тем редкий по красоте памятник зодчества XVIII века. А в 1773 году Папа Климент XIV устраивает торжественное коронование Почаевской иконы Божией Матери, тем самым канонизируя ее и для католических верующих.
Но ни грандиозные праздники, устраиваемые Папой, ни великолепные постройки графа Потоцкого не могут затмить славы Преподобного Иова. Попрежнему к его раке идут тысячами паломники, несмотря на препятствия, чинимые униатами. Запрещение открыто почитать Преподобного способствует лишь распространению являемых им чудес; ему тайком возжигают свечи и служат молебны. Тогда граф Потоцкий обращается к Риму с предложением канонизировать Преподобного Иова, т. е. признать его католическим святым. По вполне понятным причинам римский Папа на такой шаг не соглашается.
Точно неизвестно, когда Почаевский монастырь стал базильянским. Совершилось это постепенно и незаметно для православных верующих, вступивших в унию. Во всяком случае в начале XIX столетия деятельность базильянских монахов в Почаевском монастыре принимает характер весьма агрессивный. Отсюда идет активное распространение литературы, враждебной православию, здесь печатаются нелегальные листовки, подрывающие союз Польши с Россией; не брезгуют базильянцы и тем, чтобы издавать запрещенные старообрядческие и сектантские книги и брошюры. Короче говоря, происходит типичнейшая для католицизма метаморфоза — духовная деятельность подменяется политической в пользу Ватикана. В 1831 году, по Высочайшему указу, Почаевский монастырь возвращается православным инокам, а в 1833 указом Св. Синода обитель эта причислена к первоклассным монастырям и названа Лаврой.
Так закончился 110-летний униатский период Почаевской Лавры. А, примерно, к середине XIX века на всей Волыни греко-католики отказались от Брестской унии и полностью воссоединились с Русской Православной Церковью.
Однако на этом не кончились испытания Православия на Горе Почаевской. В начале тридцатых годов нынешнего столетия, в период, когда Волынь числилась в составе Польши, римско-католические власти затеяли судебный иск, претендуя на Почаевскую Лавру и все ее имущество. И так как невозможно было доказать, что Почаевская Лавра была когда-либо католической, так как даже униатской она за 500-летний период своего существования была только 110 лет, то в Риме решили признать Св. Владимира католиком, равно как и киевских угодников Преп. Антония и Феодосия. Едва ли судебный иск окончился бы благополучно для Почаевской Лавры, если бы Волынь в 1939 году не была воссоединена с советской Украиной.
Почаевская. Лавра расположена недалеко от железной дороги, соединяющей Львов и Киев. Еще более удобным стало сообщение по асфальтированному шоссе, построенному в 1939 году после освобождения Волыни и Галиции Красной Армией.
Никогда раньше мне не приходилось бывать в этих местах. Но и пейзаж, и лица встречных людей, их одежда, мягкий, столь приятный русскому уху, украинский язык — все было хорошо знакомо, привычно. И только, наперекор очевидности, в памяти иногда всплывала, кажущаяся странной мысль: несколько лет назад это была «заграница». Особенно родными выглядят здесь ребятишки. Такие же белокурые, голубоглазые или русые с карими глазами, каких встретишь повсюду на Украине, в Белоруссии, в России. В деревнях те же мазанки, крытые соломой или черепицей, что и под Белградом, те же деревянные кресты на погостах. И пока едешь по Волыни, на ум все время приходят стихи К. Симонова:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Лавра показывается издалека. Из такой дали, что даже в прозрачном осеннем воздухе она кажется окутанной дымкой. И с какой стороны к ней ни подъедешь, она отовсюду видна. И сколько раз мне ни приходилось ее видеть — на прогулке ли, при поездке в скит, приезжая и уезжая, я каждый раз не могла удержаться от восклицания: — Красавица! И кажется чудом, что в этих простых и бедных сельских местах появилось дивное, величественное и грандиозное по размерам произведение архитектурного искусства. Особенно хорош вид Успенского собора из монастырского фруктового сада. Здесь у кирпичной замшевелой стены, под гигантскими ясенями, как говорят, посаженными преп. Иовом, на старой-старой скамейке, можно любоваться Лаврой часами, забыв о времени.
А какой ландшафт открывается с лаврской террасы! Терраса служит папертью Успенскому собору и крышей Пещерного храма во имя Преп. Иова, под которым есть еще Подпещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия. Таким образом, в Горе Почаевской находятся три храма, один над другим. Вся окрестность отсюда видна, как на ладони. Поля, купы деревьев, села, блестящие на солнце пруды. Природа как будто и небогатая. Но на всем лежит какая-то мягкость, округлость, какая-то особая поэзия и мирная тишина. Лучи солнца прорезают облака, создавая гигантский нимб. И явление это, обычное для здешних мест, всегда напоминает о видении монахов в древности вот именно так, как поется в народной песне:
Пасли пастыри овцы на горе,
Увидели Матерь Божу на скале...
Канун праздника Преподобного Иова. Зазвонили на лаврской колокольне. Боже мой, какой звон! Поют и переливаются звуки... Настоящая музыка! И мне понятны чувства юного инока, который, закрыв глаза и скрестив руки на груди, слушает этот звон, словно небесную песню.
Огромный Успенский собор, вмещающий до десяти тысяч человек, полон до отказа. Мощи Преподобного Иова перенесены из Пещерной церкви и установлены посредине собора на высоком белом катафалке, украшенном цветами. Вечерню служит архиепископ Львовский и Тарнопольский Макарий, священноархимандрит Почаевской Св. Успенской Лавры. Ему сослужит монашествующее духовенство Лавры и приехавшие из Львова священнослужители. Среди них епископ Станиславский Антоний, протопресвитер Гавриил Костельник и протоиерей Дмитрий Семчишин, настоятель Львовского Кафедрального собора — бывшие униаты. Приехали в Лавру на праздник Преподобного Иова и священники из окрестных местечек, сел, деревень. И те, кто не сослужит архиепископу Макарию, должны поместиться в алтаре. И алтарь так же полон, как и весь остальной храм, молящимися людьми.
Архиепископ Макарий служит Литургию и в день преподобного Иова, и в день усекновения Главы Иоанна Крестителя, и в день Александра Невского.
Как-то особенно радостно здесь встретить знакомые лица. Вон матушка Флавия, игуменья Флоровского монастыря, приехала с сестрами из Киева, вон студенты Московского Православного Богословского Института...
И слышу я слова тех же самых молитв, к которым привыкла с детства. И певчие поют так же прекрасно, как в высокоторжественные дни у меня на родине... И вдруг, с поразившей меня ясностью, мне открылась истина: единая вера, единый язык богослужений, единый обряд богослужений суть часть той великой силы, которая создает из отдельных племен единый народ, единую нацию. Знала я об этом и раньше, но ясно поняла только здесь в Почаеве.
В патерике о св. равноапостольном князе Владимире есть такие слова: «Тогда послы начали говорить, что видели и слышали у греков: «Когда пришли мы в Царьград, ввели нас греки в церковь свою, где Богу своему служат, и увидели мы там такую красоту и благолепие, какой нельзя и описать языком человеческим: одежды священников — чудны, чин службы стройный, молитвы народа усердные, пение столь сладостное, что мы не знали, на небе или на земле находимся. Нет такого, как у греков, благолепия и служб во всей подсолнечной. Поэтому мы думаем, что их вера истинна и только с ними живет Бог истинный».
Так вот именно такими показались мне богослужения в Почаевской Лавре.
А когда я похвалила пение местного хора, регент, о. дьякон Петр Думицкий, сказал:
— Это — Лавра. Здесь все как-то особенно звучит...
Позже мне пришлось у историка Лавры А. Ф. Хойнацкого прочесть, что службы церковные на Горе Почаевской совершаются «к чести Лавры надобно сказать, так чинно и благолепно, как того только пожелать можно. Не даром посещение Лавры у всех оставляет самое приятное и на веки неизгладимое впечатление».
Эти слова написаны были пятьдесят лет назад. Их можно повторить и сегодня. Установленный чин богослужений и традиции в Лавре свято хранятся, несмотря на все перипетии, которые здесь происходили. Поистине Лавра была и остается цитаделью Православия на западной окраине нашей страны.
На Соборе греко-униатских священнослужителей во Львове, где происходило воссоединение их с Православной Церковью и окончательная ликвидация Брестской унии 1596 года, один из присутствующих, о. Ю. Венцецкий, рассказал, что его внимание привлекли галицийские верующие, идущие молиться в Почаев. «Разве им мало своих храмов?» — подумал о. Венцецкий. И он восклицает: «Теперь так понятно, что эта Почаевская проблема была от Бога!» Этот пример свидетельствует о том, что и до официального воссоединения, униатских верующих привлекали истинно православные богослужения на Горе Почаевской. А сколь радостно было увидеть и бывшее униатское духовенство сослужащим в Успенском соборе Почаевской Лавры! И если во Львове в соборе св. Георгия в марте этого года перейден был рубикон, разделявший триста лет униатов и православных, то на празднике Преп. Иова в Почаевской Лавре бывшие униаты, как равные, встали в ряды православного духовенства.
По приглашению архиепископа Макария о. Гавриил Костельник, бывший председатель инициативной группы по воссоединению греко-униатов с Православною Церковью, в праздник Преп. Иова за литургией после Евангелия произнес проповедь. Он провел сравнение между жизнью, деятельностью и идеалами Преп. Иова Почаевского. и Иосафата Кунцевича, «которого Римская Церковь провозгласила за святого». 300 лет, истекшие с момента заключения Брестской унии с неопровержимой очевидностью показали, на чьей стороне была истина. О. Гавриил Костельник призывал следовать примеру жизни Преп. Иова «чтобы прославилась и через нас наша св. Православная Церковь».
На другой день за литургией, посвященной памяти Усекновения частной главы св. Иоанна Крестителя, проповедь произнес о. Василий Дрелих, также бывший униат.
Так постепенно, день за днем, в единении и общей молитве должна закрыться брешь, созданная Римом в среде православного духовенства. И не за горами тот день, когда слово униат у нас сохранится лишь как историческое понятие.
Старожилы говорят, что на праздник Преп. Иова в Почаевской Лавре в этом году собралось до 35 000 человек. Богослужения совершались во всех лаврских храмах. Переливчатые лаврские колокола поднимали людей на молитву в четыре часа утра, и последние верующие выходили из храмов, когда становилось уже совсем темно. Видя, с каким усердием молятся люди, с каким благоговением подходят они приложиться к Мощам Преп. Иова и Стопе Божией Матери, с какой верой обращают взоры к чудотворной Почаевской иконе Царицы Небесной, я невольно думала о торжестве Православия, о глубокой духовности нашего вероисповедания, о его силе и мощности, заключенной в соблюдении канонов, установленных святыми отцами.
Только на третий день начал расходиться народ. Кто уезжал на автобусах, кто на телегах, но большинство, как встарь, пешком, с котомкой за плечами. Шли женщины и дети, старики, старухи, мужчины в потертой уже военной форме. Уходили слепцы группами. В большинстве случаев это кобзари. Они здесь хорошо заработали. Уходили больные и хромые, искавшие здесь исцеления... На этом празднике не было ни веселья, ни зрелищ, ни яств. Люди питались всухомятку, большей частью одним хлебом. Это был праздник молитвы.
В монастыре наступили будние дни. Началась уборка храмов, двора, всех помещений. Потом подоспела заготовка капусты на зиму... Дела у братии всегда, хоть отбавляй, а рабочих рук не хватает.
Монахов в монастыре шестьдесят человек, послушников двадцать, а всего кормится, как здесь говорят, более ста человек. Есть у Лавры небольшой надел пахотной земли, сады и огороды, небольшая пасека. Для удовлетворения внутренних потребностей есть своя столярная и портняжная мастерские. Все это скорее подсобное, чем основное. Много времени, заботы и труда, особенно летом, во время отпустов, поглощают богомольцы. От них Лавра и получает основной доход.
Но и расходы у Лавры громадные. Многочисленные постройки требуют постоянного ремонта. Одних только храмов, где всегда происходят богослужения, в Лавре шесть, седьмая кладбищенская церковь. И два из них — гигантские, это Успенский и Троицкий соборы. Троицкий собор, постройка которого начата была в 1911 году, не закончен из-за первой мировой войны. В таком виде, расписанный наполовину, он и остался до сих пор, хотя тоже уже нуждается в ремонте. В Успенском соборе рассыпаются контрофорсы... Нужно заново асфальтировать знаменитую лаврскую террасу, — она протекает, и из-за этого разрушаются своды прекрасной Пещерной церкви. О косметическом ремонте и говорить не приходится, он просто неотложен. Хочется монахам позолотить давно-давно не золоченные купола... А на все это нужны средства, и не маленькие.
В подчинении у Почаевской Лавры находится Дубенский Крестовоздвиженский монастырь. Он расположен в шестидесяти километрах от Лавры. В г. Здолбунове есть лаврское подворье. И совсем близко, в двух с половиной километрах, Свято-Духовский скит.
В скиту живет монахов человек пятьдесят, вместе с послушниками. Кормится, конечно, значительно больше. В скиту жизнь совсем иная, чем в Лавре. Богомольцев приходит меньше. Зато здесь больше земли. Сельское хозяйство для скита — основное средство к существованию.
В ските три храма, небольшие и уютные. Здесь тихо и спокойно. Двор порос травой. Старые каштаны лениво покачиваются на ветру, теряя свои, никому ненужные плоды. Монахи без подрясников, в скуфейках, роют колодец. Плохо здесь с водой, ох как плохо! Особенно в засушливые годы. О. архимандрит, настоятель скита, приглашает в келью пить чай с кренделями. Прожил он в этом скиту безвыездно сорок лет...
Тишина... На осенних полях копошатся галки.
И снова перед глазами маячит Лавра. Тележка несется по дороге, обсаженной вековыми деревьями. На лаврской колокольне часы давно остановились. Сломаны.
Но не остановилось время в Почаевской Лавре. Над главными воротами свежая надпись: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». С монастырского двора, под гору, вприпрыжку бегут ребятишки с книгами — в одном из монастырских зданий помещается советская средняя школа.
Управляется Почаевская Лавра Духовным Собором, председателем которого является Наместник, в настоящее время архимандрит Иосиф. Аккуратно и тщательно ведется журнал заседаний Духовного Собора. И по этому журналу день за днем, можно проследить жизнь Лавры, навести любые справки о текущих делах.
Монастырский устав Лавры — общежительного типа, но с большими послаблениями. Трапеза общая, но можно брать питание и в келью, особенно немощным и престарелым. Одежда своя. Монахи получают денежное довольствие, размер которого определяется по чину. В исключительных случаях — болезнь, поездка куда-нибудь, Духовный Собор отпускает дополнительные суммы. Каждый из членов братии несет порученные ему обязанности и духовного и материального порядка.
День в Лавре начинается с половины четвертого утра. Будит монахов звонок. В четыре часа на лаврской колокольне ударяют к утрене в Успенском соборе. В шесть часов ранняя обедня служится в Пещерном храме, где хранятся мощи Преп. Иова. В девять часов литургия происходит снова в Успенском соборе. После литургии читается акафист Божией Матери.
В двенадцать часов звонок созывает монахов к обеду в трапезную.
В четыре часа начинается вечерня в Успенском соборе и после нее акафист у Стопы Божией Матери.
В шесть часов вечера братия собирается в трапезной на ужин.
В семь часов читаются Правила в Похвальской, внутренней, церкви.
И каждую ночь читается акафист у мощей Преп. Иова.
После Покрова, в зимнее время, когда Почаевскую икону Божией Матери переносят в Похвальскую церковь, богослужения, совершавшиеся в Успенском соборе, переносятся туда же.
Таков распорядок будних дней в Почаевской Св.-Успенской Лавре. Так живут хранители святыни, почитаемой многими сотнями тысяч людей.
Почаевская икона Божией Матери — небольшая, размером с обычную домашнюю икону. Написана на простой липовой доске масляными красками в строго византийском стиле. Лик Богоматери прекрасен — чист и одухотворен. Таков же лик Младенца. По краям иконы — семь миниатюрных изображений святых угодников. Теперь икона в дорогой ризе и вокруг нее блестящие лучи роскошного киота. В Успенском соборе она помещается над алтарем и спускается вниз при помощи особого блочного приспособления. Все это создано руками человеческими. И огромный храм, построенный ради этой иконы, тоже создан руками человеческими.
Но не человеческими руками создана та великая духовная сила, которая привлекает к Почаевской иконе Божией Матери миллионы людей в течение нескольких веков. Икону эту чтят в Югославии и в Болгарии, она является святыней для униатов и католиков. И, может быть, когда-нибудь именно эта Почаевская икона Божией Матери станет путеводной звездой истинного христианского единения, о котором всегда молилась и молится Православная Церковь.
А. ШАПОВАЛОВА