Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади, г. Москвы
Однажды к Господу Иисусу Христу подошел некий законник, — так говорит св. евангелист Матфей, — и спросил Его: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22, 35—36).
Кто этот законник? Законники или книжники — это учители иудейского ветхозаветного закона. В своей ревности не по разуму они извращали истинное учение о Боге, загромождали его собственными измышлениями и, проповедуя его в таком виде верующим иудеям, сами к тому же не исполняли закона. К ним не раз обращалось грозное слово Спасителя. Эти обличения книжникам записаны в 23-й главе Евангелия от Матфея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорил Христос, — что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 13, 27).
Один из таких книжников подошел с вопросом к Господу Иисусу Христу. Почему он спросил Его о наибольшей заповеди в законе? Среди еврейских раввинов и книжников не было единодушного ответа на этот вопрос. Одни из них учили, что наибольшая заповедь — это первая из десяти заповедей Моисеевых: «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2—3). Другие учили о том, что основного заповедью закона является четвертая заповедь о почитании субботнего дня. Иные в своих измышлениях доходили до того, что заповедь об омовении рук и ног считали наибольшей, или такое же значение придавали требованию ветхозаветного ритуала об одежде. Среди учителей иудейских был знаменитый Гамалиил, у которого учился и Савл — будущий Апостол Павел, и который, возвышаясь над прочими иудейскими учителями, проповедывал о том, что наибольшей заповедью закона должна быть заповедь о любви.
Чтобы разрешить эти споры, один из законников и обратился к Спасителю. Спаситель ответил ему словами ветхозаветного закона (Втор. 6, 5): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим». И добавил: «Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22, 37, 38).
Почему эта заповедь — наибольшая? Потому что Бог это — высочайшее благо; это начало и конец всего; нет предмета для любви выше Бога. И любить Его, по заповеди Христовой, надо всем сердцем — всеми движениями чувства; всей душой — всеми стремлениями воли; всем разумением — всеми действиями ума; любить всем существом.
Продолжая свою речь, Господь Спаситель сказал: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта вторая заповедь неразрывно связана с первой: кто любит Бога, тот не может не любить брата своего. Так учит и апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ио. 4, 20). Кто исполняет первую заповедь о любви к Богу, тот исполняет и вторую. Для грубых умом и черствых сердцем, кто уверяет, что Бога любит, а в то же время ближнего своего не любит, нужно было особо сказать об этой второй заповеди, и Господь сказал. Он указал и мерило, которым измеряется наша любовь к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Чего хочешь себе, того желай и ближнему; чего себе не хочешь, не делай ближнему. Тебе больно, если над тобой насмехаются, тебя оскорбляют, тебе говорят в глаза и за глаза неправду, клевещут, осуждают тебя, — не делай этого и ближнему твоему. Тебе горько, если в минуты скорби никто не спешит к тебе, чтобы разделить с тобой эту скорбь, и ты должен сам в себе переживать ее, — так, когда ты увидишь горе и слезы другого, поторопись утешить его и разделить с ним его скорбь. Ведь разделенное горе — это полгоря, говорит и народная мудрость. И закончил Спаситель Свой ответ книжнику словами: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 40).
Эти заповеди — сущность всего ветхозаветного закона и сущность всех пророческих речей; это сущность и всего нашего христианского нравоучения, всего закона Христова. Так говорит и св. апостол Павел: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны..., а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 2, 3).
Почему Господь велит любить Бога всей душой и всем сердцем? Потому, во-первых, что Бог есть всесовершеннейшее Существо, Он — источник всякой истины, всякого добра и всякой красоты. Он — источник истины. В Нем, в Его божественном слове, мы находим для себя ответы на все запросы нашего пытливого ума, светом Его слова мы освещаем и свой жизненный путь и все вокруг себя; во свете открытой Им истины мы знаем о том, как произошел этот мир, что его ждет при конце времен; мы понимаем смысл и цель нашей короткой земной жизни. Мы знаем о том, что в бренном теле каждого из нас живет бессмертная душа, предназначенная к вечной жизни и вечному блаженству.
Он — источник добра. Еще в ветхом завете Бог показал Свою любовь к людям, когда не покинул грешный ветхозаветный народ погибать в его грехах, но на протяжении ряда веков посылал людям пророков с их огненными речами, звавшими людей к вере, к покаянию, к вечной жизни. И во всем сиянии Своей любви Бог открыл Себя в Новом Завете, когда Сын Божий во образе Господа Иисуса Христа пришел спасать людей и тяжкими, кровавыми муками в Гефсиманском саду и на Голгофском кресте открыть нам путь к вечному блаженству.
Бог — источник красоты. Он открыл Себя во всей Своей совершеннейшей духовной красоте в лице Иисуса Христа. Он показал вершины смирения, духовной и телесной чистоты, терпения в испытаниях, преданности воле Божией, любви и милосердия, и никто никогда этой красоты превзойти не мог и не сможет.
Как же нам не любить нашего Бога? Как нам не любить Его и как нашего Небесного Отца? Мы — творение Его рук, мы — Его дети. Мы Ему всем обязаны: мы обязаны своей жизнью и всеми теми благами, какие мы в этой жизни имеем; нашим здоровьем, всякой доброй мыслью, всяким утешением в несчастьи. В душе каждого из нас Он напечатлел Свой образ и подобие, «не много умалил нас перед ангелами» (Пс. 8, 6), по слову Псалмопевца. Он дал нам бессмертную душу, Он спас нас Своею кровью от вечной погибели. Он ждет нас во вратах Своего Небесного Царства, чтобы ввести нас в эти врата. Мы обязаны Ему каждой струей воздуха, который мы вдыхаем, каждой крошкой хлеба, который мы едим, каждым глотком воды, которую мы пьем. Промысл Его бодрствует над нами день и ночь. Как же нам не любить Его всей душой и всем сердцем?
Даже дикие животные смиряют свой нрав перед своими благодетелями. Знаете вы о преподобном Герасиме, жившем в пустыне Палестинской в V веке? Однажды он встретил льва, который занозил свою лапу и ревел от боли. Нисколько не испугавшись, призвав имя Божие, преподобный Герасим подошел ко льву, вынул занозу, полил на рану масло и обвязал лапу. Вы знаете, что случилось потом? Этот лев ходил за Герасимом, как домашнее животное. Когда преподобный умер, он лег на его могилу, рычал от тоски, никого не подпускал к себе, не ел и не пил и издох на могиле. Даже у дикого животного нашлась такая благодарная любовь к своему благодетелю. Неужели мы своего Небесного Отца и Друга-Благодетеля не будем любить всей душой и всем сердцем?
Почему мы должны любить ближнего своего? Потому что любовь к ближнему — это одно из проявлений нашей любви к Богу; потому что такова заповедь Христова, подобная первой заповеди о любви к Богу; потому что все мы — братья между собой: мы произошли от одной крови наших прародителей, мы искуплены одной кровью нашего Спасителя, мы духовно возрождены одним и тем же Духом Святым. Мы должны любить друг друга потому, что эта любовь, по слову Христову, — отличительный признак истинных христиан. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой», — говорил Христос (Ио. 13, 35). Мы должны любить друг друга потому, что этот путь любви ведет и нас к помилованию в вечной жизни: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Наконец, любовью к ближнему мы приближаемся к Богу, уподобляемся Ему, соединяемся с Ним. «Пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ио. 4, 16), — учит ап. Иоанн.
Разве трудно любить отца, разве трудно любить братьев? Почему же мало бывает в нас любви к Богу? Потому что мало в нас веры в Бога, мало веры в будущую нашу жизнь, мало в нас сознания и ощущения беспредельной к нам любви Божией и бесчисленных благодеяний Божиих.
Послушайте, что говорит апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод... или меч? Ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией» (Римл. в, 35—39). Вот истинная любовь: крепкая, постоянная, всезахватывающая — там, где пламенна вера в Бога и в будущую жизнь!
Вскоре после вознесения Господа Иисуса Христа на небо невдалеке от ворот Иерусалима можно было видеть страшное зрелище: человека побивали камнями. Люди бросали в него камни с ожесточением, с насмешками и проклятиями. Человек стоял, обливаясь кровью, пока не упал. Глаза его были подняты к небу, а окровавленные умирающие уста повторяли ту же молитву, с какой умирал на кресте Спаситель: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). Это был первомученик архидиакон Стефан. Бог ему повелел любить ближнего как самого себя. Он умирал за Христа, он жаждал своего вечного спасения и, желая того же своим палачам, молился о прощении их греха. Вот истинная любовь к ближнему своему, вот истинная вера в Того, Кто обещал всякого Своего верного слугу взять к Себе по окончании земного пути.
Почему в нас так мало бывает любви к ближнему? Опять потому, что мало у нас веры в Небесного Отца, мало сознания того, что мы, имея одного Небесного Отца, — друг другу братья. А, если нет любви друг к другу, разве мы можем быть наследниками вечной жизни? Царство небесное это — царство любви, и войдут в него только те, кто исполнит первую и наибольшую заповедь нашего закона и вторую, ей подобную.
Как надо любить Бога? В чем проявляется эта наша любовь? Любя Бога, мы должны любить храм Божий, место таинственного присутствия Божия и место нашего освящения благодатью Христовой. Надо любить молитву, как беседу со своим Небесным Отцом утром и вечером каждого дня. Надо любить слово Божие, как завещание нашего Небесного Учителя и Господа. Надо любить Бога и в скорбях, и в радостях нашей жизни, во всем и всегда видеть Его отеческую руку. А отвечая законнику на его вопрос, Господь Иисус Христос указал и главный путь проявления нашей любви к Богу: это — любовь к ближнему. В любви к ближнему мы проявляем свою любовь к Богу, а Он все дела любви, какие мы оказываем ближнему, считает как бы сделанными Ему самому. На Страшном Суде одни из нас услышат Его слово: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). И другим из нас Он скажет: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45).
Надо любить ближнего своего «не словом или языком, но делом», как учит апостол Иоанн Богослов (1 Ио. 3, 18). Наша любовь к ближнему проявляется не только в милосердии, как добром настроении нашего сердца, но милосердии деятельном, которое зовет нас на подвиг во имя этой любви. Эта наша любовь и это милосердие должны быть жертвенными, звать нас и на жертвы во имя любви к ближнему. Никогда не жалей ни времени, ни сил, ни имущества своего, когда ты должен проявить любовь к ближнему своему! Не забывай слова Божия: «Милуяй нищего, взаим дает Богу» (Притч. 19, 17). Слово Божие не ложно, и Бог никогда не останется у тебя в долгу!
Преподобный Агафон, святой V века, пришел из своей пустыни, где проводил дни в безмолвии, молитве и посте, на городскую площадь, чтобы продать изделия своих рук. На площади он увидел больного, всеми брошенного, одинокого старика. Сжалившись над ним, он нанял для него квартиру, три месяца прожил в этом городе, продолжая свои рукоделия и продавая их на площади, и только тогда, когда больной окреп, он, простившись с ним, вернулся в свою пустыню для продолжения своих подвигов. Какая красота любви к ближнему своему!
А вот как поступил Евлогий, святой IV века. Он был ученым мужем и богатым человеком. Он роздал свое имущество бедным и, оставив свой дом, захотел послужить чем-нибудь своему ближнему. Идя по дороге, он встретил нищего без рук и ног, сидевшего у дороги, просившего милостыню. В сердце своем он сказал сам себе: «Вот кому я послужу до конца моих дней». Он его взял на руки, поместил его в доме и жил с ним 15 лет, ухаживая за ним. Он его мыл, кормил, носил на руках, заботился о нем, как о родном отце. Через 15 лет диавол начал искушать сердце этого нищего. Он стал раздражителен и стал упрекать Евлогия. Он не раз ему говорил: «вероятно ты какой-нибудь убийца или вор и хочешь теперь, ухаживая за мной, искупить свои грехи». Евлогий смирялся, терпел и молчал, слыша эти незаслуженные поношения. Еще через некоторое время этот нищий, все более раздражаясь на Евлогия, сказал ему: «Если бы у меня были руки, я наложил бы их на себя, так мне противна жизнь с тобой». Огорченный Евлогий направился за советом к великому старцу того времени — преподобному Антонию Великому. Антоний Великий сказал ему: «Я кратко утешу тебя напоминанием слов нашего общего Спасителя: «Претерпевший до конца, спасется» (Мф. 10, 28). Евлогий вернулся к своему больному и продолжал с терпением свой подвиг. Через сорок дней он скончался в любви и мире с этим нищим. А вскоре умер и тот, горько оплакивая свой грех против Евлогия. Какой яркий урок истинной любви к ближнему своему в этом подвиге св. Евлогия!
Таковы заповеди: первая и подобная ей вторая, которые составляют сущность нашего христианского закона. Мы хорошо знаем эти заповеди. От дней нашего детства научает нас им Святая Церковь. Несколько раз в году в евангельских чтениях за литургией напоминает нам о них наша Церковь. Никогда же не будем забывать и грозного слова Христова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12, 47). Да не будем мы такими рабами! Пусть огонь нашей любви к Богу, зажженный в сердце каждого из нас Духом Святым, разгорается в пламя, которое никакие ветры на земле не смогут потушить, и эта любовь наша к Богу пусть зовет нас к такой любви друг к другу, которая сделает нас истинными детьми своего Небесного Отца!
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ