8 октября с. г. в Ленинградской Духовной Академии и Семинарии состоялось освящение академического храма в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По благословению Высокопреосвященного Митрополита Григория чин освящения и Божественная Литургия были совершены настоятелем Кафедрального Николо-Богоявленского собора протоиереем П. Тарасовым в сослужении с ректором и инспектором Академии, священнослужителями из числа студентов Академии и представителями ленинградского духовенства. Проповедь за Литургией была произнесена о. ректором, приветственное слово от имени Высокопреосвященного Митрополита Григория и Ленинградской Епархии произнес протоиерей о. Павел Тарасов.
После освящения в кабинете ректора духовенству и преподавателям была предложена трапеза, за которой было произнесено несколько приветственных речей и возглашены многолетия.
Вновь освященный академический храм помещается в непосредственно примыкающей к зданию Академии специальной пристройке, в нижнем этаже которой помещается семинарская столовая. Храм весьма поместителен, прекрасно отремонтирован, полон света и воздуха. На стенах храма размещено 8 прекрасных образов. Иконостас в настоящее время установлен весьма скромный и в будущем будет заменен более художественным. Все обслуживание храма находится в руках учащихся и студентов Семинарии и Академии.
На другой день после освящения храм отпраздновал свой престольный праздник. Торжественную Литургию вновь возглавил в качестве представителя Высокопреосвященного Митрополита протоиерей П. Тарасов. Слово после запричастного стиха произнес инспектор Академии священник Осипов.
Со дня освящения в храме совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения. 14 октября с. г., в день Покрова Пресвятыя Богородицы, состоялось торжественное открытие Ленинградской Духовной Академии и Духовной Семинарии. На торжество прибыл из Москвы Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, в сопровождении управляющего делами Патриархии и члена Учебного комитета при Священном Синоде протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, секретаря Учебного комитета Л. Н. Парийского и патриаршего архидиакона.
От Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР прибыл на торжество зам. председателя С. К. Белышев. В качестве гостя на торжестве присутствовал прибывший в эти дни в Ленинград из США Высокопреосвященный Адам, архиепископ Филадельфийский и Карпато-русский.
Торжество началось Литургией, которую совершил в недавно освященном храме Академии Святейший Патриарх вместе с Высокопреосвященным Григорием, Митрополитом Ленинградским и Новгородским и Высокопреосвященным Адамом в сослужении с шестью священниками: протопресвитером Н. Ф. Колчицким, секретарем Митрополита протоиереем П. Тарасовым, ректором Академии протоиереем И. Богоявленским, инспектором Академии священником А. Осиповым, протоиереем М. Славнитским и студентом Академии священником Н. Фомичевым.
Еще задолго до начала Богослужения, находящийся в специальной пристройке здания Академии светлый, просторный, блещущий чистотою, обширный академический храм был заполнен благоговейно и празднично настроенной массой учащихся и молящихся.
При входе в храм Святейший Патриарх был встречен архиереями и служащим духовенством, причем о. ректор приветствовал Его Святейшество кратким словом, в котором выразил радость по поводу Его участия в академическом торжестве, отметил, что вновь открываемая Академия в лице ее профессоров и студентов смиренно сознает большую ответственность свою, как преемницы старой Петроградской Духовной Академии, вырастившей в своих стенах на благо Русской Православной Церкви стольких известных богословов, и испросил у Святейшего Патриарха молитвенной помощи и духовного руководства Академии.
Литургию пел хор под управлением преподавателя пения Духовной Семинарии К. М. Федорова. Все обслуживание алтаря, клиросов и поддержание порядка и благочиния в храме производилось учащимися Семинарии и студентами Академии. После запричастного стиха о. ректор произнес слово о духе и идее православного духовного просвещения.
После Литургии и молебного пения Святейший Патриарх, Преосвященные, служившее духовенство, профессора и преподаватели Академии и Семинарии, присутствовавшие в храме почетные гости поднялись в кабинет ректора Академии, где был сервирован чай; студенты и учащиеся Академии и Семинарии направились в столовую Семинарии, где им была предложена праздничная трапеза.
К двум часам дня множество верующих ленинградцев, прихожан всех ленинградских церквей, заполнявших сегодня академический храм, коридоры и лестницы всех четырех этажей огромного, просторного здания Духовной Академии, перешли в актовый зал. В первых рядах разместились профессора, доценты и преподаватели Академии и Семинарии, духовенство ленинградских храмов, старосты и представители двадцаток; за ними — учащиеся и студенты; дальше от стены до стены — молящиеся. Все встают, приветствуя входящего в зал Святейшего Патриарха с почетными гостями. Как бы из единых уст звучит тропарь: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра».
За столом Святейший Патриарх, Высокопреосвященный Григорий, Высокопреосвященный Адам, зам. председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР С. К. Белышев, уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров по г. Ленинграду и Ленинградской области А. И. Кушнарев, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, протоиерей П. Тарасов, ректор Академии протоиерей И. Богоявленский и инспектор Академии священник А. Осипов.
Высокопреосвященный Митрополит Григорий объявил торжественный акт по случаю открытия Ленинградской Духовной Академии и преобразования
Ленинградских Богословско-пастырских курсов в Ленинградскую Духовную Семинарию открытым и обратился к присутствующим со следующей речью:
«Ваше Святейшество, отцы и братие!
Мы испросили сейчас Божие благословение на начало деятельности возрождающейся здесь в Ленинграде Духовной Академии, как высшего рассадника духовного просвещения, и на продолжение деятельности преобразуемой из Богословско-пастырских курсов Духовной Семинарии, как среднего духовно-учебного заведения для подготовки пастырей Церкви.
С разрешения Его Святейшества позвольте поэтому считать Ленинградскую Духовную Академию открытою.
Это открытие высшей духовной школы — именно как Академии — является светлым праздником для нашей Православной Церкви вообще, для Ленинградской Церкви в особенности, и для богословской науки в частности.
Благодаря вниманию и содействию Правительства, Русская Православная Церковь с нынешнего учебного года получает возможность иметь три духовных академии и несколько духовных семинарий для подготовки так нужных ей деятелей в области церковно-религиозной жизни и богословской науки.
До сих пор были в этом направлении лишь отдельные попытки, которые теперь получают, наконец, свое завершение и твердую устойчивость. Так как установленный строй жизни и система образования в открываемой сегодня здешней Духовной Академии стоят в непосредственной связи с этими отдельными попытками возрождения духовной школы здесь, в Ленинграде, я позволю себе в нескольких словах коснуться этого вопроса, чтобы уяснить преемственную связь нашей настоящей Духовной Академии, как с прежней Духовной Академией, существовавшей до 1918 г., так и с ее последующими продолжателями в послереволюционный период.
Как известно, 6 сентября (24 августа) 1918 г. на основании декрета об отделении Церкви от Государства и школы от Церкви, все духовно-учебные заведения, как таковые, должны были закрыться. С их закрытием должен был прекратиться и приток новых систематически богословски подготовленных кадров на священно-церковно-служительские места в епархиях Русской Православной Церкви, равно как должна была остановиться и происходившая в бывших духовных академиях научная разработка богословских и церковно-исторических вопросов. Но Государственная Комиссия по просвещению, вынеся постановление о закрытии духовно-учебных заведений, в то же время признала возможным устройство церковной властью особых богословских курсов для подготовки священнослужителей, обусловив это изъятием общеобразовательных предметов из программ этих курсов и недопущением в них лиц ниже 18 лет от роду.
На основании этого постановления Народный Комиссариат Просвещения разрешил здесь, в тогдашнем Петрограде, в сентябре 1918 г. открыть Богословско-пастырское училище; а в следующем 1919 г. (4 декабря) и Петроградский богословский институт, как высшее духовное учебное заведение, и еще несколько богословских курсов, как подготовительные училища.
Мне лично пришлось принимать очень близкое участие в организации этого Богословского Института, в составлении самого «Положения» о нем, в выработке учебных планов и затем быть его руководителем в качестве избранного Советом Института ректора его.
«Положение» об Институте было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.
В основу учебного плана была положена система образования бывших Духовных Академий, полностью введены преподававшиеся там богословские, философские и церковно-исторические предметы и, кроме того, введены новые, сравнительно с прежним академическим курсом, предметы: История религий (ранее входившая как особый отдел в Основное Богословие), Религиозная метафизика, заменившая начальные основания философии; Агиология, долженствовавшая ознакомить студентов с житиями святых и другими памятниками, конкретно изображающими разнообразные подвиги людей веры; Христианская мистика, знакомившая с природой, духом истинной мистики в отличие от нехристианской (буддийской, теософской) и неправославной (патологической, протестантской), Христианское обществоведение, которое должно было знакомить с церковным взглядом на социальные вопросы и явления, Христианская педагогика, знакомящая со свойствами человеческого духа в его падшем и возрожденном состоянии, в частности, с психологией детской души и благодатными средствами воздействия на нее; Христианское искусство, знакомящее с церковною живописью, архитектурою и поэзией в целях религиозно-эстетического развития учащихся; История русского религиозного самосознания, знакомящая с общим ходом и направлением умственных исканий русского общества в области религиозно-нравственной, с указанием самобытных особенностей подобных исканий.
Особое внимание было обращено на практические занятия (семинариумы), где изучение предмета углублялось бы путем знакомства с источниками, пособиями и выдающимися местами в подлиннике или переводах.
Осуществлению этого учебного плана содействовало то благоприятное обстоятельство, что в преподавании приняли живое участие профессора бывшей Духовной Академии (Н. Н. Глубоковский, А. И. Бриллиантов, И. А. Карабинов, протоиерей А. В. Петровский, И. П. Соколов) и Университета (академик Б. А. Тураев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, М. Д. Приселков, С. С. Безобразов, С. Б. Толстая и др.).
Правда, состав слушателей, естественно, должен был радикально измениться: вместо юношей, прошедших курс духовных семинарий, в Институт поступили люди взрослые, даже пожилые, но сознательно стремившиеся к уяснению и углублению своего христианского мировоззрения, а нередко и прошедшие основательную научную подготовку (так, на 1-й курс Института в 1920 г. в числе 100 человек слушателей поступило 32 чел. с высшим образованием).
Для своих ученых и учебных занятий Богословский Институт получил в пользование от Комиссариата Просвещения библиотеку бывшей Духовной Семинарии и целый ряд книг из национализированных книжных складов Петрограда.
К сожалению, Петроградский Богословский Институт просуществовал только 3 года, сделал один выпуск (23 чел.) и в силу неблагоприятных внутрицерковных условий (появление и нажим обновленчества) самостоятельно закрылся.
Оставались только Богословские курсы упрощенного типа.
Однако, по инициативе оставшейся в наличности профессуры, в сентябре 1925 г. с разрешения гражданской власти Богословские курсы центрального городского района были преобразованы в Высшие Богословские Курсы на основании того же «Положения» (несколько измененного), утвержденного Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Петром, и с той же программою.
И эти Богословско-пастырские курсы, во главе которых я также оставался ректором, тоже просуществовали только 3 года и, сделав один выпуск, были закрыты (в августе 1928 г.) опять-таки вследствие внутрицерковных неблагоприятных условий (появление иосифлянского раскола).
В следующем 1929 г. я вновь возбудил через заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия вопрос об открытии в Ленинграде Православного Богословского Института. Представленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при моем участии в Административном отделе ВЦИК в Москве, были одобрены, и разрешение на открытие получено. Однако, открыть Институт на этот раз не удалось за отсутствием подходящего помещения и библиотеки (прежняя библиотека, сданная в Книжную палату, была отправлена в Москву). Ощущался недостаток и в профессуре, из состава которой некоторые умерли (проф. И. Д. Андреев, проф. А. А. Дмитриевский, проф. прот. А. В. Петровский).
Так оставалось дело духовного образования до августа 1943 г., когда был созван в Москве Поместный Собор для избрания Патриарха. Вместе с вопросом о Церковном Соборе, избрании Патриарха и учреждении Священного при нем Синода Правительство вполне сочувственно отнеслось и к предположениям об учреждении богословских школ для подготовки образованных кандидатов священства.
Это была одна из самых серьезных церковных нужд, и новоизбранный Святейший Патриарх Сергий тогда же на Соборе поручил мне разработать проект организации духовно-учебных заведений, среднего и высшего типа.
Проект был представлен Святейшему Патриарху 1 октября 1943 г. и был одобрен Священным Синодом.
По этому проекту в Москве было предположено открытие Богословского Института, а по Епархиям — Богословско-пастырских курсов и составлены «Положение» и учебные планы в соответствии с тем, как это было ранее осуществлено в отношении Богословского Института в Ленинграде.
В июне 1944 г. на основании этого «Положения» и учебных планов были открыты в Москве Богословский Институт и Богословско-пастырские курсы, а в ноябре 1945 г. в Ленинграде — Богословско-пастырские курсы.
Сейчас эти Курсы в Москве и в Ленинграде преобразованы в Духовные Семинарии, Богословский Институт в Москве преобразован в Духовную Академию, а мы присутствуем сегодня на открытии Духовной Академии здесь, в Ленинграде.
Это присвоение нашим новым духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских Курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойствах, — что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем.
И это понятно, принимая во внимание задачи Православия в условиях современной жизни. Теперь, как никогда в прошлом, православному пастырю необходима сила богословских знаний, накопленная в неисчислимых трудах прежней духовной школы. Воспринять это богатое наследие с тем, чтобы пустить его в жизненное обращение, и составляет одну из важнейших задач современной духовной школы и главный смысл ее нового наименования.
Оглядываясь на пройденный исторический путь прежней духовной школы, давшей богатые плоды и в области богословской мысли и в области церковно-религиозной жизни, мы должны извлечь для своего дальнейшего пути и все необходимые уроки прошлого.
Эти исторические уроки обязывают новую школу ставить богословскую науку так, чтобы она не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а прежде всего и главным образом была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру св. Отцов и подвижников Церкви.
Здесь образовательная задача новой духовной школы должна сливаться и перерастать в задачу воспитания будущих пастырей Церкви, когда воспринимаемые в преподавании богословских наук православные истины превращались бы в принципы жизни, содействовали развитию нравственных качеств, и вместе со всем строем жизни школы, богослужений, взаимоотношений и пр. создавали убежденных и твердых носителей Св. православной веры, ревностных сеятелей добра и правды, всецело проникнутых духом патриотизма, любви к своему народу, верных и честных граждан своей великой Родины.
Да будут же эти высокие задачи ярко запечатлены на знамени нашей новой духовной школы и со всем тщанием, со всей любовью и со всею ревностью воплощены в жизнь всеми участниками этой школы — и учащими и учащимися, — по апостолу: «Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе» (Римл. XII, 11).
После речи Высокопреосвященного Митрополита ректор Академии профессор протоиерей И. Богоявленский сделал обзор состояния Академии в настоящий момент, указав, что:
«К началу 1946/47 учебного года в Ленинградскую Духовную Семинарию и Ленинградскую Духовную Академию было подано всего 80 заявлений с просьбой о принятии в Духовные учебные заведения: из них на 1-й курс Семинарии — 46 заявлений, на 3-й курс Семинарии — 15 заявлений и на 1-й курс Академии — 19 заявлений.
Кроме того, было переведено на 3-й курс Семинарии с Богословско-пастырских курсов 22 человека без экзаменов и одному человеку было разрешено держать экзамены по всем предметам.
В результате испытаний было принято: на 1-й курс Семинарии — 28 человек, на 3-й курс Семинарии — 8 человек и на 1-й курс Академии — 16 человек. Всего 52 человека.
Состоит на 14 октября с. г.: на 1-м курсе Семинарии — 28 человек; на 3-м курсе Семинарии — 30 человек и на 1-м курсе Академии — 16 человек. Всего 74 человека.
Занятия в Духовной Семинарии и в Духовной Академии начались 1 октября молебном, совершенным в присутствии всех студентов в Актовом зале ректором и инспектором вместе со священниками, входящими в состав студентов.
Преподавательский состав Академии и Семинарии составляют в настоящее время 3 профессора. 5 доцентов и 2 преподавателя.
Библиотека курсов, насчитывающая около 10 тысяч томов, в настоящее время систематизируется и каталогизируется. Однако, уже и теперь из числа книг выделены наиболее необходимые учебные пособия для пользования студентов и преподавателей.
При Семинарии и Академии имеется общежитие на 40 коек, которым в настоящее время пользуется 25 человек. Столовая при Семинарии и Академии обслуживает в настоящее время трехразовым питанием до
шестидесяти человек студентов и дает обеды преподавателям в тот день, когда они заняты лекциями в Академии или Семинарии. При Академии и Семинарии отремонтировано помещение домовой Церкви, освящение которой состоялось 8 октября с. г. В церкви ежедневно совершаются утренние и вечерние Богослужения».
От Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР с приветственной речью обратился Зам. Председателя Совета С. К. Белышев. Он сказал:
«Разрешите мне, по поручению Георгия Григорьевича Карпова, приветствовать и поздравить Вас с большим событием в жизни Русской Православной Церкви — открытием Духовной Академии в г. Ленинграде.
Благодаря неустанным заботам о подготовке просвещенных пастырей со стороны Патриарха Московского и всея Руси Алексия, при непосредственном руководстве и участии Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, сегодня мы присутствуем на торжестве открытия первого высшего духовного учебного заведения.
Я надеюсь, что руководство и профессорско-преподавательский состав Академии приложат все усилия к тому, чтобы воспитать своих слушателей в духе патриотизма и преданности своей Родине, чему учит и твердо стоит на таких позициях наша Русская Православная Церковь.
Мы, со своей стороны, можем заверить вас, что Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и впредь будет оказывать всяческое содействие в нуждах Академии.
Разрешите пожелать вам успеха в вашей работе».
Высокопреосвященный Адам, архиепископ Филадельфийский и (Карпато-русский, в своем приветственном слове отметил, что в Америке, откуда он приехал, очень многие составили себе превратное понятие о положении религии в Советском Союзе; думают, что церкви здесь закрыты и молящихся в них нет. Этим ошибочным мнениям он может теперь противопоставить свое свидетельство, свидетельство человека, увидевшего воочию свободу веры в России, обилие молящихся в храмах и молитвенность богослужения, какой в Америке он не встречал. Тем же, кто не пожелает поверить его словам, он предложит повторить его шаг — приехать сюда и увидеть истинное положение вещей своими глазами.
Затем о. ректором были оглашены приветственные телеграммы, полученные ко дню торжественного открытия Духовной Академии.
На имя Митрополита Григория:
1. «Всей душой разделяю радость по случаю открытия нашей родной Духовной Академии. Вам, как душе и сердцу этого святого дела, — многие лета. Академии молитвенно желаю процветания. Митрополит Николай».
2. «Прошу принять мои искренние поздравления Вашему Высокопреосвященству по поводу открытия в Ленинграде Духовной Академии, новому рассаднику богословия и подготовки новых пастырей желаю успехов и процветания во славу святой Церкви и Родины. Епископ Сергий Одесский и Кировоградский».
На имя ректора Академии протоиерея Богоявленского:
1. «Радостно приветствую возрождение высшего рассадника духовного просвещения, с любовью целую ризу моей дорогой Альма Матер. Митрополит Николай».
2. «Московская Духовная Академия радуется возрождению родной сестры — Ленинградской Духовной Академии — и молитвенно желает плодотворной работы на пользу Православной Церкви и Великой Родины.
Ректор Попов, проректор Савинский, инспектор Чепурин, секретарь Ведерников».
3. «Поздравляем дорогую нашу мать — Семинарию с великим торжественным днем ее открытия. Молим Господа да почиет на ней мудрость Божия, ищущая достойных ее, и плоды мудрости — целомудрие, разум, правда и мужество духовное, столь потребные в жизни человека, — обильно возрастут в сердцах учащихся Семинарии на украшение Святой Церкви Божией и духовную пользу пасомых. Питомцы Семинарии: Сергий, епископ Смоленский и Дрогобужский и Смоленского Кафедрального собора протоиерей Владимир Смирнов».
От имени Ленинградской Епархии и духовенства ленинградских церквей Академию приветствовал секретарь Митрополита Ленинградского и Новгородского и настоятель Ленинградского Кафедрального Николо-Богоявленского собора протоиерей Павел Тарасов, указавший в своей речи на важность Академии для Ленинградской и близ лежащих к ней Епархий, на радость ленинградского духовенства по поводу возрождения в Ленинграде рассадника высшего духовного просвещения и обещавший, от имени Епархии и всех ленинградских церквей, возрожденным Академии и Семинарии всемерную помощь и неизменное содействие.
От имени студентов Академии выступил священник Н. Фомичев, выразивший благодарность Правительству Союза, оказавшему содействие открытию высшего духовного учебного заведения и тем самым давшему возможность лицам, желающим посвятить себя служению Церкви, получить соответствующее образование.
Актовую речь на тему: «Последний период жизни и деятельности Великого князя Александра Ярославича Невского и его отношение к татарам» произнес инспектор Академии профессор священник А. Осипов, отметивший самоотверженность и жертвенность, которые проявлял при этом Св. Александр, поставивший целью жизни ограждение медленно оправлявшейся после татарского разгрома Руси от новых нашествий и, в конце концов, рано сгоревший в непрестанных трудах по сохранению столь жизненно важного для Руси того времени мира с татарами-завоевателями.
После выступления священника А. Осипова с речью о задачах, которые он ставит перед вновь открытой Академией, к профессорам и студентам Академии обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (речь Святейшего Патриарха помещена в этом номере на странице 24).
Высокопреосвященный Митрополит Григорий огласил текст телеграммы, отправленной Святейшим Патриархом и им, Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Георгию Григорьевичу Карпову:
«Москва, 34, переулок Островского, 10.
Председателю Совета по делам Православной Церкви Карпову.
Сегодня торжественно открыта Ленинградская Духовная Академия в составе первого курса и Духовная Семинария в составе первого и третьего классов. Занятия начаты. Наставники и учащиеся вместе со всеми присутствующими на акте приносят в Вашем лице горячую почтительную благодарность Правительству за содействие к открытию Высшего рассадника духовного просвещения для подготовки деятелей плодотворного служения Святой Церкви и нашей Великой Родине. Патриарх Алексий. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. 14 октября 1946 г.».
В заключение акта ректор Академии выразил благодарность высоким гостям и всем почтившим своим присутствием торжество открытия Академии за проявленное ими внимание и сочувствие к великому дню в истории русского духовного просвещения и особо благодарил лиц, оказавших содействие устроению вновь открытой Академии.
После этого Высокопреосвященный Митрополит Григорий объявил торжественное собрание закрытым, и всеми присутствующими была пропета молитва: «Достойно есть».
В одной из аудиторий Академии состоялся обед для почетных гостей и профессорско-преподавательского персонала Академии, за которым были возглашены здравицы.
Все торжества оставили у присутствовавших неизгладимое впечатление большого праздничного дня и светлого события в жизни Ленинградской Епархии и всей Русской Церкви.
16 октября 1946 г.