НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА В МОСКОВСКИХ БОГОСЛОВСКИХ ШКОЛАХ

Тихо и незаметно начался новый учебный год в духовных школах г. Москвы. Для постороннего наблюдателя в жизни школы, казалось, ничего не изменилось: так же, как и прежде, приезжали вновь поступающие, в течение двух-трех дней они проходили вступительные испытания в очередных комиссиях и снова уезжали, уступая свое место другим, постепенно прибывающим на приемные экзамены из разных областей нашей Родины. Собирались понемногу и прежние учащиеся, оживало общежитие, подготовлялись аудитории и классы, полным ходом шли последние работы по подготовке кухни и столовых комнат для питания живущих в общежитии и т. д. Словом, начиналась, как обычно, школьная жизнь с особым распорядком времени и занятий. Но под этой спокойной подготовительной работой в недрах школы шла напряженная работа по ее перестройке, по ее переходу на новые рельсы, по преобразованию школы. Это преобразование совершалось на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Журнале Учебного Комитета при Священном Синоде от 26 августа с. г.

В заседании Правления Богословского Института 7 сентября заслушана была выписка из означенного Журнала Учебного Комитета с утверждающей резолюцией Его Святейшества Патриарха Алексия от 31 августа. Согласно этому Журналу и резолюции Московский Богословский Институт и Богословско-пастырские Курсы при нем переименовываются в Московскую Духовную Семинарию с четырехгодичным курсом обучения и в Московскую Духовную Академию также с четырехлетним курсом. В административном отношении оба учебные заведения, ввиду неполного состава Академии и общего для них помещения, на предстоящий учебный год объединены под руководством одной администрации. До назначения нового ректора Академии исполнение его обязанностей поручено ректору бывшего Богословского Института прот. проф. Т. Д. Попову. Инспектором Академии и Семинарии назначен протоиерей Н. В. Чепурин. На этом же заседании заслушаны были Положения о Духовной Семинарии и Духовной Академии, образовано Правление учебных заведений и вынесено постановление о том, что Московская Духовная Академия и Моск. Духовная Семинария приступили к работе.

В течение сентября месяца работа эта сводилась главным образом к приему вновь поступающих воспитанников и студентов. Всех допущенных к приемным испытаниям оказалось более 200 человек. Приемные испытания производились с 2 по 23 сентября двумя комиссиями в составе профессоров, доцентов и преподавателей Академии и Семинарии под председательством и. о. ректора профессора протоиерея Т. Д. Попова и проректора профессора С. В. Савинского. Экзаменующиеся разделены были на группы. Каждая группа выполняла прежде письменную работу, на на другой день держала устные испытания в очередной комиссии. При проведении испытаний комиссии держались следующего порядка: перед вызовом испытуемого комиссия заслушивала сначала его анкетные и биографические данные, а также рекомендательные справки. После этого ознакомления производились устные испытания, результаты которых, равно как и оценка письменной работы, заносились в специальную ведомость вместе с заключением комиссии.

В результате испытаний было принято в 1-й класс Семинарии 79 человек, во 2-й класс — 9 человек, в 3-й класс — 9 человек, на I курс Академии — 3 человека. Одновременно были произведены повторные испытания некоторым учащимся, не державшим испытаний по разным причинам в июне месяце или не выдержавшим этих испытаний, причем часть из них переведены в следующие классы, а некоторые оставлены на повторительный курс. В итоге выяснилось, что в наступающем учебном году Моск. Духовная Семинария начинает работать в составе всех 4-х кл. с общим количеством учащихся 147 чел., а Моск. Духовная Академия — в составе I и II курсов с общим числом студентов 14 человек.

Эти итоги выявлены и закреплены в заседании Совета Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии 26 сентября.

Заседание было открыто, по обычаю, пением тропаря Св. Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш». После этого и. о. ректора профессор протоиерей Т. Д. Попов обратился к собранию с речью следующего содержания: «Повелением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Православный Богословский Институт в г. Москве переименован в Московскую Духовную Академию и в Московскую Духовную Семинарию. Резолюцией Его Святейшества от 31 августа 1946 г. на Журнале Учебного Комитета при Священном Синоде от 26 августа с. г. на меня, ректора отныне уже бывшего Богословского Института, возложено исполнение обязанностей ректора Московской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии, объединенных на 1946—1947 учебные годы под управлением одной администрации. Выполняя свою миссию, я счастлив объявить собравшейся корпорации об открытии этих учебных заведений. Новые Семинария и Академия отделены от бывших наших семинарий и академий не только четвертью века, но и новизною положения Православной Церкви в нашем Отечестве. Это усугубляет заботы и труды в деле духовного просвещения первозванных тружеников новой богословской школы. С верою в Промыслительную Десницу Господина жатвы, посылающего делателей на жатву Свою, с упованием на Утешителя Духа, пребывающего с нами во веки, и с сыновнею преданностию благостному руководству нашего Святейшего Патриарха вступим на предлежащий всем нам подвиг. Будем «единодушны», пребудем в «молитве» и «служении Слова» и Отчее Слово да даст всем нам слово православно-христианского благовестия «труждающимся и обремененным». Объявляю Совет Московской Духовной Академии и Педагогическое собрание Московской Духовной Семинарии приступившими к работе».

На этом же заседании, кроме состава учащихся, определен был и состав преподавателей, причем выяснилось, что для чтения некоторых академических курсов представляется возможность пригласить профессоров, ныне находящихся за границей (протоиерея Шавельского, профессора Троицкого, профессора Полторацкого и др.). В результате выявилось, что в составе профессорско-преподавательского персонала имеются 4 лица с ученым званием магистра богословия, 7 — со степенью кандидата богословия, 8 — со степенью кандидата светских наук и 1 — со специальным образованием (церковное пение).

На этом же заседании было заслушано предложение о. инспектора Академии и Семинарии профессора протоиерея Н. В. Чепурина о развертывании научной работы в Академии.

«В задачу Духовной Академии, помимо учебной и воспитательной работы, входит и ученая деятельность, которая предполагает творческое участие каждого профессора и доцента в разработке наиболее существенных вопросов избранной им специальности. Но эту работу нельзя предоставлять самотеку. Она должна осуществляться в границах определенного плана, составленного так, чтобы жизненная конкретность его задач служила и творческим стимулом и контролем для каждого научного работника.

Благовременно сказать и о направлении научно-богословской работы. Прежние наши академии, следуя в своих богословских трудах западным образцам, отдавали слишком большую дань человеческому рассудку, притязания которого на область догматических истин должны быть решительно отвергнуты. Пора понять, что только в послушании веры наш разум цветет и благоухает. Пора отказаться и от фетиша немецкой научной обстоятельности, от собирания из пространных цитат целых томов исследований, ибо такой метод работы прикрывает лишь скудость творческих сил. Высшие цели Православия требуют, чтобы каждый из нас в своей области творил по разуму Святой Церкви и на основании собственного религиозного опыта раскрывал жизненные тайны Православия.

Этот принцип богословствования пора применить к такому важному делу, как создание новых учебников и учебных пособий для Академий и Семинарий, ибо старые учебники в большинстве своем устарели. Эта задача настолько важна, что ее решение могло бы стать для каждого наставника Академии и в первой научной работе в том перспективном плане, к обсуждению которого необходимо вернуться в ближайшее время».

Заслушав это предложение, Совет постановил предложить всем профессорам и доцентам Академии в течение ближайшего полугодия подготовить предварительные соображения по плану работы над учебником своей специальности с тем, чтобы представить их в Совет Академии при обсуждении общего плана научной работы.

К концу сентября все организационные и подготовительные работы к началу учебных занятий в новых богословских школах были закончены 1-го октября в Академическом храме совершена была Божественная Литургия, а после Литургии молебен пред началом учения. Божественную Литургию совершал настоятель храма и. о. ректора Академии профессор протоиерей Т. Д. Попов в сослужении с преподавателями священниками. Во время запричастного стиха инспектор Академии профессор протоиерей о. Н. В. Чепурин обратился к учащимся с глубоко прочувствованным словом, в котором раскрыл, что сущность пастырского подвига состоит в принесении всех своих сил, всего своего существа в жертву Пастыреначальнику, волю Которого призывается исполнить каждый христианин, а пастырь в особенности. Пред началом молебного пения к учащимся обратился со словом привета о. ректор и указав, что новый учебный год начинается в новых условиях, в новой обстановке, в новой школе, призывал учащихся к неленостному исполнению своих ученических обязанностей.

На следующий день, 2 октября, в положенное время начались уроки и лекции и учебная жизнь пошла полным ходом.

Система Orphus