«СЛУЖБА ВСЕМ СВЯТЫМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ»
Издание Московской Патриархии. 1946 г. Цена 10 руб. То же издание но на лучшей бумаге, в переплете, — 15 руб.
Вышла в свет на русском языке и поступила в продажу «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим».
Это издание отличается многими внешними (типографскими) достоинствами: хорошая бумага, удобный формат, отчетливый шрифт, обилие орнаментов; каждая страница украшена виньеткой, соблюден старинный стиль печатания богослужебных книг в две краски: красную и черную, — все это облегчает пользование книгой и вызывает эстетическое удовлетворение.
Кроме внешних, это здание имеет много и внутренних достоинств. Как известно, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году было восстановлено древнее общее чествование всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста после недели всех святых. На Соборе же была составлена служба в честь русских святых. Эта служба была напечатана в ограниченном количестве, разошлись по рукам участников Собора, не была разослана по епархиям и не получила широкого распространения. Скоро она сделалась редкостью. Распространявшиеся с нее рукописные списки изобиловали рядом ошибок, вставок, пропусков, причем и эти рукописные списки были в очень немногих церквах. Громадное большинство церквей не имело ничего, и только из календаря издания Московской Патриархии 1946 года получило текст тропаря, кондака и величания всем русским святым.
Таким образом, издание Московской Патриархией церковной службы всем русским святым восполнило серьезную, остро чувствующуюся потребность в ней. Теперь каждая русская церковь может прославить полной церковной службой своих национальных святых.
Редакционная комиссия, кроме корректурного, крайне несовершенного оттиска службы издания 1917 года, — имела рукописный список с нее, с исправлениями карандашом рукой покойного Святейшего Патриарха Сергия, для его домовой церкви. Все исправления покойного Святейшего Патриарха Сергия были приняты и внесены в окончательный текст службы.
Служба русским святым, проникнутая от начала до конца одной основной идеей, полна глубоких назидательных мыслей. Первая стихира на «Господи, воззвах» есть как бы введение: «Приидите, собори, Российстии, сущия во стране нашея святыя восхвалим: преподобныя, и иерархи, и князи благоверныя, мученики и священномученики, и Христа ради юродивыя, и жен святых сословия, вкупе именуемыя и неименуемыя». Со второй стихиры начинается прославление русских святых. Общее прославление всех русских святых чередуется с прославлением отдельных святых, с приблизительным соблюдением хронологического порядка. Хронологический порядок прославления особенно выдержан в каноне, который представляет собой восторженный гимн русским святым. Пред духовным взором благоговейного читателя и слушателя проходят один за другим русские святые. Вот семь Херсонских епископов, «землю нашу кровьми своими освятившии», вот первые мученики: Феодор и Иоанн: «идолом не поработавшая и крови своя за Христа давшая», вот Ольга Богомудрая, которой «от идольския лести мы свободихомся», вот св. Равноапостольный князь Владимир — «начальник просвещения русския земли», вот преподобные Киево-Печерские с преп. Антонием «всех Российских монахов начальником», святители Московские: Петр, Алексий, Иона, Филипп, за ними святии Новгородстии святители: Никита, Иоанн, преподобнии: Антоний, Варлаам; Тверские: святитель Арсений, преп. Нил Столобенский, Анна Кашинская; Казанские: Гурий, Варсонофий, Герман и т. д. Все эти святые ублажаются не общими восхвалениями, но у каждого из них подчеркивается то, чем они особенно просияли в своей жизни. Так, св. Димитрий Ростовский, ублажается, как «житий святых списателю и ревнителю тем добрый», св. Митрофан, как «прещения царева и смерти не убоявыйся», св. Тихон за то, что «тленнаго мира духовное сокровище, яко пчела мед сладкий от цветов скоро увядающих, собрал еси». Так один за другим проходят пред нами чудные образы русских святых, поразительных в их духовной красоте, великих во всех добродетелях и особенно великих то в отношении нравственно-устойчивой воли (преподобные и мученики), то в отношении христианской богословской мысли (св. Тихон Задонский, св. Димитрий Ростовский), то в отношении любвеобильного облагодатствованного сердца (преп. Серафим Саровский).
Светилен по 9 песни, являющийся заключением канона, как бы делая вывод из него, называет святых «незаходимыми светилами земли нашея и помощниками, от Христа нам дарованными». Этот вывод ясно следует из всей службы. Русские святые, раз воссиявшие, явились «светилами незаходимыми», никогда не меркнущими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас — их потомков — верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими.
К службе присоединен «Список русских святых по месяцам и по отделам». Помещение списка очень уместно: он дает ответ на напрашивающийся вопрос о числе русских святых. Из списка, довольно полного, мы узнаем, что святителей в. числе святых — 52; (опущены некоторые: св. Иоанн Тобольский, Софроний Иркутский и другие), князей — 44, преподобных и богоносных отцев и матерей — 264, блаженных и Христа ради юродивых — 12, мучеников — 10. Такой список русских святых печатается впервые.
Первый опыт издания богослужебной книги следует признать удачным. Быть может, в нем будут найдены недостатки, но при суждении об этих недостатках не следует забывать, что они почти неизбежны при первом опыте подобных изданий.
Л. П.