Обретение и воздвижение Креста Господня является радостным событием для принявших христианскую веру.
Исповедуя распятого на кресте Иисуса Христа, мы чтим и поклоняемся кресту, как великой святыне, дорогой нашему сердцу, на которую мы взираем с верою и упованием в различные моменты наших переживаний.
При крещении святой крест дается нам как символ исповедуемой нами веры, благословения Божия, преподанного через церковь, благодатной силы укрепляющей нас в борьбе с пороками на земном пути, и креста, который мы должны понести в своей жизни, если желаем следовать за Христом.
Крест возвышается на каждом Божьем храме и влечет наши взоры «горе», согревает сердце чувством небесного тепла и благодати, вселяет в душу глубокую отраду.
Крестное знамение, которым осеняла нас с любовью наша мать, в том раннем возрасте, когда мы сами не умели этого делать, которым, научившись креститься самостоятельно, осеняли себя с детскою непосредственной верой, и в зрелые годы необходимо сопутствует нашей молитве, совершаясь с сознанием его спасительной силы.
Мы налагаем на себя крестное знамение, подходя приложиться к святым иконам, евангелию, кресту, знаменуя тем самым, что святой крест очищает нас и дает возможность приблизиться к святыне, к которой мы недостойны прикасаться. Крест постоянно служит связующим звеном, ступенью между земным и небесным, между святынею и нашей затемненной грехами душой.
Чтобы поднять нас от бездны греховной, возвратить нас к свету и добру, Христос добровольно взял на себя и понес самый тяжелый крест. Святейшая кровь, пролитая на кресте, омыла все преступления человеческие, возродила человека для жизни чистой и светлой, призывая к отрешению от тьмы и падения.
Воздвигнутый на Голгофе крест, на котором умер Христос, осенил собою весь мир. Он привлек своею святостию бесчисленное множество сердец, жаждущих пойти во след за Христом, разделить Его страдания.
От креста излилась в грешный мир Христова очистительная благодать, о которой до того не знал мир, возрождающая человека от нравственной смерти, побеждающая нечистоту, порок и растление, приводящая к величайшему духовному торжеству, приближающая к всеблагому, всепрощающему, всеврачующему Богу.
Богочеловек, пришедший в мир, чтобы спасти нас, вернуть к тому блаженному состоянию, которого мы лишились через грех, Христос как бы говорит нам: жизнь есть подвиг и долг, но долг высокий и прекрасный, дающий человеку непреходящее счастье, возрождающий душевные силы, наполняющий душу светом неба.
Символ подвига, отречения от самого себя, любви до самопожертвования, крест есть знамение всеозаряющей веры, упования и радости, победы духа над плотию, красоты духовного совершенствования.
Потому-то во времена гонения на христианскую веру христиане- мученики среди страшных пыток и перед лицом самой смерти оставались радостными и молились за своих гонителей. Духовное счастье этих людей было так велико, что затмевало все другие чувства.
Дальше мы видим множество добровольных подвижников, все оставивших, отказавшихся от земных радостей — от богатства, славы, почестей, удаляющихся в пустыню, в монастырь, посвящающих все свои силы молитве, суровому посту и служению Богу. Подвижники, не имевшие никаких радостей земных, были исполнены духовного блаженства, так что люди, увязшие ь суете и пороке приходили к ним, и богатства духовных сокровищ святых людей щедро изливались на немощных и слабых, врачуя их душевные и телесные недуги.
В повседневной жизни мы также можем наблюдать такое явление, когда люди, которых постигло несчастье и испытание, остаются бодрыми и жизнерадостными, имея в самих себе какую-то опору. Преданные воле Божией, носят они в своем сердце упование на помощь небесную, согревающее их в самых скорбях, и дающее силы нести крест. И, наоборот, люди, у которых все благополучно, вдруг впадают в уныние, переживают разочарование, предаются тоске и отчаянию, и, впадая все в большее заблуждение, видят в жизни только мрачное и печальное, бессмыслие и неоправданность страданий. Но все, что совершается в мире, совершается по воле Божией, и часто именно страдания приводят человека к Богу.
Мы склонны к заблуждениям, ошибкам, маловерию, допуская все это в наше сердце и разум по своей греховности, и тогда в душе появляется боль и диссонанс. Часто моральные страдания тяжелее преодолеть, чем физические. Тогда мы как бы теряем под собой почву, кажется, нет выхода и сил уйти от сердечного холода и духовного мрака и нет сил оставаться во тьме, и томит почти до физической боли ощутимая потребность света, тепла.
Тогда и душевные наши потрясения, как предопределенный свыше крест, постараемся переносить терпеливо и стойко, чтобы не они сломили нас, а мы преодолели их. И Бог подаст нам помощь и простит множество наших падений.
Наши падения бывают ужасными, когда мы сами себе становимся в тягость, но часто падение до самого темного дна и столкновение со злом во всем его безобразии отвращают человека и заставляют его в ужасе бежать обратно, искать света.
Нет возможности перечислить наши духовные переживания, все то бесконечное множество чувств и ощущений, что проходят через наше сердце: то возносящая крылатая радость, светлые волнения, надежда, то леденящая душу пустота и томление, какое-то отмирание духовной жизни.
В нашем духовном внутреннем мире, как в Божьем мире природы: ночь и день, холод и зной, буря и покой, громы и тишина, засуха и благодатный дождь, безжизненный песок пустыни и плодоносная почва, блеск солнца и печальный туман, темные страшные бездны и высокие горы уходящие за облака. А надо всем этим лучезарное манящее солнце...
Пусть порой надвигаются черные тучи, скрывая прозрачную лазурь и золотое солнце, ведь от этого не исчезнет ни солнце, ни небо, ни просторы его, ни безбрежность.
В этих чувствах, волнениях, исканиях — красота жизни, в этой непрестанной борьбе — ее смысл и движение. Без борьбы человек не двигался бы вперед, и без трудностей в чем была бы его заслуга?
Чем тяжелое препятствия, чем больше требуется усилий к достижению истины, тем больше заслуга, тем выше награда...
Мы можем видеть, что в борьбе и испытаниях люди растут и крепнут духом. И может быть, неведомыми и непонятными для нас путями мы двигаемся к правде непогрешимой, совершенной и вечной. Как бы ни был тяжел и длинен путь, он облегчается сознанием достигаемой цели.
Быть может, нам нужны какие-то толчки, какой-то стимул, чтобы всколыхнуть и разбудить забытые способности нашего духа, и часто этим стимулом становятся испытания и скорбь.
Временами крест возлагается на целые народы. Тогда появляется много людей самоотверженных, благородных, отважных, забывающих обо всем частном и личном в своем стремлении послужить святому и правому делу, отдающих даже и самую жизнь во имя того, чтобы облегчить, защитить или хотя бы уменьшить страдания других, более слабых и беззащитных...
В недавно пережитые нами годы войны, из среды дотоле незаметных тружеников, сколько было выявлено таких людей — героев, полных отваги, благородства и готовности жертвовать собою, и это делалось добровольно с духовным патриотическим подъемом. И как восхищают нас эти люди, с какою любовью мы будем всегда помнить о них, и не только мы, но и грядущие поколения с благоговением будут преклоняться перед их именами.
Доблестное и благородное не может умереть бесследно, не может не оставить по себе неизгладимого впечатления, порождающего в других чувства долга и любви.
В те тяжелые дни заметно было усилившееся внимание, сплоченность, чуткость и сострадание друг к другу, желание помочь чем-нибудь, и это придавало мужества и сил переносить горе.
Страдания уменьшают наш эгоизм, они открывают наши сердца, навстречу одно другому, чтобы разделить горе и вместе переносить его; в испытаниях выявляется наша вера, которая и самую печаль может обратить в радость, как сказал Христос: «печаль ваша в радость будет».
Те, кто потеряли в годы войны всех своих близких и остались совершенно одинокими, да почерпнут силы у святого креста, найдут утешение в выполнении долга перед Богом и людьми, перед Родиной, ибо в служении по своим силам святой истине и добродетели — смысл и истинное счастие человеческой жизни.
Те, кто лишены всякой трудоспособности, самого великого Божьего дара, могут в молитве почерпать силы, и в молитве и в мышлениях есть также целый отдельный мир, могущий заполнить пустоту и уменьшить печаль.
Бывают у нас такие светлые минуты, когда пережитое слишком превышает наши способности, чтобы передать его, и не все наши чувства поддаются описанию, не все находят выход и возможность быть выявленными, выйти на поверхность, как-то проявиться внешне. Быть может, потому, что они слишком святы и чисты, чтобы стать очевидными и осязаемыми, а живут они в нас для того, чтобы напомнить о скрытом горнем мире, о непередаваемых радостях, для выражения которых там в другом мире будут и другие слова, которые не достоин произносить здесь наш грешный язык. Вспоминая эти святые минуты, в дни печали не будем поддаваться унынию, с любовью, благоговением и умиленьем будем повторять: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко! и святое воскресение Твое славим!
Крест не только испытание и печаль, крест — путь к небу, возрождение всего святого и лучшего, крест — приближение ко Христу, восстание от нравственных падений, искупление наших душ, возвращение от холода, уныния, сердечной боли, ошибок и сомнений к молитве, умилению и благостным слезам.
Крест — освобождение от рабства страстей, победа радости и света.
Беспредельная Божия любовь, в которой потонут, исчезнут все наши горести, печали, страдания, просветятся души и воскреснет все юное, чистое и сильное для жизни беспечальной и бесконечной, и вера, святая, выстраданная, прошедшая через горнило испытаний, побеждающая, идут к нам через святой благословенный крест.
Н. ВАСИЛЬЕВА