ПОСЛЕ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ЕВЛОГИЯ

2 сентября 1945 г. в Париже Митрополит Евлогий с его паствой был торжественно воссоединен с Матерью — Русской Церковью.

После этого события «зарубежная Русская Церковь, управляемая Митрополитом Евлогием и состоящая во временном высшем каноническом ведении Вселенской Патриархии, вновь вошла в непосредственное управление Патриарха Московского и всея Руси, составляя нераздельную часть единой Русской Православной Церкви» (Положение о Западно-Европейском Экзархате п. 1).

Свое отношение к этому акту Митрополит Евлогий определил вполне ясно: «...фактически я с момента воссоединения нахожусь в подчинении Московского Патриарха, от него получаю необходимые указания и распоряжения, перед ним отвечаю за положение нашей Церкви в качестве его, Патриарха Московского, Экзарха, и уже ничто связь нашу порвать не может».

...«Процент людей, сопротивляющихся воссоединению, ничтожен, и основная масса верующих, хвала Господу, пошла по верной дороге, пошла за мной и ныне объединена одними чаяниями и одной радостью, что, наконец, Церковь наша обрела мир. Я же на путь воссоединения с Матерью Русской Церковью стал решительно твердо и непреклонно; я дождался самого счастливого события в моей жизни, возвращения в лоно ее, и с этой дороги не сойду уже до самой моей смерти». Это было сказано Митрополитом Евлогием 21 декабря 1945 г.

В Рождественском послании 4 января 1946 года Митрополит Евлогий писал так: «Все мы объединяемся с Матерью Русской Церковью, все вливаемся в ее спасительное лоно. С особым радостным волнением переживает эту радость Русская Православная Церковь, которая празднует одновременно объединение своих разрозненных частей в единую семью».

Эти выдержки из посланий и заявлений Митрополита Евлогия ясно выражают его взгляд на дело воссоединения с Матерью Русской Церковью. Казалось бы, что эти ясные, твердые, непреклонные решения Митрополита Евлогия должны явиться обязательными моральными заветами для всей его паствы, в особенности для его ближайших сотрудников, которые в своих речах над его гробом много говорили о любви и уважении к нему.

Однако, не прошло и девяти дней со дня смерти Митрополита Евлогия, как его ближайшие друзья стали разрывать церковное единство, которое так ценил Митрополит Евлогий. Поводом к нарушению единства и церковного мира явился Указ Московского Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 августа 1946 г.: «Святейший Патриарх и Священный Синод постановили: 1) «Временную юрисдикцию Вселенской Патриархии на Западно-Европейскими русскими приходами, установленную в 1931 г., считать фактически и формально прекратившей свое действие, а означенные приходы вновь безраздельно находящимися в юрисдикции Московской Патриархии и 2) Экзархом Западно-Европейских русских приходов назначить Митрополита Серафима (Лукьянова)».

Архиепископ Ниццкий Владимир, принявший на себя управление Экзархатом после смерти Митрополита Евлогия, якобы на основании завещания Митрополита Евлогия от 1943 г., отказался выполнить этот Указ, ссылаясь на отсутствие «отпускной грамоты» от Вселенского Патриарха, и заявил, что этот Указ Московского Патриарха принимается им «к сведению, но не к исполнению».

К его решению примкнули: епархиальный совет, епископ Сергиевский Никон, причт кафедральной церкви в Париже, некоторые священники.

Желая приобрести возможно большее число сторонников, архиепископ Владимир разослал циркулярное распоряжение духовенству Экзархата: «Впредь, до получения от Вселенского Престола определенного по данному вопросу решения, возносить во всех храмах имена обоих Патриархов и его, Архиепископа Владимира, имя, как Управляющего Экзархатом и Заместителя Экзарха Патриарха Вселенского».

Сообщение об этих поступках близких друзей Митрополита Евлогия Заставляет вспомнить прежде всего слова Митрополита Евлогия в Рождественском Послании 1945 г., как бы обращенные к ним: «Враг среди пшеницы сеет плевелы. Создаются новые обособления. Чего хотят новые раскольники? Неужели они не устали? Неужели они не чувствуют, что теперь не время, не место для этих разделений, когда Русская Православная Церковь, вместе со своей Родиной, выходит на широкие вселенские просторы, когда постепенно объединяются отдельные части Русской Православной Церкви в одно спасительное лоно? Зачем эти новые смуты, которые помрачают светлый лик церковный?»

Официальный отчет об экстренном пастырском собрании, созванном Архиепископом Владимиром 14 августа в Париже, и сообщения отдельных участников собрания проливают свет на то, чего хотят новые раскольники. Оказывается, они исполнены самых лучших намерений: они хотят выполнить волю Митрополита Евлогия, выраженную в его завещании о передаче управления Экзархатом после его смерти архиепископу Владимиру, но они не упоминают, что это завещание, если оно существует, относится, как они сами говорят, к 1943 г., т. е. ко времени до воссоединения Митрополита Евлогия с Русской Церковью. После воссоединения Митрополита Евлогия завещание не имеет никакой канонической силы и вообще оно не имеет никакого юридического значения.

Некоторые говорили о необходимости сохранения подчинения Константинопольскому Патриарху, но не упоминали, что уже со 2 сентября 1945 г. Церкви Западно-Европейского Экзархата вышли из Константинопольского Патриархата и вошли в состав Московской Патриархии.

Со 2 сентября 1945 г. Митрополит Евлогий стал находиться в фактическом и юридическом подчинении Матери-Церкви, выполняя указы, распоряжения Московского Патриарха, вплоть до производства хиротонии во епископа.

Епископ Никон Сергиевский был поставлен во епископа по указу Московского Патриарха на основании самой лучшей характеристики о нем Митрополита Евлогия.

Говорилось о невозможности односторонним решением Московского Патриарха прекратить Константинопольскую юрисдикцию без отпускной грамоты Константинопольского Патриарха, но забывали, что вступление в Константинопольскую юрисдикцию носило временный характер. Митрополит Евлогий в своем послании от 2 февраля 1931 г., вступая под юрисдикцию Константинопольского Патриарха, писал, что «когда восстановится общепризнанная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению». Забыли также упомянуть, что Русская Православная Церковь, в лице почивших Патриархов Тихона и Сергия, никогда не признавала законным подчинение Русских Церквей Западного Экзархата Константинопольскому Патриарху и протестовала против этого решения. Кроме того, Митрополит Евлогий, рассуждая канонически, не имел права передавать Константинопольскому Патриарху русские приходы за границей без согласия Матери-Церкви, а Константинопольский Патриарх принимать их. 28 правило Халкидонского собора, на которое обычно ссылаются сторонники прав Константинопольского Патриарха в Европе, говорит о его правах над епископиями из иноплеменных: в понтийской, фракийской областях.

Нет канонов, по которым все православные, находящиеся на территории Западной Европы, подпадают под юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Наоборот: 6 правило Никейского собора, 8 — Ефесского, 9 — Антиохийского, 67 — Карфагенского запрещают вторгаться одной церковной власти на территорию другой.

Существование более 30 лет русских православных церквей в Европе неоспоримо сохраняет для них юрисдикцию русской высшей церковной власти.

Устное благословение Митрополиту Евлогию через Митрополита Германоса на возвращение в лоно Матери-Церкви Константинопольским Патриархом было дано, как об этом свидетельствует телеграмма Святейшего Патриарха Алексия Патриарху Вениамину от 4 ноября 1945 г.

К сожалению, Патриарх Вениамин и его преемник Патриарх Максим до сих пор не прислали «отпускной грамоты». Присылка отпускной грамоты сразу бы разрешила вопрос, но отсюда не следует, что русские приходы должны вследствие этого нарушить каноническое подчинение Московскому Патриарху, своему родному русскому православному Патриарху.

В конце концов, мы прямо говорим, что для прекращения Константинопольской юрисдикции в Западно-Европейском Экзархате над русскими приходами не требуется согласия Константинопольского Патриарха, как не требуется в юридических делах согласия стороны, незаконно владеющей чьим-либо имуществом, на возвращение его законному владельцу.

Константинопольская юрисдикция над русскими православными Церквами в Западно-Европейском Экзархате возникла незаконно, существовала незаконно, и Московская Патриархия может ограничиться лишь известительной грамотой о том, что она вступает в свои права.

Все русские православные люди с глубокой скорбью узнали об ослушании части клира Западно-Европейского Экзархата Московскому и всея Руси Патриарху Алексию.

Тяжело, что архипастыри и пастыри, которые по своему положению, должны сиять среди инославных на Западе и светом православной истины и непоколебимой верностью главе всех русских православных людей, Святейшему Патриарху Алексию, не колеблясь, но сами поддерживая и утверждая колеблющихся и шатающихся, — первыми нарушили послушание Святейшему Патриарху Алексию.

Мы знаем, что это, конечно, враг посеял плевелы среди пшеницы. Враг вложил мысль об ослушании Патриарху для ослабления св. Православной Церкви.

Мы твердо надеемся и верим, что в конце концов церковная истина победит, что все ослушники раскаются, не будут губить свое стадо, но охранят его «от волков, губящих е» и поведут его ко спасению во Христе в спасительной ограде Русской Православной Церкви — родной Матери-Церкви.

Л. ПАРИЙСКИЙ

Система Orphus