Слово в праздник Вознесения Господня 30 мая 1946 г.

Когда Христос Спаситель вознесся на небо, то апостолы с недоумением и скорбью смотрели вслед Вознесшемуся. Тогда явились два ангела и в утешение апостолам сказали, что вознесшийся на небо Иисус снова придет, но не как приходил он в первый раз — через воплощение и для пребывания среди людей в обычных условиях земной человеческой жизни, а так, как и вознесся, т. е. явится с небесе, на облаках. Эти слова ангелов напомнили апостолам то, что говорил не раз и сам Христос, именно, что он придет во славе, на облаках небесных, окруженный множеством ангелов, чтобы судить живых и умерших, которые тогда все воскреснут (Матф. 25, 31; 26, 64; Мрк. 14, 62). С тех пор все верующие во Христа, начиная с Апостолов, ожидали и ожидают второго пришествия и Страшного Суда Христова. Правда, последний суд над родом человеческим есть событие не похожее ни на что, что было и есть в жизни людей, и мы не можем ясно представить себе это исключительное событие. Но как бы оно ни было необыкновенно и исключительно, оно все же, несомненно, некогда совершится. Ведь все обетования и всё предречения Христа исполнились и исполняются, как исполнились и исполняются и все обетования и предречения, данные Богом в Ветхом Завете через пророков. По слову Христову, ни одна йота, ни одна черта Божия откровения не останется без исполнения. Но не только слова пророков, апостолов Христа Спасителя и исполнение их уверяют нас в несомненности грядущего суда Божия над вселенною при втором пришествии Господа. Есть явления жизни, есть данные общедоступного опыта, которые ясно и наглядно предуказывают, что суд Божий над человечеством совершится несомненно. Все люди имеют совесть и более или менее внятно слышат в себе ее голос. Человек оценивает свои мысли, чувства, желания и поступки и, прежде всего, самого себя, свою личность, — с точки зрения добра и зла.

Совесть говорит человеку не о том, хорошо ему или плохо, но о том, каков он сам, как личность, хорош он сам или плох, таков ли он сам со своими мыслями, чувствами, желаниями и поступками, каким он должен быть, или не таков, возвышается он при том или другом переживании, или падает, грешит. Вследствие небрежности, невнимания к своей внутренней жизни, увлечения различными страстями и под влиянием дурных примеров, человек часто не слышит или плохо, невнятно слышит голос своей совести. Но по временам этот голос звучит настолько ясно и отчетливо, сильно и властно, что не слышать, не слушаться его становится невозможно. Известны многочисленные случаи, что совесть заставляла людей порочных и преступных, закосневших в грехах, коренным образом изменить свою жизнь. Разбойники, блудники, блудницы, воры, грабители, обидчики, безжалостные притеснители ближних, богохульники делались целомудренными, воздержными, чистыми, милосердными, щедрыми, горько оплакивали свои грехи, беспощадно боролись со своими страстями и все силы души и тела обращали на ревностное исполнение заповедей Божиих. Такова сила и власть совести над человеком. Весьма ясно проявляется эта властная сила в самом начале сознательной нравственной жизни человека — в детстве, в тех случаях, когда первое пробуждение совести происходит у ребенка по поводу каких-нибудь значительных переживаний — настроений или поступков. Один русский писатель рассказывает, что в детстве он, будучи сиротою, воспитывался у своих дедушки и бабушки, в деревне. Благочестивые старички часто со вздохом говорили: «ох, грехи, грехи!» Мальчика интересовали эти слова и он иногда спрашивал: «что это такое грехи? какие они бывают?» Ему отвечали: «вот подрастешь, узнаешь и не рад будешь». Однажды летом дедушка и бабушка сидели около своей хаты, а мальчик неподалеку играл на травке. Вдруг он увидел, что по травке ковыляет какая-то птичка, видимо, с поврежденной ногой или крылом. Он схватил с земли камень, бросил в птичку и убил ее. Дедушка и бабушка не успели остановить мальчика. Они только крикнули: «что ты делаешь? Грех-то какой!» И вдруг мальчик всем своим существом ощутил, что он согрешил, что он теперь грешник: «вот он грех-то». Его охватил такой ужас от сознания своего падения, что он бросился без оглядки бежать и спрятался в кустах на берегу речки. Долго пришлось искать его, чтобы привести домой и успокоить. Этот мальчик пережил то же, что Адам и Ева в раю после грехопадения, когда они хотели спрятаться от Бога среди райских деревьев. Подобное рассказывает о себе один американский писатель, который в детстве также совершил убийство — убил беззащитную черепаху. Нравственная жизнь, таким образом, начинается пробуждением совести, ее властным и строгим судом. Завершается земная жизнь человека также властным судом совести. Известно много случаев, когда люди по какой-либо причине были очень близки к смерти, но избавились от нее. Например, многие утонувшие, повесившиеся были возвращены к жизни; альпинисты при восхождении на высокие горы падали с большой высоты в пропасти, но упавшие в глубокий снег, остались живы. Некоторые попадали под железнодорожный поезд, но оставались невредимы, потому что поезд, промчавшись над ними, не затронул их... Все такие люди, лицом к лицу видевшие смерть, согласно свидетельствуют, что в последние минуты жизни, перед смертью, человек вспоминает всю свою жизнь очень подробно, не исключая и таких переживаний, о которых он никогда не вспоминал, которые казались навсегда им забыты. И при этом все вспоминается с необыкновенною отчетливостью, как хорошее или дурное, так что человек перед смертью совершает и переживает нравственный суд над всею своею жизнью. Надо думать, что такой суд переживают не только избавившиеся от угрожавшей им смерти, но и все умирающие.

Таким образом, от первого пробуждения нравственного сознания до последних минут жизни, человек находится перед судом своей совести: суд идет за ним по пятам изо дня в день. Человек часто плохо слышит приговор этого суда, очень часто не подчиняется ему, но совесть все- таки неустанно делает свое дело и в конце жизни подводит непререкаемый итог всему, что человек делал, говорил, думал в течении всей своей жизни. Подобный нравственный суд совершает каждый человек и в отношении других людей. Ведь и чужие поступки и чужие жизни мы тоже оцениваем с точки зрения добра и зла. Одно в жизни других людей привлекает нас, радует, умиляет, вызывает в нас добрые чувства и желания, другое отталкивает, возмущает, действует на нас, как развращающий соблазн. И когда мы бросаем общий взгляд на прожитую жизнь того или другого человека, который отошел от нас в иной мир, разве не слышим мы в своей душе тот же голос совести, производящий общий приговор о жизни и характере умершего?

Ту же природу имеет и суд истории. Есть люди и отдельные лица и большие или меньшие группы их, которые более или менее памятны множеству людей. Эти памятные многим люди всегда носят на себе печать нравственной опенки настолько ясную и отчетливую, что о ней не может быть никаких споров и сомнений. Кто не знает завистливого братоубийцу Каина, бесстыдного издевателя Хама, сребролюбивого Иуду предателя, жестокого детоубийцу Ирод..... Кто поколеблется в оценке тех людей, которые всякими способами мучили и истребляли миллионы воинов, стариков, женщин и детей..... Эти палачи никогда не будут забыты человечеством, и клеймо, наложенное на них совестью народов всего мира, никогда не смоется... Суд истории есть суд совести неподкупный и неумолимый.

Но не только совесть судит людей. Судит людей и физический мир с его силами и законами физическими, химическими и физиологическими. Мир так устроен, что грехи, совершаемые людьми, рано или поздно, в той или другой форме, но неизбежно влекут за собой какие-либо страдания, какие-нибудь беды. Беда неотлучно, по пятам идет за грехом, как тень за предметом. Стоит только вникнуть и подумать, что приносят людям два греха — пьянство и блуд. Не перечесть, сколько болезней и всяких других бед и страданий порождают эти грехи в жизни людей, и не только тех, которые прямо виновны в этих грехах, но и их потомков и окружающего их общества. Природа ясно стоит на страже воздержания и целомудрия и сурово судит и карает тех, кто отступает от этих добродетелей и предается порокам.

Поистине человек ни одного дня, ни одного часа своей жизни не остается свободным от суда нравственного: совесть и природа постоянно судят его. Но откуда это согласие суда совести и суда природы? От Бога. Ведь все законы мира — это мысли Божии, по которым устроен мир, это голос Божий, внятно говорящий тому, кто имеет уши, чтобы слышать.

Итак, суд Божий совершается над нами во все время нашей жизни. В этом несомненное и убедительное доказательство того, что и по окончании земной жизни каждого из нас ждет суд Божий, подводящий итог того, как мы прожили свою жизнь; и по окончании жизни всего человечества при кончине мира, должен быть и будет суд над всем человечеством, который подведет итог жизни всех людей. Этот последний суд называют страшным, ибо он навсегда, навеки определит судьбу всех судимых. Но в нашей власти, чтобы последний суд был для нас не страшен, а радостен. Хочешь ли не бояться суда Божия? Делай добро, и получишь похвалу от Бога. (Ср. Рим. 13, 3).

АРХИЕПИСКОП АНДРЕЙ

Система Orphus