СМЕРТИ НЕТ

Слово, сказанное в Успенской церкви Новодевичьего монастыря г. Москвы

Сегодня — день Успения Божией Матери. Воспоминаемое нами священное событие — не повод для скорби и печали; совсем напротив это день светлой радости и торжества. Божия Матерь не умерла сегодня Она начала новую жизнь, сегодня — начало Ее небесного материнства для всех тех, кто пошел, идет и пойдет за Ее Божественным Сыном, как за своим Учителем и Отцом. Как в день Святой Пасхи, ликуя, мы поем: «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», так сегодня, с чувством духовного восторга, мы восклицаем: «Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота»... Эти святые слова радостным эхом отдаются в наших душах, и ликующее верующее сердце вторит этим словам: смерти нет, смерти нет! В этом — величайший урок сегодняшнего праздника: проповедь той истины, которая является высшей радостью, наибольшим счастьем для верующей души — смерти нет мы не умрем никогда!

Нет большего несчастья на земле, чем смерть; нет ничего что возбуждало бы в нас такой страх, как смерть. Любая болезнь, и самая тяжелая, любое страдание и бедствие бледнеют перед лицом смерти. Никто не хочет смерти. Мы все отвращаемся от нее. Только больные духом ищут ее. Мы часто можем видеть старца, утружденного годами обремененного многими старческими недугами, — и все же он хочет жить и не хочет умирать. О чем это говорит? О том, что мы носим в себе предощущение своего бессмертия.

В каждом из нас врожден инстинкт самосохранения. При всякой грозящей нам опасности мы невольно вздрагиваем, подымаем руки для защиты себя. Прежде чем внезапно надвинувшаяся опасность дойдет до нашего сознания, мы уже защищаем свою жизнь. О чем это говорит? О том, что не для смерти мы созданы, а для жизни. Ни один из врожденных инстинктов не может быть ложным. И нет большего утешения для верующего сердца, как знать, что смерти нет.

Первый человек был создан бессмертным. Люди никогда не должны были знать смерти. Но после того, как этот первый человек не исполнил, живя в раю, воли Божией и согрешил, — в жизнь человека вошла смерть, как следствие его греха. Человек стал смертен по телу, оставаясь бессмертным своей душой. Но, отдаваясь греховной жизни, опускаясь все ниже по лестнице греха на самое дно пороков и страстей, человек стал забывать о своем бессмертии. Он стал вести исключительно животную жизнь, отдавая ее только заботам о земной жизни и нечистым удовольствиям, не думая и уже не зная о том, что его ждет по смерти. Лишь немногие лучшие люди ветхозаветных времен сумели сохранить в себе память о своем бессмертии и веровали в него. Один из них — псалмопевец Давид восклицает: «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10).

Конечно, многие наблюдательные и пытливые умы, даже и среди ветхозаветного человечества, неоднократно хотели приподнять завесу, скрывающую от них посмертное будущее. Наблюдая за природой, люди не могли не видеть того, что все в природе умирает для того, чтобы вновь родиться, воскреснуть: солнце заходит, чтобы взойти утром следующего дня; луна ущербляется, умаляется, чтобы в свое время родиться вновь; семя, опущенное в землю, сгнивает и после этого дает росток и стебель; природа зимой умирает, чтобы весной с теплом опять ожить. Неужели, — мог думать человек, и мы знаем, что так многие и думали, — он, венец творения, хозяин природы, умирая, навсегда уходит с лица земли и превращается в прах земной? Почему же ум человеческий так стремится к знаниям, хочет охватить возможно их больше? Почему сердце человека так привязывается к людям, загорается такой крепкой и постоянной любовью, если человек смертен и смерть должна в нем оборвать всю его внутреннюю умственную и духовную жизнь? Ведь это было бы насмешкой природы над человеком. Все это пытливому человеческому уму не могло не говорить о том, что предощущение бессмертия врождено человеку, но человеческий ум сам по себе был бессилен эту тайну понять и приподнять завесу над будущностью человека.

Но вот, в сроки, предуставленные в Совете Божием, взошло над землей Солнце, взошло, чтобы никогда не заходить, и во свете этого Солнца все неясное, только предощутимое, стало ясным. Пришел на землю Сын Божий в образе Господа нашего Иисуса Христа, и люди услышали из Его уст такое волнующее, напояющее их радостью, слово: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ио. 3, 36).

Господь Иисус Христос в дни земного Своего служения людям показал Себя хозяином жизни и смерти человека: Он подошел к 12-летней дочери Иаира — начальника синагоги, лежавшей мертвой на одре, и воскресил ее. Утешая наинскую вдову, потерявшую своего единственного сына, Он совершил чудо воскрешения этого юноши на глазах многочисленной толпы, когда встретился с погребальной процессией при входе в город Наин. За шесть дней до Своей смерти, Он вернул жизнь четверодневному, уже смердевшему, мертвецу Лазарю, и это чудо, совершенное также на глазах толпы, вызвало бурное ее ликование. Наконец, сам Он, умерший на кресте и положенный во гроб, встал из мертвых в третий день по писанию. Своим воскресением Он утвердил на вечные времена истину бессмертия человеческой души. Эту истину подтвердило Успение Божией Матери, душа Которой, а затем и тело были вознесены Ее Сыном на небо; вечно живой мы знаем Свою Небесную Матерь.

Смерти нет.

Теперь из божественного откровения мы все знаем о смерти и своей будущей жизни. Мы знаем: то, что принято называть смертью, не есть только остановка дыхания и биения человеческого сердца. На языке церковном эта минута называется таинством смерти; тогда совершается воистину тайна: бессмертная душа разлучается с телом, покидая его, как свое временное жилище, и, как сказано в слове Божием, «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).

Мы знаем теперь, что не умрет ни наше сознание, ни все те чувства, с которыми мы здесь живем, и в условиях новой загробной жизни все это раскроется во всей своей глубине и силе. Наша вера учит тому, что на сороковой день по смерти совершается Господом предварительный суд над душой человека. В течение этих первых сорока дней по смерти душа человека проходит через «мытарства», через особый путь истязаний, на котором вспоминает грехи своей жизни и бичует себя за нее, а в третий, девятый и сороковой день приводится к Богу для поклонения. При последнем поклонении в сороковой день душа по суду Божию получает предопределение или к вечным радостям, или к мукам.

Господь наш так милосерд, что не оставляет без любви Своей те грешные души, которые предстают перед Ним и слабыми верою, и лишь с начатками покаяния, не укрепив первой и не довершив второго на пути своей земной жизни. По молитвам Церкви, силой бескровной жертвы, приносимой за этих умерших, действием милостыни за них облегчается участь этих грешников, и они не лишаются надежды на прощение и вечные радости.

Все те души, которые принесут с собою в вечную жизнь чистые и святые чувства: любовь к Богу, добрые дела, смирение, душевную и телесную чистоту, найдут в этих святых чувствах, для себя источник возвышенной радости. Души святых, угодившие Богу своей праведной, святой жизнью на земном их пути, получают по смерти не только предопределение к блаженству, но и полноту его; вместе с тем получают от Бога силы и дерзновение молиться за нас и оказывать нам небесную помощь.

Придет и день последнего Суда Божия, называемого Страшным. Из слов Христовых мы знаем, что мы предстанем на этом Суде не только своей бессмертной душой. Перед ним, силой Божией, по звуку трубы архангела, воскреснут мертвые. Где бы ни находился прах людей — в земле ли, на дне ли морей и океанов, — и земля, и вода отдадут своих мертвецов. Воскресшие тела, по учению нашей веры, восстанут преображенными, обновленными, свободными от наших теперешних немощей и нужд, восстанут для того, чтобы соединиться с бессмертной душой каждого из нас. На Страшном Суде Божием каждый из нас должен дать ответ во всем, что он сделал в жизни своей земной.

По слову Божию, одни из нас на этом Суде будут названы «благословенными», которым предназначено царствие небесное, другие — проклятыми, идущими в муку вечную. Почему так неодинакова будет участь людей: вечная радость и вечная мука? Св. апостол Павел на это отвечает: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). И в другом месте он же сказал: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд. И звезда от звезды разнится в славе» (I Кор. 15, 41).

Каждый из нас сам себе готовит участь. И будущие муки, и будущие радости для каждого из нас будут плодом той жизни, какою живет и с какой умрет каждый из нас. Та «награда» нищим духом, кротким, милостивым, о которой говорит Господь в Своих заповедях о блаженствах, не будет какой-то внешней наградой человеку за его подвиги, но будет продолжением и углублением того счастья жить с Богом и исполнять Его святую волю, какое истинный раб Божий уже носит в земной своей жизни.

Путь к вечным радостям нам указан в святом Евангелии. Господь наш и приходил на землю для того, чтобы, указав нам этот путь, позвать нас итти за Ним этим путем к царству будущего века. Он же и сказал нам в одной Своей причте: «Раб тот, который знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много» (Лук. 12 47). Мы все знаем Его святую волю, — мы ее должны исполнить в своей земной жизни. Мало того, что мы знаем эту волю Божию, нам Богом даны все средства помочь в деле исполнения этой воли. Нам дано слово Божие, вечно новое, всегда живое, неиссякаемое в своей глубине, которое освещает нам этот путь, которое как солнце согревает нас на этом пути. Оно спасает нас от отчаяния, от уныния, от состояния безнадежности. Уже одно слово Христово: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я упокою вас», или другое слово: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ио. 14, 18) — имеют силу поддержать и вдохновить страдающее, одинокое, больное сердце.

Господь дал нам Свои святые храмы, чтобы в них на пути к вечной жизни мы питали себя нетленной божественной пищей, чтобы в них мы утоляли свой духовный голод и жажду. В наших храмах преподается нам та небесная пища, о которой сказал Спаситель, как об условии получения вечного блаженства: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ио. 6, 53). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ио. 6, 56).

Господь дает нам на пути земной жизни Свою благодать — эту Свою божественную силу, укрепляющую нас в деле исполнения Его святой воли. Эту благодать вы получаете в наших храмах через благословение, крестное знамение, целование икон, помазание святым елеем, окропление святой водой; нам подается и особая благодать, необходимая для рождения и развития в нас духовной жизни, в святых таинствах — крещения, миропомазания, покаяния и других.

Для того, чтобы никто не чувствовал себя одиноким на земле и не страдал от одиночества, Господь соделал для всех нас Свою Мать нашей Небесной Матерью. Для нас, для нашего спасения Он подает через бесчисленный сонм святых угодников Свою любовь, Свою помощь, Свою ласку. С высоты неба к нам протянуты тысячи незримых рук святых людей с целью помочь нам во всех наших земных нуждах и обстояниях. И мы все идем к жизни вечной, окруженные помощью Божией, Его заботами, Его благословениями. Так будем же достойными этих забот о нас нашего Небесного Отца!

Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть —это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем несравнимое, счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одном из своих слов, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной». Перед духовным взором каждого из нас раскрывается дивное, святое зрелище, о котором нам говорит слово Божие: прекрасный нерукотворенный небесный Иерусалим — тот духовный город, обитатели которого будут наслаждаться вечным блаженством в будущей жизни. Солнцем, освещающим этот небесный город, будет сам Господь Иисус Христос. В нем никто не будет знать слез, скорбей и болезней и, охваченный радостью вечного общения с Небесным Отцом, не будет и вспоминать о своих земных слезах и страданиях. У раскрытых дверей этого Небесного Иерусалима встречает души людей сам Хозяин этого града — наш Небесный Отец. Для того Сын Божий и приходил на нашу землю, чтобы никто из нас не погиб, но каждый из нас стал участником вечных радостей в этом небесном граде.

Не будем же спускать своего духовного взора с Небесного Иерусалима на всем пути нашей земной жизни! Пусть он влечет нас к себе и вдохновляет своей красотой на подвиги ради спасения наших душ! Смерти нет. Спасем же души свои для вечной жизни! Божия Матерь да будет Одигитрией—Путеводительницей нашей на всем нашем жизненном пути!

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus