ВИКТОР ВАСНЕЦОВ (К 20-летию со дня его смерти)

Ровно 20 лет тому назад (23 июля 1926 г.) мировое, а в особенности наше национальное русское, искусство понесло большую утрату. В Москве в 10 1/2 часов вечера скончался, краса и гордость русской живописи, Виктор Михайлович Васнецов. Имя его бесконечно мило и дорого всякому культурному русскому человеку. Васнецов открыл новую эпоху в истории нашей живописи; первый почувствовал, узнал и полюбил все величие и всю красоту нашей родной старины.

Наше православное духовенство имеет право гордиться Виктором Васнецовым еще более, т. к. он был выходец из духовной среды, был глубоко верующий человек — настоящий христианин (неверующий не мог бы написать такие вдохновенные лики Спасителя, Богоматери, святых угодников и т. д.).

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 г., в семье сельского священника в селе Лопиялы, Вятской губ. С ранних лет будущего великого художника окружала величавая прекрасная северная природа, а в долгие зимние вечера он слушал чудесные сказки, предания седой старины, которые рассказывали ему и его братьям нянюшки. Таким образом все окружающее его послужило той благодарной почвой, на которой впоследствии так ярко расцвел васнецовский талант.

Отец художника, о. Михаил, был культурным человеком и старался сделать таковыми своих детей. Нужно сказать, что эта семья была на редкость талантливая: она подарила искусству двух больших мастеров живописи — Виктора и Аполлинария, известного пейзажиста и художника старой Москвы. Кроме них было еще 4 брата, из которых Николай был первоклассный рисовальщик (Виктор Михайлович впоследствии говорил: «Ах, если бы я мог рисовать так, как рисовал Николай!»). Младший брат Аркадий Михайлович тоже может быть с полным правом назван художником в своем роде. Он занимался столярным искусством (не ремеслом, а искусством, в самом точном значении этого слова). Мне лично приходилось видеть шкафы, сделанные им по рисунку брата Виктора. При взгляде на изумительную его работу, невольно приходит мысль, что высокохудожественные рисунки великого брата имели достойного мастера в их реальном осуществлении. Из остальных братьев Александр, в особенности, поражал всех многогранностью своих талантов.

Всем братьям Васнецовым с самого раннего детства прививались основы христианской жизни и морали, и все они были верными сынами Церкви и истинными христианами.

Для первоначального образования о. Михаил отдал своего второго сына Виктора в Вятское Духовное училище, как это обычно практиковалось в духовной среде, а после училища Виктор Михайлович перешел в Вятскую Духовную семинарию. Но он ее не кончает. Там заложенная в его душе искра великого художественного таланта стала разгораться все больше и больше. И Виктор Михайлович решил «изменить» обычаю своих предков и избрал профессию художника. Он решил ехать в Петербург для получения художественного образования. Здесь следует заметить следующее: семья Васнецовых была довольно многолюдна, а доходы были не особенно большие. Если их хватало на содержание семьи при совместной жизни, то выделять на сторону о. Михаил много не мог, и вследствие этого Виктор Михайлович, уезжая в Петербург, знал точно и определенно, что расчитывать на большую помощь отца ему нельзя, а придется самому добывать средства к жизни, и при этом, возможно, придется встретиться с лишениями.

Мне хочется привести слышанный мной лично рассказ Аполлинария Михайловича о своем брате: «Когда Виктор, — говорил он, решил ехать в Петербург, то он начал готовить себя к петербургской жизни, и для этого решил закалить себя... не ужинать, ограничивая себя одним обедом. Сначала было трудновато, и когда, бывало, вечером все братья сядут за стол ужинать, то ему под всякими предлогами приходилось уклоняться от этого, но потом привык к этому «режиму». В дальнейшем он раскаивался в этом и говорил: «Мне, наоборот, надо бы было больше есть в это время».

Но как бы то ни было, в 1867 году Виктор Михайлович уезжает в неприветливую «Северную Пальмиру», как тогда называли Петербург. Местная вятская общественность заинтересовалась этим настойчивым семинаристом и устроила перед отъездом его в столицу лотерею, где были проданы его две картины «Жница» и «Молочница» за 60 руб. (Одну из них купил вятский губернатор Н. В. Компанейщиков, — другую католический епископ Красинский; теперь местонахождение их не известно). С этим первым своим художественным гонораром в кармане Виктор Михайлович очутился на холодных и нелюдимых петербургских улицах. Здесь он первый год обучается в школе Общества поощрения художеств и только в следующем году, благодаря своему таланту, поступает в Академию Художеств. Время было для молодого художника очень трудное. Как разночинец Виктор Михайлович был лишен права на материальную помощь со стороны Академии Художеств и в силу этого печального для него обстоятельства должен был сам изыскивать и добывать средства для своего существования.

Но присущие ему трудолюбие, настойчивость, а самое главное, его громадный художественный талант, помогли ему разрешить эту задачу. Он дает уроки рисования. Он — желательный сотрудник-художник в редакциях журналов. Его ценят в картографическом заведении Ильина. Его иллюстрации к книгам приобретают известность. С этой стороны все устроилось хорошо. Еще лучше шло у него дело в Академии. Прежде всего он попал под руководство известного и замечательного педагога П. П. Чистякова, затем его академические работы начинают все больше и больше выделяться по своему качеству. 30 октября того же 1868 г. он был награжден серебряной медалью второго достоинства. Затем появился целый ряд васнецовских рисунков, как например: «Сборщик-монах», «Тряпичник», «Дети», «Сборщик пожертвований» и т. д.

В 1869 г. им написаны картины: «Купец в передней пристава», «Дыра в сапоге», «Старушка с письмом», «Голова папы Иннокентия III», «Крестьянин-сборщик» (последнюю картину очень хвалил В. В. Стасов). За свои рисунки В. М. получил бронзовую медаль на Лондонской Всемирной выставке. В 1869 г. он же получил в Академии две серебряные медали малые и одну большую. С этого времени имя Виктора Васнецова начинает становиться известным широкой публике. В 1870 г. Васнецов пишет: «Купца», «Дьячка» и «Крестьянина за столом» (находится в Третьяковской Галлерее). Тогда же он сделал замечательный эскиз на заданную тему «Княжеская иконописная мастерская».

Как видно из перечня его картин, Виктор Михайлович интересовался более всего народным бытом. В этом, может быть, сказывалось влияние Федотова. Но будущего Васнецова в них еще не видно; и только в 1870 г. он сделал первую попытку использовать сказочный сюжет, написав для № 43 Журнала «Иллюстрация» композицию «Жар-птица»!

2 июля 1870 г. за эскиз «Пилат умывает руки» ему присуждается денежная награда. Перечислить все дальнейшие его произведения нет возможности, и поэтому переходим к 1875 г., когда он окончил Академию, и в следующем 1876 г. поехал во Францию, где им была написана первая большая картина «Уличные акробаты», которая теперь находится в русском музее в Ленинграде. Но Васнецову Франция пришлась не по душе. Он пробыл там около 1 года и 2-х месяцев, а затем вернулся в Москву. В 1876 г. он пишет знаменитую свою картину «С квартиры на квартиру», вызвавшую бурные похвалы такого критика, как В. В. Стасов. В 1878 г. появляется его «Карс взяли!» и «Военная телеграмма». На этих картинах, можно считать, первый период жизни художника закончился, на смену ему наступил второй период художественной деятельности мастера, когда он нашел себя и дал искусству произведения, покрывшие неувядаемой славой имя Виктора Васнецова.

Вот основные вехи светского творчества Васнецова:

1878 г. «Ковер-самолет» (к сожалению исчезнувший).

1880 г. «После побоища».

1881 г. «Битва русских со скифами».

1882 г. «Витязь на распутье».

1889 г. «Иван царевич на сером волке».

1897 г. «Иван Грозный».

1898 г. «Богатыри».

1899 г. «Гусляры» и «Снегурочка».

1910 г. «Баян».

Но не менее велик Васнецов и как религиозный художник. Начало его религиозного творчества следует отнести к 1880—1881 гг. У С. И. Мамонтова в Абрамцеве, была выстроена по проекту Васнецова церковь. В. М. принимал большое участие и во внутреннем ее оформлении. Для этой церкви он написал образа «Преподобный Сергий», «Богоматерь». Когда через несколько лет у Мамонтова умер его сын Андрей, то над его могилой была выстроена маленькая церковка — создание всецело Васнецова, за исключением коридорчика, сделанного Поленовым.

Этот образ «Преподобного Сергия» благодаря его «новому» творческому настроению, вылился в новую форму, не сухоиконописную, не условно церковную, а в глубоко правдивую и прочувствованную, одним словом, «васнецовскую». Этот дивный образ великого угодника можно считать началом рождения Виктора Васнецова, как религиозного художника и творца росписи Владимирского собора в Киеве (1885 г.). В этот же промежуток времени им были созданы в 1881 г. рисунки к опере «Снегурочка» и его знаменитая «Аленушка».

В 1883 г., по предложению графа А. С. Уварова, В. М. написал для Исторического музея, для залы каменного века, фреску «Каменный век». Во время одной из моих бесед с Виктором Михайловичем он рассказал, как создалась эта вещь: «Когда мне на заседании объявили тему моей работы, — говорил он, — и все условия, я согласился, так как почувствовал, что эта работа захватит меня. И когда я возвращался на извозчике домой после заседания, то план фрески был уже продуман в голове во время пути». В эту же ночь был сделан первый эскизный рисунок, а через месяц — окончательный рисунок — картон.

По поводу этой фрески художественный критик Дедлов писал: «Оказалось, что Васнецов — художник с поразительной фантазией. Блестящие, но холодные картины Семирадского меркнут по сравнению их с несколько тусклыми, дурно помещенными картинами Васнецова. То — декорация, это — жизнь. То — выдумка, это — правда. То — ремесленная вещь отличной отделки, это — вдохновенное произведение художника».

После этого Виктор Михайлович создал еще 2 свои вещи «Пимен» и «ТРИ девицы под окном пряли поздно вечерком».

Наконец наступил 1885 г. В Киеве достраивался Владимирский собор. Стали подыскивать художников для стенной росписи собора. Павел Петрович Чистяков, бывший учитель Васнецова в Академии, дал Прахову прекраснейшую рекомендацию о своем ученике и посоветовал поручить ему роспись собора. Прахов так и сделал. И тот и другой не ошиблись в своих расчетах и надеждах, так как Виктор Васнецов вполне оправдал их в дальнейшем своими работами (см. статьи в Ж. М. П. «Виктор Васнецов, как религиозный художник» и «Страшный суд в произведениях мировой живописи»).

Перед началом работ Виктор Михайлович побывал в Венеции, Равенне и Риме, где познакомился с дивными образцами христианского искусства. Все работы по собору продолжались до 1895 г. (до 1891 г. он жил в Киеве постоянно, а с 1891—1895 г. наездами). В это же время, в 1889 г. Васнецов пишет «Ивана царевича на сером волке» [1]. В 1891 г. он делает 3 рисунка к «Песне о купце Калашникове» и большую картину «Сирин и Альконост — песни радости и печали».

В 1895 г. дает замечательную акварель «Гамаюн — птица вещая» (моя собственность!), которую В. В. Стасов назвал «Жемчужиной васнецовского творчества такого рода».

В этом же году заканчивается картина «Царь Иван Васильевич Грозный», где так поражал всех внешний облик Грозного. Когда Ф. И. Шаляпин решил исполнить роль Грозного в опере Римского-Корсакова «Псковитянка», то за образец грима взял васнецовского Грозного, а Виктор Михайлович был так любезен, что написал для Федора Ивановича повторение головы Грозного.

В 1897 г., наконец, заканчивается «гвоздь» васнецовского творчества «Великая застава богатырская» или как иначе ее называют «Богатыри». Картина имела небывалый успех.

После этого художник снова погружается в церковную живопись. Он делает ряд композиций для храма «Воскресения на крови» в Ленинграде, некоторые из них исполнены мозаичным способом.

Пишет изумительную композицию «Богоматерь» для храма в Дармштадте. Затем для церкви в с. Гусь-Хрустальный в имении Нечаева-Мальцева пишет иконостас и большие композиции «О Тебе радуется» и «Страшный суд».

Вот мнение о «Страшном суде» известного писателя и критика П. П. Гнедича: «Впечатление ошеломляющее. Это не композиция Васнецова, это — сумма болезненно-страстных религиозных фантазий христианских художников всех веков и народов. Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а, главное, наши старые московского письма иконы. Все сведено в гармонию требований нашей церковной живописи. Композиция строго держится канона... В ней есть стихия. Стихийная борьба добра и зла, любви и ненависти, созидания и разрушения, вековечная, излюбленная тема, пока жив человек на земле. Борьба дьявольского змия, сидящего в каждом человеке, с чистой просветленной любовью — самая ужасающая трагедия человечества...

«Страшный суд» — ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить его навсегда».

Затем идут композиции «Сошествие во ад» и «Распятие».

В это время Академия предлагает Васнецову быть профессором руководителем мастерской религиозной живописи при Академии. Он согласился принять это предложение при некоторых условиях, одно из которых заключалось в том, чтобы эта мастерская была в Москве. 24 января 1905 г. Академия отклонила эти условия. 15 сентября 1905 г. в залах Академии была открыта выставка картин Васнецова. И, наконец, в 1910 г. Виктор Михайлович удивляет всех своей картиной «Баян» и затем «Песнь о Сальгаре». Это были последние большие полотна, выставленные при его жизни. Затем он задумывает большой цикл картин на сказочные темы, а именно:

1. Бой Ивана Царевича со змием (была на выставке в Америке).

2. Спящее царство.

3. Баба-яга.

4. Царевна-лягушка.

5. Кащей бессмертный.

6. Царевна Несмеяна.

7. Бой Добрыни со змием.

8. Сивка-бурка (не окончена).

Все эти картины находятся в его мастерской в Москве и являются собственностью его семьи. За писанием последней картины его и настигла смерть 23 июля 1926 г.

Кроме того, Васнецовым было сделано большое количество портретов высокого качества, а некоторые из них (например, портрет его сына Михаила) сделали бы честь любой галлерее Европы.

Вот какова была жизнь этого великого человека. В его лице мы лишились замечательного художника, истинного патриота и прекрасного человека.

Похоронен Виктор Михайлович был первоначально на Лазаревском кладбище, затем, когда оно было закрыто, прах его был перенесен на иноверческое кладбище на Введенских горах, где, кроме него, похоронены также жена его Александра Владимировна и брат-художник Аполлинарий Михайлович.

С. АЛФЕЕВ

[1] Однажды, разговаривая с В. М., мы коснулись критики его картины. Я ему рассказал о мнении одного «критика» утверждавшего, что васнецовский волк какой-то неестественный. Таких волков в лесу нет!

— Совершенно правильно, — ответил В. М., — что таких волков в лесу нет. Мой же волк особенный — он волшебный».

Система Orphus