ВЕЛИКИЙ БЛАГОВЕСТНИК XVIII ВЕКА СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ (К 85-летию его прославления, 13 авг. 1861 г. — 13 авг. 1946 г.)

Едва ли какому другому из великих русских святителей была посвящена столь обширная литература как св. Тихону Задонскому. Больше половины ее составляют жития святителя. Почти в каждой приходской церковной библиотечке найдется одна из многочисленнейших книжек или статей, описывающих земной житейский путь Тихона.

Поэтому мы ограничиваемся наикратчайшим напоминанием основных сведений из жизни святителя. Это оправдывается тем, что все, вышедшие в свет жития, почти буквально повторяют и, в лучших случаях, пересказывают друг друга. Даже поверхностное исследование показывает, что источниками для сотен авторов были всего три работы: 1) «Полное описание жизни Преосвященного Тихона» Митрополита Евгения (Болховитинова), 2) Записки бывшего келейника Тихона Ивана Ефимова и 3) Записки другого его келейника — Василия Чеботарева.

Лишь немногие авторы (и более других — священник, ныне профессор, Т. Попов) частично привлекли архивные материалы Воронежской Духовной консистории и Св. Синода.


Основные же вехи биографии св. Тихона таковы: родился он в 1724 году в семье деревенского дьячка села Короцк, Валдайского уезда, Новгородской губернии. Едва переживши грудной возраст, он лишился отца и вместе с тремя братьями и двумя сестрами остался на попечении матери — почти нищенки.

В раннем детстве будущему святителю приходилось батрачить у деревенских богатеев буквально за кусок хлеба.

Жуткая нужда не покидала юного Тимофея (мирское имя Тихона) и в годы его учения в школе при архиерейском доме, а затем и в Новгородской семинарии. Легче стало, когда он за отличные успехи попал на казенное содержание: бесплатно получал хлеб и кипяток. «Бывало, — рассказывал после святитель, — когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю на продовольствие себе, а другую половину продам и куплю свечку и с оной сяду за печкой и читаю книгу».

Успехи в его учении были столь велики, что он, еще будучи студентом богословского класса, был назначен преподавателем греческого языка в той же семинарии. По окончании же курса он в том же году получил кафедру риторики.

10 апреля 1758 г. Тимофей, выполняя свое давнее душевное стремление, принял иноческий постриг, с наречением ему имени Тихона. После прохождения должностей префекта Новгородской семинарии, ректора Тверской семинарии, архимандрита Отроча монастыря, 13 мая 1761 г. он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии.

На сороковом году жизни, в феврале 1763 г., Преосвященный Тихон был назначен правящим епископом одной из обширнейших епархий империи Воронежской; епархии обширной, в церковном отношении неблагоустроенной, с массой раскольников и слабо просвещенного приходского духовенства.

Одно из первых мероприятий всякого истинного иерарха — подготовка новых поколений священнослужителей. С этого и начал св. Тихон. Заставши местную семинарию на грани «мерзости запустения» — с небольшой кучкой учеников,... одним учителем, совершенно баз средств, святитель сначала свернул семинарию в «славянскую школу», открыл приготовительные училища в городах Ельце и Черкасске, а затем, в течение двух лет создавши твердую материальную базу, открыл семинарию наново, обеспечил ее высококвалифицированными преподавателями, приглашенными из Киева и Харькова.

Своими архипастырскими посланиями, инструкциями и письмами он внес неоценимый вклад в дело повышения образовательного и нравственного уровня приходского духовенства.

Настоящий нерукотворный памятник воздвиг себе святитель религиозно-просветительной работой среди паствы. Его современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии св. Тихона на все стороны и проявления воронежской общественной и культурной жизни и быта граждан Воронежа.

От самой юности св. Тихона тянуло к уединенной иноческой жизни. Отдавшись со всем пылом боговдохновенного христианина многосложным и многочисленным епархиальным делам, он расшатал свое физическое здоровье: все чаще стали появляться и нервные, и сердечные припадки, самые незначительные простуды давали тяжелые осложнения. В высшей степени требовательный и даже, можно сказать, беспощадный к себе святитель не счел себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения возможности хотя бы малейших упущений по службе, могущих быть вызванными его болезненным состоянием. По его настойчивому и категорическому требованию он в декабре 1767 г., т. е. всего на сорок четвертом году жизни, получил разрешение удалиться на покой.

Святитель удалился в Толгиевский монастырь, откуда вскоре из-за неблагоприятной климатической обстановки переехал в Задонский монастырь, в котором и прожил до смерти.

Там здоровье его, действительно, несколько окрепло.

«Задонский период» жизни св. Тихона — плодотворнейший в его деятельности и в области иноческого подвижничества, и в широчайшей благотворительной деятельности, и в церковно-проповеднической работе, и особенно — в области благовествования — церковно литературной деятельности, о которой расскажем ниже. Пока же отметим, что его вдохновенные литературные труды вполне стоят на уровне свято-отеческих творений.

Еще при жизни Преосвященный Тихон прославил себя подвигами святости и прозорливости.

Летом 1782 г. его постиг паралич левой стороны тела, а 13 августа следующего, 1783 года, он окончил свой земной путь.

В 1845 г. были обнаружены нетленными его мощи. 13 августа 1861 г. они были торжественно открыты для Молящихся; святитель же Тихон был сопричислен к лику святых Православной Церкви с установлением дня памяти ему того же 13 августа.


Описать в кратком очерке личную подвижническую жизнь святителя Тихона мы не в состоянии.

Свою задачу мы ограничиваем рассмотрением некоторых произведений святителя, притом — не всех. Очень спорен вопрос: что считать основными из многочисленных трудов великого святителя. Серьезный и внимательный исследователь проф. Т. Д. Попов делит творчество св. Тихона на две группы:

а) памятники случайного происхождения, относя к ним резолюции, послания, инструкции, наказы, проповеди, письма, молитвенные импровизации и т. п., и б) памятники, посвященные задачам и целям общего христианского нравоучения, к каковым глубокоуважаемый коллега относит нравоучительные сборники самостоятельных, отрывочных и разъединенных статей, краткие сочинения по вопросам морали и сочинение «Об истинном христианстве» (как синтез и резюме его оригинального творчества).

Почтенный автор устанавливает и хронологические рамки этих групп, относя основную массу первой к периоду святительской деятельности св. Тихона, второй — к периоду пребывания его на покое в Задонском монастыре.

Такая классификация, конечно, является условной. «Случайность» или неслучайность, причинность или поводы появления в свет тех или иных произведений сами по себе не определяют ни характера произведений, ни их значения. Например, молитвенные импровизации с равным основанием могут быть отнесены ко второй группе. Точно так же многие, многие такого рода «случайные» документы, как письма св. Тихона, адресованные отдельным лицам затрагивают и вопросы общего нравоучения.

С другой стороны, даже такое капитальное произведение Св. Тихона, как «Сокровище духовное, от мира собираемое», может быть отнесено к «случайным» трудам, ибо оно представляет соединение 157 статей (не очень строго систематизированных), подавляющее большинство которых возникло из «случайных», по разным поводам размышлений во время прогулок преосвященного по двору и саду Задонского монастыря. Так что не в этом дело.

Капитальнейшие труды святителя «Об истинном христианстве» и «Сокровище духовное» до сих пор являются драгоценными пособиями для всякого епископа, иерея, студента-академиста и семинариста и для интеллигентного, истинно православно настроенного мирянина. «Книга сия, — писал о первой из указанных книг Митрополит Евгений (Болховитинов, — есть не только достаточная библиотека для всех, желающих заниматься здравым христианским нравоучением, но и для тех, кои хотят быть подлинными христианскими, а не метафизическими проповедниками евангельского учения» («Полное описание жития Преосв. Тихона», изд. 1836 г., стр. 61).

Такое же значение, включая и методическо-проповедническое имеет и сборник «Сокровище духовное, от мира собираемое». Оригинально построена вступительная часть статей. Не давая здесь подробной характеристики сборника, мы хотели бы сказать практикам-пастырям, что прежде использования статей «Сокровища» для проповедей (а такое использование совершенно необходимо, ибо большинство статей имеет непреходящее воспитательное значение), необходимо проштудировать весь сборник в целом и в практических целях (т. е. для себя) пересоставить заглавия статей.

Основное внимание читателя нам хотелось бы обратить на те произведения св. Тихона, которые, во-первых, имеют животрепещущее значение для архипастырской и пастырской практики наших дней, во-вторых, могут служить без каких бы то ни было изменений делу воспитания в истинно православном духе широких слоев рядовых верующих патриотов нашей великой Родины в условиях наших дней.

При подборе священнослужителей и служебной аттестации уже священнодействующих он предъявлял ряд требований нравственного характера, как это видно из его многочисленных служебных резолюций. «Не бийца» (т. е. не драчун. Н. В.), «в воровстве и обманстве не уличенный», «добрый человек», «в домостроении своем не ленивый», «не любодейца», «не клеветник», «не пьяница», «не сварлив», — таков был минимальный, исходный круг требований преосвященного к иерею. Бесконечно добрый по характеру Владыка Тихон был суров к нерадивым. Правда, он почти никогда не прибегал к монастырскому репрессированию, прежде чем не применял таких мер, как личное увещевание провинившегося, оглашения ему порицания в присутствии всего городского или сельского окрестного духовенства и т. п.

Заботился и о том, чтобы невиновные члены семьи наказанного не пострадали от нужды.

Сохранился ряд документов, ярко характеризующих заботу святителя не только об открытии в городах епархии «словенских» школ грамоты для детей, но и о правильной педагогической постановке работы учителей. Одним из первых в России, св. Тихон говорит о том, что в этих школах нужно «обучать не токмо грамоты, но и честного жития», т. е. проводить воспитательную работу.

«Инструкции» приходским священнослужителям разъясняют иереям необходимость благоговейного отношения к выполнению всех треб, говорят о недопустимости механического отношения к проведению исповедей, браков и т. д.

Если упомянутые нами выше две капитальных работы св. Тихона дают нам основания считать его одним из основоположников нравственного богословия в России, то труд его: «О должностях пресвитеров приходских» именно такая книга, которая, как настольное пособие для пастырей, звучит необыкновенно свежо и в наши дни.

«Четыре должности (т. е. основных пастырских обязанности. Н. В.) суть, которые исполнять прилежно обязаны пресвитеры», — этими словами открывается замечательная книга свт. Тихона. «Первая — проповедовать слово Божие... и тем прихожан своих приводить в познание веры, и к житию честному христианскому... Вторая — препровождать житие, согласное учению Евангельскому и тем представлять себя примером... быти не гневливу, не пьянице, не бийце, не скверностяжательну, но страннолюбиву, благолюбцу... воздержательну, держащемуся верному словесе по учению. Третья — строение Таин Божьих..., чтобы верующих во Христа Господа утвердить в вере и святом житии. Четвертая — молитва ко Богу... без нее они ни проповедовать... ниже богоугодно священнодействовать не могут».

Это, конечно, выраженная в талантливой форме золотая азбука священнослужителя Православной Церкви.

В соответствии с этим, великий святитель делит книгу на четыре больших главы.

I. Об учении прихожан. Конечно, эта область пастырской деятельности является основной, и об этом ни на один момент не должен забывать современный священнослужитель. «Этот долг есть первейший, — учит св. Тихон, — невозможно, чтобы учение не было пред тайнодействиями первейшим: Тайны бо, без веры Тому, Который Тайну приемлет, ничто же пользует». «Не просто истязует Господь должность сию от пастырей, — напоминает святитель, — дабы люди Божии учили, но под жестоким прещением, под взысканием крови погибающих от рук пастырей, под казнию самых жесточайших мук, определенных нерадивым рабам и домостроителям их».

Изложив и охарактеризовав книги Св. Писания, Свято-отеческие творения и св. предания, святитель переходит к формам, методам («видам») и целям поучений.

Пять «видов» рекомендует святитель.

Первый: «памятовать должен (иерей), чтоб не отяготить их (непросвещенных прихожан) высокими и неудобопонятными богословскими рассуждениями,.. а ясным и кратким словом, подтверждая одним или двумя доводами от слова Божия: и дотоль от истолкования члена веры не отступать, доколе оный слушателями ясно не будет понят и устами правильно исповедан».

Для культурнейших «градских очищеннейшего ума и книги знающих прихожан», св. Тихон предлагает вместо формы вопросно-ответной беседы — проповеди, построенные по правилам гомилетики. Но при этом он сурово предостерегает от увлечения звонкой фразой за счет ее одухотворенной сущности. «Беречься должны проповедники, — внушает он, — чтобы труды их не были предметом похвал, славы, чести или иной какой корыстишки... Такой проповедник, — говорит он, — может по справедливости назваться прелюбодеем слова Божия, понеже... своим красноречием похвастать желает».

Второй — «противное, еретическое или безбожное, или суеверное учение изобличать». Боговдохновенный автор рекомендует работу с «еретичествующими» начинать индивидуальными беседами с каждым из них наедине, «показанием ему ясными и краткими доводами заблуждения его». Лишь при неуспешности этого и при угрозе дальнейшего отпадения пасомых — вести обличение в церкви «лица отнюдь не именуя, ниже малейшие приметы об нем делая... и без малейших ругательств, ибо сими противный не приводится в сознание, но горше ожесточается». Не прощается иерею уклонение от борьбы с ересями. Молчание в этом деле Тихон, словами блаженного Августина, расценивает, как постыдное бегство пастыря от своего стада вместо защиты овец от угрожающей им опасности.

Третий — «исправлять развращенно и беззаконно живущих». Великолепно аргументировав цитатами из Евангелиста Матфея, Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и Блаженного Августина, Тихон поучает духовенство вести терпеливое обличение бытовых грехов, предваряя об осторожнейшем и тактичном подходе, строго различая прегрешения невольные от грехов разврата. От индивидуального обличения переходить к публичному в тех случаях, когда то или иное бытовое прегрешение заражает нескольких или многих лиц. При этом он рекомендует с амвона «не лице согрешающих обнажать, но мерзость и смрад» (самого греха).

Он дает важные указания о неослабной и терпеливой настойчивости в таких увещеваниях (как одиночных, так и публичных), подобно хорошему врачу, который «не оставляет больного, доколе в нем хотя малейшая надежда живота есть».

Свт. Тихон называет убийцами овец своих тех пастырей, которые либо совсем обходят вопросы нравственной жизни своих прихожан, либо «гремят на убогих только и худородных», а богатых и благородных ласкают или без надлежащего духовного наказания оставляют.

Четвертый — «Правоверных и честных в добродетельном житии наставлять и утверждать». В данном случае забота пастыря — разъяснение и о сущности христианских добродетелей в конкретных условиях окружающей гражданской действительности и о конкретном содержании истины: «Вера без дел благих мертва есть».

Пятый — «утешать в скорбях духовных и телесных».

Заключается эта часть книги потрясающими по силе цитатами из знаменитой главы 20-й Деяний Апостольских, которую, кстати сказать, мы советуем каждому иерею выучить наизусть.

II. Об учении, которое должен священник народу делом. И эта часть представляет классический образец толкования Св. Писания и свято-отеческих учений в применении их к конкретным жизненным условиям.

«Врачу, исцелися сам», — говорит св. Тихон словами евангелиста Луки и аргументирует важность показа прихожанам христианских добродетелей собственным примером пастыря.

Далее, святитель дает характеристику качеств, которые в совокупности представляют нравственный облик пастыря, качеств, которые в себе пастырь обязан воспитать, если, конечно, они ему не присущи в полной мере с младых лет. Никаких особенных требований, превышающих человеческие силы, святитель не ставит.

Эти требования таковы: непорочность, понимается как отсутствие таких жутких пороков, как убийство, любодеяние, воровство и т. п. «Единые жены муж», — выдвигается им, как одно из основных канонических правил. Свт. Тихон трактует этот канон не только по форме, но и по внутреннему существу, резко осуждая и внебрачное сожительство, приравнивая его к худой форме блуда. В условиях наших дней завет святителя звучит злободневно. Священник живет на глазах паствы, как бы под прозрачным футляром и поэтому малейшие его погрешности в нравственно-половом отношении, легко раздуваемые недоброжелателями, могут бесповоротно скомпрометировать священника. Целомудрие св. Тихон трактует не примитивно (в виде физиологической девственности), а в соответствии с Отцами Церкви, как «целое мудрование, или целый разум, ничем не испорченный», как преодолевающий излишества и в похоти, и в пище, и в мыслях соблазнительных. Благоговение, понимаемое им как истовое богопочитание и как внутренее состояние, и как внешние выражения истовости и милосердия. Понятию честности преподобный автор дает оригинальное христианское толкование, как понятию «содержания того, что чину иерейскому прилично есть»: уклонение от разгульных пиршеств, непосещение картежных притонов и кощунственных гульбищ, скромность в одежде (которая, однако, не должна доходить до умышленного ношения «гнусных» одежд), недопустимость лукулловского стола и внешнего шика. Страннолюбие — это понятие выглядит у св. Тихона так, как бы оно было написано и для иереев сегодняшнего дня. Он имеет ввиду не только представление пищи, ночлега и милостыни трудникам-странникам, но и внимательное выявление пастырем в своем приходе всех сирых, убогих, тяжко пострадавших материально, беспомощных и т. д., словом всех требующих внимания, призрения и помощи и организации дела помощи им, как лично со стороны иерея, так и со стороны поощряемых иереем к этому прихожан.

Учительность внимательное изучение иереем и толковое чтение прихожанам, в первую очередь: книг Нового Завета, «Катехизических книжиц», творений Иоанна Златоуста, житий святых, церковной истории и т. п. А если уж сам иерей красноречием не обладает, то «пусть хоть жизнью своею красен будет», — говорит святитель, а объяснительные чтения поручит под своим руководством диакону или сведущему причетнику. Трезвость представлена как условие, нарушение которого влечет самые тяжкие духовные наказания.

«Быть не бийце и не сварливу». Свт. Тихон рекомендует самовоспитание в священнике выдержанности, искоренение чувства гнева «особливо... к тому же в вещи маловажной», порождающего и вспыльчивость и сварливость. Напротив, святитель всячески рекомендует воспитывать в себе кротость, понимаемую отнюдь не в смысле внешнего самоуничижения и лицемерного внешнего самобичевания. Автор осуждает, например, молчание иерея на клевету, возводимую на него, ибо такое молчание равносильно поощрению клевете. Он советует реабилитировать себя, но не затаивать злобы и горечи на обличенного клеветника. «А когда до суда дойдет, — говорит он, — то и там по законам чистосердечно, без всякой ябеды своего искать или невинность свою очистить стараться, и сие кротости не противно».

Быть «не скверностяжательну, не завистливу, не сребролюбцу».

Автор далек от мысли превращать иерея в подобие монаха нищенствующего ордена. Он напоминает о таких запрещенных апостольскими и соборными постановлениями для духовенства занятиях, как ростовщичество, корчемство, торговля с целью извлечения прибыли и т. п.; предостерегает от вымогательств и таксировок за требы и разъясняет, до каких печальных духовных последствий может довести неугашенное в иерее чувство сребролюбия.

Требование «свой дом добре правити, чада имети в послушании со всякою чистотою» предполагает правильное домостроение в качестве одного из средств показа христианской семьи на собственном примере. Образование детей и воспитание их в духе скромности, украшающей человека, сознание ответственности отца за нехорошие поступки детей, объясняемые пороками воспитания, нравственная жизнь и культурная линия поведения жены иерея — все это является в большой мере элементами, создающими авторитет пастыря.

Отсутствие «двоязычия», т. е. двуличности, склонности к оговорам — одно из элементарных требований к иерею. С особенной силой автор обрушивается на священнослужителей, непродуманно (а иногда, чего Господи упаси, — с корыстными целями) «сказывающих явления Божии, коих не бывало», а также поддерживающих суеверия, «ничем не отличные от волхвований».

Святитель предостерегает иереев от упоения успехами своей деятельности; таковые должны побуждать к еще более ревностному духовному деланию.

III. «Строение Таин Божиих». Не повторяя содержания «катехизических книжиц», Требников и Служебника, св. Тихон дает разъяснение требований к предварению и совершению Св. Таин.

Как священный, непреходящй и незыблемый для себя закон, должен помнить советы св. Тихона современный иерей: перед всякой Тайною рассказать всякому верующему ее значение, ибо «вера без знания (первейших членов веры ко спасению нужных), а знание без проповеди не бывает». Пуще всего предостерегает св. Тихон против самомалейшей требовательности оплаты за совершения св. Таин: «туне приясте, туне дадут», объясняя «если священник с причтом так убог будет, что к содержанию своему лишится нужных (средств), то может в другое время, кроме подаяния Таинств,... требовать от прихожан вспомоществования, по силе учения апостольского».

При Тайне Св. Крещения, святитель обязывает иерея удостоверяться в знании восприемниками основных правил веры и в первую очередь — Символа Веры и наставлять восприемников в их обязанностях по религиозно-нравственному воспитанию крещаемого в дальнейшем. Обращающегося в Св. православие из иноверия или безбожия взрослого человека — любовно испытывать в правилах Веры. Далее святитель дает изложение канонов и правил касающихся: крещения иноверцев, миропомазания (вместо крещения) обращающихся в православие католиков, лютеран, кальвинистов и др. инославных христиан; об условиях, при которых разрешается крестить младенцев на дому, об обстоятельствах, позволяющих окрещение ребенка мирянином и пр.

При миропомазании, св. Тихон напоминает необходимость соблюдения существующих церковных правил.

Покаяние, по словам Святителя, «из всех прочих Тайнодействий есть дело для священника наитруднейшее: требует бо особливого искусства, осторожности и прилежности весьма великой». Отсюда, приступая к принятию покаяний, особенно в дни постов, священник обязан усерднейшей молитвой создавать у себя соответствующую высокую настроенность. В такие дни совершенно необходима энергичнейшая проповедническая деятельность и индивидуальные беседы по широкому и углубленному разъяснению прихожанам значения исповеди и покаяния. В частности, необходимо внушение о том, чтобы впавшие в тяжкий грех не ожидали времени, назначенного для массовой исповеди, что при покаянии согрешивший должен найти в себе мужество «не извинять себя, не истончать грехов своих притворным каким оправданием», что кающийся во грехах, порожденных стойкими вредными привычками, должен будет искоренять эти привычки, а прежде всего о том, чтобы перед приходом к покаянию мирянин действенно примирился со всеми, кто им вольно или невольно, делом, словом или мыслью обижен.

Вдохновенно и подробно рассказывает св. Тихон о благоговейном самоприготовлении священника к проведению Таинства Св. Причащения. Становится абсолютно ясным, что всем своим человеческим естеством священник должен тщательно усвоить то, что говорится об этом Таинстве и в Кормчей книге и в слове Иоанна Златоуста о блаженном Филогонии и в Деяниях Апостольских. Знание всего этого, на наш взгляд, решает вопрос об элементарном соответствии современного иерея своему сану и посту.

Мы не останавливаемся на объяснении св. Тихоном Таинства Священства, т. к. это — епископская прерогатива.

Гении переживают века. Это относится и к св. Тихону. Его слова о таинстве брака, если исключить 5—6 строк, кажутся архипастырским назиданием наших дней. Научить брачущихся истинным обязанностям супружества — задача иерея. Слово священника к венчающимся и перед венчанием и во время его должно быть посвящено и общехристианскому пониманию брака и взаимным обязанностям супругов о взаимном уважении, о всегдашней любви (не колеблемой ничем, включая тяжелые болезни и уродство одного из супругов), о воспитании детей (а не только о чадородстве), о благородном целомудрии в браке и т. д.

Не теряют и для наших дней своего животрепещущего значения и указания святителя на условия совершения таинства: выяснения обстоятельств, препятствующих церковному бракосочетанию (родство, возраст, совершенная взаимная добровольность, знание брачущимися Символа Веры и обязанностей по христианскому воспитанию детей и проч.).

IV. О молитве. Первая часть главы посвящена «молитве вообще, и что в ней надлежит знать и наблюдать». Вторая — молитве, как «должности священнической». На этой главе мы не остановимся, ввиду невозможности краткой ее передачи. Каждый священник обязан позаботиться об изучении этой главы в подлиннике, не жалея сил для труда по списыванию для себя копии с нее.


Если кратко охарактеризованная нами книга представляет неоценимое пособие для пастырей, то другой труд св. Тихона: «Наставление о собственных всякого христианина должностях» имеет не меньшую ценность для рядового мирянина. Мы верим, что доживем до того дня, когда под штампом Священного Синода при Патриархе Московском и всея Руси мы увидим эту книгу переизданной с комментариями просвещенных богословов нашего времени.

Свт. Тихон был народным благовестником в широчайшем понятии, был он великим популяризатором христианских истин. В рассматриваемой нами книге святитель раскрывается, как проповедник и писатель, слог которого доступен пониманию самого малокультурного, простого человека даже в тех его произведениях, которые явно были адресованы социально-культурным верхам тогдашнего общества. В этой книге нельзя найти и десятка строк, о которых можно было бы сказать, что они «устарели» для нас, людей середины XX века, для современных нам в корне изменившихся социальных условий. Объем очерка вынуждает нас ограничиться цитацией лишь некоторых ее мест.

Один из лейт-мотивов христианских обязанностей — любовь к труду, как делу жизни и совести. «Кто в праздности живет — благословенным трубным гласом провозглашает книга св. Тихона — тот непрестанно грешит. От сего выключаюся немощные и престарелые люди, которые трудиться не могут». В богословской литературе мы не встречали более популярного определения понятию повиновения совести, чем Тихоново: «... что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и закон Божий... (Что закон Божий говорит) тоезжде слышишь и в совести твоей».

В необычайно доходчивой форме автор учит вере и страху Божию, почитанию Бога, благодарению Его, поминанию имени Его при начале всякого дела, общему понятию о Таинствах и т. д. и основное внимание уделяет далее вопросам житейской нравственности. И в больших проблемах истинно христианного быта и в бытовых деталях, св. Тихон одинаково принципиален и величественно прост в их трактовке.

«Когда хочешь ясти или пити — говорит он — призывай имя Господне... думай, что ты добра Господа твоего хощешь вкушать и наслаждаться...» Но «... кто от похищения и неправды имение у себя имеет, тут клятва, а не благословение Божие... и имя Божие тут призывать не годится. Такожде и тем, которые хотят упиваться, имя Божие к тому призывать не должно».

Обращаясь к мирянам богатым и зажиточным, св. Тихон пламенным словом предостерегает их и от безрассудного подражательства модам и от роскоши, которая и «душу христианскую отравляет», и заставляет «чужое похищать, людей обижать... и от подаяния милостыни руку удерживает», и в то же время «сытости не знает и, как пучина, все добро пожирает. Ей все надобно и все переделывать хощет». Проповедь скромности у св. Тихона не имеет, однако, ничего общего с пропагандой скаредности и наружной «тряпичности» кальвинистов и пуритан.

Поучая презрению к щегольству, он наставляет всякого «приличное своему званию одеяние иметь», напоминая, что для христианина основное одеяние — духовное, а не телесное.

Сам строгий аскет, святитель рядовым мирянам ставит гораздо более скромные требования. Он предостерегает верующих от слишком усердного посещения пиршеств и банкетов, на которых зачастую «трудно... быть и совести не уязвить». Его же слово против пьянства — этот вдохновенный, очень краткий (на трех страницах), убедительный трактат о последствиях пьянства и с психофизиологической, и с бытовой, и с семейно-материальной, и с социально-общественной точек зрения. Заключительная фраза: «пьянство есть самоизвольное беснование откровение помышлений, посмеятельная беда, болезнь смеха достойная, демон добровольный и проч.», является выводом из убедительнейшего фактического материала. Святитель знает, насколько злокачественен в своем неприметном росте этот порок и дает ряд ценнейших христианских советов по искоренению его. Объяснительное чтение этого слова св. Тихона с амвона наших дней было бы совершенно незаменимой по содержанию вступительной речью иерея из цикла антиалкогольной (с православной точки зрения) пропаганды. А таковая, на наш взгляд, является одной из задач пастырской работы в условиях ближайших годов.

Святитель суров в обличении грехов, но он велик и в христианском утешении. «Не отчаивайся, как бы велики грехи ни были — искренним покаянием, твердой решимостью растоптать всякое намерение к повторению их ты получишь отпущение от Всемилосерднейшего Господа Бога».

Красочно доказывает Святитель необходимость и душеспасительность повсеместной и повседневной внутренней молитвы, как формы взывания к Богу, мотивируя, что «молитва не в том, только состоит, чтобы стоять и кланяться телом перед Богом и молитвы написанные читать».

Прочтите слово св. Тихона «О гордости» и вы невольно забываете, что оно написано в конце XVIII века: до последней степени ясно и современно представлены им, осуждаемые Церковью виды гордыни и чванства. «Гордый человек ищет чести, славы и похвалы... а (на препятствующих тому)... гневается и злобится»; «лишившись... начальствования ропщет и хулит»; «везде и всякому хощет указывать, хотя и сам не знает, что делает»: «без стыда... возвышает свои заслуги»; «обличения и увещевания крайне не любит»; «в словах и поступках надменность и пышность показует» — разве это не для нас и не для наших дней написано?! Гордыне, св. Тихон противопоставляет христианское смирение, строго отличая его от фарисейского самоуничижения.

Блестящим христианским трудом является последний раздел книги: «о взаимной должности христианской». Укажем на наиболее актуально звучащие «слова» преподобного автора.

Начальник (в широком смысле слова), по словам св. Тихона не должен искать себе сана, начальничества и чести: «Когда зовешься на честь и начальствование — рассуждай силы твоя... не всякий в начальстве может быть»; «надобно прежде научиться собою владеть и управлять... и самому научиться прежде делать, что хощешь другим приказывать»; «пещися (прежде всего) о пользе общества, (учись) истину изыскивать, неправду искоренять... словом, промышлять об общей пользе», «мучения примут те начальники, кои зле свирепеют и неправду делают»; «понеже в христианах многие лживии суть, то не скоро верь (только) доносителю»; «в деле суда не знай ни другов, ни врагов, ни знаемых, ни незнаемых:... ибо дело Божие творишь... Смотри убо на дела, а не на лица»; «когда словом наказуеши, берегись (слов): ты плут, ты мот, ты вор и проч.: сие есть ругание, а не наказание. Когда наказуеши, то наказуй, а не мучи»; «во гневе берегись наказывать, по пожди, пока гнев укротится»; «берегись подначальных твоих презирать»; «хотя вне (т. е. наружно. Н. В.) оказывать должен ты словом и делом сан твой и начальство твое, однако внутрь себя помышляй, что ничем лучше от них».

Дальше святитель переходит к православной трактовке «должности подначальных». Исходя из догмы «несть власть, аще не от Бога; сущие же власти от Бога учинены суть», автор увещевает соблюдать строжайшую дисциплину по отношению к начальствующим, бороться с несправедливым охулением и оклеветанием их, безропотно принимать заслуженные наказания и т. п.

Предъявляя, как мы видим из разбора книги «О должностях пресвитеров приходских» разносторонние требования к пастырю, святитель в «слове». «О должности пасомых к пастырям» поучает духовному повиновению пастырям, как Божиим посланникам. «Называешь ты его отцом — говорит Тихон, — добре: рождает он как всех так и тебя, не к временному, но к вечному животу». Не оставлять его в нужде и помогать всем жизненно необходимым убеждает Святитель: «кто о всех печется и промышляет, о том надобно и всем промышлять». Автор говорит о потоках клеветы, которой нередко окружают пастыря его недоброжелатели из числа обиженных его обличениями, и призывает к пресечению клеветы и созданию должного авторитета для успеха его многотрудной деятельности. В тех же случаях, когда в самом деле пастырь живет противно тому, чему сам же учит, св. Тихон советует внять голосу Христа: «елико аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите; по делом же их не творите».

Православная Церковь считает брачный союз одной из важных тайн. В «слове» св. Тихона «О должностях мужей и жен» отношение Церкви к брачному союзу изложено при всей краткости с такой исчерпанностью, что кривотолкам уже не может быть места. Ограждая всей силой церковных канонов совершенную добровольность брака (и ограждая вплоть до самых страшных кар священнослужителям, прикрывающим случаи принуждения одной из сторон к бракосочетанию), Церковь, в данном случае — устами св. Тихона призывает обе стороны к обоюдной любви и верности. И муж и жена должны на совершенно равноправных основаниях обличать и искоренять пороки друг друга. Легкомысленные разводы, в основе которых лежит стремление к блуду с другими лицами, духовно осуждаются Церковью. Со всей категоричностью подчеркивается, что жена является не рабыней, а подругой — помощницей мужа. В немощах они должны снисходить друг к другу. Церковь, устами св. Тихона резко осуждает жен, которые «к беззаконным делам мужей влекут». Основа православного брака — не страсть, а добродетельная, общественно- и религиозно-полезная жизнь.

Родители, как учит нас Церковь, должны не только плотски родить, но (что гораздо важнее) — родить детей и духовно, т. е. к вечной жизни и воспитать чад на житие доброе и на борьбу со злом. Как садовник, холя дерево, обрезывает негодные ветви, так и родители в интересах детей должны пресекать у них в самом зародыше вредные наносные навыки. Исключительно важное педагогическое значение св. Тихон придает личному примеру родителей.

В «слове» «О должности детей» святитель мотивирует безусловность повиновения детей родителям.

Освещение социально-этических проблем мы находим в «словах» «О должностях дающих взайм и приемлющих в займ». С резким осуждением относится святитель и к ростовщикам и к случайным заимодавцам, особенно за их стремление закабалить лихими процентами человека, впавшего в бедствие или острую нужду. С другой стороны он обличает и тех «приемлеющих займ», которые ложно «прибедняются», чтобы оттянуть возвращение долга, или же недостаточно энергично стараются усердным трудом добыть средства для уплаты.

Эти же проблемы еще более рельефно освещены в «слове» его «О должности продающих». «Многие, продавая товар свой... купуют себе вечную погибель» — говорит святитель. Автор применяет санкцию нарушения заповеди «не укради» и аттестует клятвопреступниками, ворами и хищниками, которые в качестве таковых предстанут перед Вечным Судиею, тех торгашей и продавцов, которые: «продают гнилую вещь за здоровую, худую за добрую, немощную (искусно подкормленную) скотину за здоровую... куницу за соболя, хрусталь за алмаз... мешают воду в вино, и песок в соль» и требуют спекулятивно-большие цены.

В «должностях нанимающих и нанимающихся работать» (проповедь, произнесенная им в аудитории, по преимуществу купеческой) святитель прежде всего обрушивается, как на мздоимцев и хищников, совершающих «грех вопиющий и отмщения от Бога просящий» на тех предпринимателей, которые или нанимают впавших в нужду людей за непомерно низкую плату или под всякими предлогами обсчитывают и не додают договоренного. Для наших дней важно отметить призывы св. Тихона к честному труду и осуждение тех, которые стараются работать поменьше, а сорвать побольше.

К вопросу «об оскорбляемых и оскорбляющих», каковым заканчивается рассматриваемая нами книга, св. Тихон возвращается едва ли не во всех своих произведениях. И это не случайно: св. Тихон — великий христианский моралист и высокий гуманист в лучшем смысле слова. Взаимное уважение человеческого достоинства, ограждение людей убогих и бедных от оскорблений и насилий со стороны людей сановных и богатых, незлопамятность, как элемент облагораживающий человеческие взаимоотношения — все это было кровно близким свт. Тихону — моралисту. «Кто хощет Богу примириться — пишет св. Тихон — тому должно прежде с ближним своим примириться». «Сумел ближнего оскорбить (и обидеть) — сумей с ним и примириться — говорится далее — и не отлагай этого до утра; не знаешь бо, дождешься ли утрешнего дня». И еще далее — знаменательные строки: «мне ли, де, у того-то просить прощения (вкладывает св. Тихон слова в уста вельможи) — я благородный, а он подлый (т. е. стоящий неизмеримо ниже по социальной лестнице) человек?» «Но и он — отвечает Тихон — человек есть, как и ты. У Бога — праведного Судии — и благородный и подлый равны суть. Он как подлому благородного, так и благородному подлого оскорблять запретил, и суду его праведному и благородный и подлый — все предстанут».

Вечная память святителю Тихону в сердцах верующих обеспечена; не угаснет память о нем. Пусть же не угасает в сердце иереев Русской Православной Церкви стремление к изучению его творений и руководству советами его в пастырской деятельности.

НИКИТА ВОЛНЯНСКИЙ

Система Orphus