ЦЕРКОВЬ

Слово, сказанное в Преображенской, что на Преображенской площади, церкви г. Москвы

Только что мы окончили Божественную Литургию, и сколько святых переживаний мы уносим с собой в сердцах!

Мы утешились нашей совместной молитвой, с благоговейным вниманием мы слушали слово Божие, много раз мы склоняли свои головы под благословляющие руки Церкви, многие из вас вместе с нами, священнослужителями, причастились Святых Таин. Мы пережили эти радостные минуты только потому, что все мы — дети Святой Православной Церкви. Если бы мы были простыми посетителями храма, пришли бы сюда только из любопытства, с целью посмотреть убранство храма и совершаемую в нем службу, наши сердца не могли бы участвовать в общей молитве, на нас не простиралось бы благословение Церкви. Но мы — дети Церкви Православной. Мы пришли сюда, как в родной дом, в дом своего Небесного Отца и потому стали участниками того духовного пира, какой здесь предлагает Небесный Отец Своим детям. Здесь, в храме Божием, во время совершения Божественной службы мы с особой силой ощущаем счастье принадлежать к Святой Православной Церкви, этой великой семье Божиих детей.

Основанная Господом нашим Спасителем Святая Церковь из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную, не исчислимую даже миллионами, святую семью. Из маленького зернышка, посаженного в землю Божественным Садовником, выросло огромное многоветвистое дерево, покрывающее своими ветвями весь мир. И маленьким листочком на этом дереве является каждый из нас.

Почти тысяча лет прошло с тех пор, как на нашей родной земле засиял свет Христовой веры, и на стволе Вселенской Церкви за это время выросла громадная ветвь Церкви Русской. Наши прадеды, деды, отцы жили и умирали в ограде Православной Церкви, и счастье ей принадлежать по наследству от них перешло к нам.

Чем для нас, мои дорогие, является Церковь? Она — наша мать, крепко и с любовью обнимающая нас своими материнскими объятиями, подобно тому как птица своими крыльями покрывает и согревает птенцов. Каждый из нас телесно рожден своей матерью. И Церковь, как наша духовная мать, каждого из нас духовно родила в святом таинстве крещения. Крещение — это наше духовное рождение; через него мы входим в отраду Святой Церкви и становимся детьми ее и нашего общего Небесного Отца. Мать кормит свое дитя сначала молоком, потом, с возрастом, и твердой пищей (Ср. 1 Кор. 3, 2). Наша мать — Церковь питает всех нас духовной пищей: своими молитвами, своими благословениями, благодатными дарами Духа Святого, Святыми Тайнами Божественного Тела и Крови Господних, читая и проповедуя нам слово

божие; она каждому подает пищу, соответствующую состоянию ума и сердца человека: и младенец, и старец, и ученый, и простец, и грешный. И праведный каждый утоляет свой голод и жажду этой пищей.

Мать воспитывает свое дитя, ею рожденное и ею вскормленное; она учит его тому, что хорошо, и что дурно, предупреждает свое дитя о неизбежных в жизни скорбях, учит его и своим добрым примером, и своим добрым советом. Наша мать — Церковь во всех тех уроках, какие она преподает нам за своим богослужением, всем богатством творений святых отцов и учителей Церкви, всем своим укладом и своими заповедями учит нас жить жизнью, достойной христианина, завещанной Господом Иисусом Христом и ведущей нас к вечному спасению. Падших в грехах Церковь зовет к покаянию; она будит дремлющую греховную совесть; кающихся грешников она удерживает от уныния и отчаяния, вселяя в них надежду на Божие милосердие. Церковь, как истинная наша мать, сопутствует каждому из нас во всей его земной жизни: радостях, в скорбях, во всех важных обстоятельствах нашей жизни земной она молится за нас и призывает на нас Божие благословение.

Мать никогда не забывает свое дитя и даже тогда, когда само дитя забывает мать и отворачивается от нее. Мать продолжает молиться и за свое падшее дитя, и не одна слеза скатится с ее очей среди ночи во время этой молитвы о таком дитяти. Никогда не забывает своих заблудших или падших детей Святая Церковь; каждый день она молится о том, чтобы Господь вразумил всех заблудших и соединил бы их всех в лоне Православной Церкви. Несомненно, этим ежедневным молитвам Святой Церкви мы обязаны тем, что за последние годы множество отколовшихся от нашей Русской Православной Церкви людей вновь вернулось с путей раскола в ограду Православной Церкви. Как мать, заботящаяся о детях, наша Святая Церковь ежедневно возносит свои молитвы о плавающих, путешествующих, недугующих, в скорби сущих, о тех, кто по какой-либо причине не смог притти к богослужению в храм. Всех она обнимает своей любовью, своей молитвой, своим благословением. О, какое это счастье быть детьми Святой Православной Церкви!

Придет смертный час каждого из нас, и своим последним напутствием и благословением наша Церковь будет провожать наш бессмертный дух в путь вечной жизни. Наш прах будет принесен сюда, в святой храм, и надгробные рыдания провожающих нас сольются с надгробными молитвами Святой Церкви об упокоении в Царствии Небесном наших грешных душ. Она никогда не забудет нас, своих детей: и тогда, когда нас с вами здесь не будет, не будет на земле и тех, кто после нашей смерти, по любви к нам, еще мог бы подать записочку с поминовением за упокой нашей души, — никогда не умолкнет молитва Святой Церкви о нас. В дни родительских суббот Святая Церковь до скончания века будет поминать всех праотцев, отцов и братий, в вере православной скончавшихся.

И умирая, мы не выйдем из ограды Святой Православной Церкви. Мы лишь перейдем из Церкви земной в Церковь Небесную. Церковь земная, которую святые отцы называют воинствующей, потому что члены ее должны воинствовать с грехом, и Церковь Небесная, называемая торжествующей, составляют одну Церковь, глава которой Христос. Церковь Небесную составляют все святые и души всех верных детей Христовых. Мы — живущие здесь, на земле, и они, дети Церкви Небесной, находимся между собой в непрерывной молитвенной связи. Святым мы молимся как нашим молитвенникам перед лицом Божиим, а за умерших близких мы приносим молитвы о их упокоении. Молитвы к святым испрашивают нам благословение Божие, а молитвы за умерших облегчают их посмертную участь. И когда сами мы умрем и присоединимся к Церкви Небесной, мы будем счастливы ощущать веяние молитв за нас в Церкви земной. Только надо быть достойными войти в эту Небесную Церковь! Надо жить и умереть истинным христианином и верным чадом Церкви земной, — и тогда нашему счастью в объятиях Небесной Церкви не будет конца.

Темною, безоблачною ночью мы любуемся множеством звезд, разбросанных по небу. Звездное небо так покоряет своей красотой, что нам трудно оторвать от него свой взор. Есть небо церковное, усеянное такими же мириадами звезд, как и ночное небо. Эти звезды — это сияние вечной славы святых угодников, входящих в Небесную Церковь. Оттуда, с высоты этого духовного неба, они сияют своей вечной духовной красотой и говорят нам о том, что и каждый из нас призван Небесным Отцом к той же вечной славе в Небесной Церкви. Эти небесные звездочки напоминают нам о том, что наша земная жизнь, такая короткая, с несколько десятков лет, представляющая собой одно мгновение по сравнению с вечностью, — каждому из нас дается только один раз, и дается для того, чтобы в ограде земной Церкви, под ее благодатными крыльями, с ее благодатной помощью стать достойным вечной жизни.

Путешествуя в прошлом году по Ближнему Востоку и странам Европы, мы встретились в Иерусалиме, Каире, Лондоне, Париже с русскими православными людьми, живущими там в последние 25—30 лет вдали от Родины. Большинство наших русских братьев за границей отошло от Матери — Русской Церкви в ими же созданные заграничные церковные расколы. А теперь мы были свидетелями того, как они после долгих лет своего разрыва с Матерью-Церковью потянулись опять к ней: с какими слезами, с каким душевным надрывом и раскаянием в грехе разрыва церковного единства. Вот какая притягивающая сила у Матери-Церкви! И с какой любовью Мать-Церковь принимала в течение всего прошлого года вновь в свою ограду заблудших и временно отпадавших от нее детей. Как мы должны быть счастливы, что принадлежим, не отпадая, к Матери-Церкви Православной, и как мы должны дорожить этим счастьем, чтобы не лишиться его по множеству наших грехов!

Будем же верны нашей Матери Православной Церкви до смерти. Будем любить ее крепкой и неизменной сыновней любовью, будем послушны ее заветам, ее урокам, ее призывам. Пусть ее святые храмы будут всегда для нас любимыми и родными местами духовного отдыха и благодатного подкрепления. Приводите в храм Божий детей, пусть они полюбят его от дней своего детства. Кто знает, может быть потом, в жизни, полной неизбежных скорбей и испытаний, когда вера остынет и молитвенный дух погаснет, вспомнится человеку его детская молитва в храме Божьем, какое-нибудь слово проповеди церковной, давно слышанной, — и потянет человека опять под своды храма, где неумолкаемо раздается призыв Небесного Отца: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Святой Иоанн Златоуст говорил своим духовным детям: пусть каждый из вас после богослужения выходит из храма Божьего лучшим, чем он вошел в этот храм. Да даст Бог, чтобы что-нибудь из моего слова, запав в ваши души, принесло бы свой плод для величайшего на земле дела — спасения наших душ.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus