МУЧЕНИКИ

Слово, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе г. Москвы 25 июля

Мы собрались около мощей святых Виленских мучеников Антония Иоанна и Евстафия. Мы окружаем их святые нетленные останки мы благоговейно целуем эту святыню.

Верующее православное сердце питает особую любовь к мученикам. Разве это не так. Святой мученик Иоанн Воин, великомученики Пантелеймон, Димитрий Солунский, Виленские мученики, — с тех пор как мы их близко узнали, — великомученицы Варвара, Анастасия, Екатерина — ведь это наши любимые святые.

Чем притягивают к себе сердца святые мученики? Прежде всего своим жертвенным подвигом, своими страданиями, своей мученической смертью. Всякий подвиг, тем более соединенный с жертвой, покоряет наше сердце. Разве умрут когда-нибудь в памяти народной подвиги наших героев, отдавших в последней войне свои молодые жизни за наше благополучие, за нашу мирную жизнь, за нашу Родину? Разве когда-нибудь мы их забудем? Их подвиг овеян неумирающей славой. А за кого умирали наши святые мученики, наша слава, наша гордость? Они умирали за Христа, они умирали ради священной цели нашей жизни земной — спасения бессмертной души. И подвиг их был совершенно добровольным. Им предлагался выбор: или поклониться языческому идолу и получить свободу и материальное благополучие, или принять пытки. И они избирали последнее.

Православное верующее сердце окружает память святых мучеников особенной своей любовью и за то, что они в своем мученическом подвиге проявили всю красоту души, осуществили высшие священные добродетели христианской жизни, составляющие самую душу христианства — веру, любовь, надежду. Они шли на свой подвиг полные пламенной убежденной веры в истинность и непреложность слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мрк. 8, 35) Эта вера настолько воодушевляла их, что они безмолвно, без стонов переносили самые тяжкие пытки и предсмертные страдания, умирая с улыбкой не покидавшей их духовной радости.

Их воодушевляла вера в Небесного Отца, их согревала в их подвиге любовь к Небесному Отцу. Во имя этой всезахватывающей любви они отказывались от всех земных радостей и не жалели своих молодых жизней. Святых мучеников согревала любовь ко Христу и укрепляла надежда - надежда на милосердие Небесного Отца, Который их мученический подвиг примет, как искупительную жертву за все вольные и невольные согрешения, надежда на то, что мученическая кровь омоет их как бы водой крещения. Некоторые святые мученики подходили к мученическому венцу после греховной жизни, как, например, мученик Бонифатий, и эта надежда на искупительную силу их смерти окрыляла их. Но и те, кто приносил в жертву свою чистую душу, нуждался в этой же надежде на милосердие Божие. Ведь чем светлее вода, тем заметнее в ней даже самые малые пылинки. Когда луч солнечного света падает в комнату сквозь узкую щель, он освещает мириады пылинок, носящихся в воздухе. И чем чище сердце человека, тем больше носитель такой чистоты замечает в себе всякие греховные пятна. Чем выше подымается человек по ступеням духовной жизни, тем более он сознает себя грешником. И такие чистые души, как великомученик Пантелеймон, великомученица Варвара, юный Виленский мученик Евстафий, стоя у своего мученического конца и согревая свое сердце любовью к Небесному Жениху своих душ, укреплялись этой надеждой.

Вот такими сияющими своей верой, любовью, надеждой, блистающими своим мученическим подвигом, стоят перед нами святые Виленские мученики — Антоний, Иоанн и Евстафий. Шестьсот лет тому назад они совершили свой мученический подвиг, умирая за Христа. Сколько бесстрашия духа, веры, терпения проявили они в своих предсмертных страданиях и во время многодневных темничных заключений, и тогда, когда Антония предавали жестоким избиениям, и когда у Евстафия снимали кожу с волосами с головы, в рот вливали холодную воду, отрезали ему уши и нос, и каждого из них вели на мучительную смертную казнь! Ах! какими недостойными и грязными в грехах своих мы сознаем себя, стоя около нетленных тел этих святых страдальцев!

Мы не можем не слышать и тех уроков, какие они подают нам. Ведь мы не только прославляем святых мучеников, как носителей высочайшего подвига и нетленной духовной красоты, — мы смотрим на них и как на наших учителей. Конечно, не в мученическом подвиге их мы можем им подражать: к этому подвигу никого из нас не зовет наш Господь. Но мы можем и мы должны подражать их вере, их любви, их надежде.

Надо иметь крепкую и убежденную веру в истинность каждого слова нашего Спасителя, в близость к нам нашего Небесного Отца, в Его отеческую любовь к нам, в силу Его крестного искупительного подвига за наше вечное счастье. Такая вера всегда будет для нас источником духовной силы, источником ни с чем несравнимых радостей и светочем, ведущим нас к вечной жизни.

Подражая святым мученикам, надо гореть любовью ко Христу, подобной их любви. Сейчас я вижу перед собою переполненный вами храм. Ведь вы пришли сюда во имя любви ко Христу и к этим святым мученикам, которым Господь дал силы совершить их мученический подвиг. Пусть любовь к храму Божию, любовь к Небесному Отцу, любовь к нашим святым небесным друзьям, к нашей обшей Небесной Матери никогда не угасает в наших сердцах. Я вижу, с каким вниманием и тишиной вы слушаете сейчас меня. Вы слушаете нас во имя любви ко Христу и Его слову, потому что мы говорим вам о Боге и о той жизни, какую Он нам заповедал. Пусть любовь к слову Божию никогда не умаляется в ваших сердцах. Во имя любви к нашему Небесному Отцу спасайте свои души для жизни вечной и оберегайте их от вечной гибели.

Согревая свое сердце любовью ко Христу, укрепляйте это сердце, подобно мученикам, надеждой на милосердие Божие. У нашего Небесного Отца не может быть отчаяния для самого тяжкого грешника.

Мы знаем, что приходящий к Нему и в одиннадцатый час своей жизни получит ту же награду, что и пришедший в третий час, если он придет к Нему с верой, любовью и надеждой. Вера, надежда и любовь — это душа и сердце всей духовной жизни православного человека. Это три самых высоких основных добродетели христианской жизни.

Сегодня мы прощаемся с нетленными останками святых Виленских мучеников. После тридцатилетнего пребывания в Москве они возвращаются в свою родную литовскую землю, в тот город Вильну, в котором они пострадали за Христа. Дадим же обещание никогда не забывать уроков их жизни, их мученического подвига. Поблагодарим наших дорогих незабвенных священных гостей за те минуты умиления, какие мы пережили за эти дни около их святых останков. Будем молить их, чтобы они никогда не забывали нас перед престолом Божиим в своих о нас заботах, и мы веруем, что уходя от нас своими святыми телами, они не покинут нас духом и будут всегда с нами. В последний раз поклонимся им земным поклоном.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus