ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ (По поводу престольного праздника в Кирилло-Мефодиевском Кафедральном соборе г. Праги)

5 июля 1946 года православное население г. Праги, во главе с Экзархом Московской Патриархии в Чехословакии, Высокопреосвященным Архиепископом Елевферием, торжественно справляло престольный праздник в Кирилло-Мефодиевском Кафедральном соборе.

В жизни современной православной Праги это событие отмечается прежде всего как праздник единения доселе разрозненных организационно православных чехов и русских, долгие годы живших обособленно друг от друга, в силу разности церковных юрисдикций, богослужебного языка, национальных отличий и своеобразно сложившегося церковного быта.

Поездка в январе месяце текущего года православной чешской делегации в Москву к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой о принятии Чешской Православной Церкви в ведение Московской Патриархии и успешное разрешение этого вопроса, — создали надежную предпосылку для ликвидации существовавшей в Праге внутренней и внешней обособленности православных приходов между собою. А учреждение в апреле месяце того же 1946 года Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии с назначением на должность Экзарха, с титулом Пражского и Чешского, Высокопреосвященного Архиепископа Ростовского и Таганрогского Елевферия, — окончательно подготовило почву для сближения приходов в единую семью, под единым архипастырским руководством.

Приезд Архиепископа Елевферия в Прагу в мае месяце текущего года был встречен православными церковными кругами чешской столицы с глубоким удовлетворением.

Просто предстал новый архипастырь Чешской Церкви пред своими пасомыми. Но за внешней скромностью Владыки чувствовалась огромная внутренняя сила Российской Православной Церкви, пославшей его в землю чешскую творить по просьбе чешского духовенства и верующих великое дело организации и укрепления Св. Православия. Скромное появление Владыки-Экзарха как нельзя лучше отображало характер внутренних отношений Матери-Церкви Русской к дочери-Церкви Чешской, отношений глубокой любви и отзывчивости, познающихся не в трескучих фразах и пышной декоративной обстановке их внешнего проявления, а в тихой нежной ласке простоты и нравственного целомудрия.

Тем же духом любви было овеяно и приветственное обращение Высокопреосвященного Экзарха к православным пастырям и пасомым в Чехословакии по случаю своего вступления в управление Экзархатом. Особенно тепло призывал в своем обращении новый архипастырь духовенство и верующих к взаимной любви и единению.

«К этому святому единению, — писал Владыка, — нас призывает Господь. «Да вси едино будут!» — молился он Своему Отцу Небесному пред Своими крестными страданиями. К этому призывает нас Апостол, умоляя, чтобы не было среди нас разделений, но «чтобы все соединены были в одном духе и в одних мыслях» (I Корнф. 1, 10). Об этом единении заботится и наш Святейший Патриарх Алексий, объединив в составе единой Чешской Православной Церкви все православные приходы Чехословакии — и чешские, и русские, и словацкие. Да будем же соединены все в духе единой братской любви и, хотя на разных наречиях, но вместе, едиными усты и сердцем, будем прославлять Единого Бога, в Троице поклоняемого!»

Так началась новая страница в истории Чешской Православной Церкви.

С тех пор прошло два месяца.

Но зажженная Владыкой лампада любви к своей новой пастве горела неугасимым приветливым огоньком, согревая взаимные отношения между архипастырем и пасомыми, освещая путь епископского делания на ниве Божией вдали от Родины.

В престольный же праздник Кирилло-Мефодиевского Кафедрального собора, 5 июля сего года, огонек этот вспыхнул ярким пламенем взаимного единения всего православного населения Праги.

По установившейся традиции Богослужение в этот день совершалось на славянском языке. Своим отступлением от чешского богослужебного языка православные чехи, с одной стороны, демонстрировали свое братское отношение к православным-русским, привыкшим возносить молитвы к Богу на церковно-славянском наречии, с другой, — свое благоговейное почитание просветителей славян, Свв. Кирилла и Мефодия, добре потрудившихся на ниве духовного просвещения славянских народностей на славянском языке.

Да и как православному славянину не склонить своих колен перед этими избранниками Божиими, богатыми опытом познания окружающего мира и жизни духовной, не только утвердившими славян в вере православной, но и самую веру утвердивших через установление славянской грамоты!

Без письменности скоро бы забылись в народе наставления солунских братьев, и вера православная могла бы потускнеть или, в лучшем случае, покрылась бы корой бездушного, присущего католичеству, формализма, с биением воздуха непонятными словами, при омертвелости мысли и глубоком сне сердца.

Но замена в Богослужении чешского языка языком церковно-славянским не ограничивалась одним стремлением чехов — помянуть и почтить «дни древние».

Она таила в себе глубокие собирательные цели. Она звала православных христиан иных наречий, в частности русских людей, проникнуться ответною любовью и к самим православным чехам, исполненным той же веры и являющимся совладетелями того же духовного православного богатства.

Она говорила сердцу русского православного христианина, что и православные чехи — члены одной и той же Вселенской Православной Церкви. Она приглашала опознать во взаимных отношениях православных чехов и русских самое главное, связующее их «во едино» и при» разности языка, в единоверии прежде всего, искать опору для совместных, братских трудов по созиданию и укреплению Православной Церкви в Чехословакии.

И справедливость требует отметить, что русские православные люди в Праге отлично поняли свой долг по отношению православных чехов. В день престольного праздника они радостно устремились под сень Кафедрального собора для общей церковной молитвы, неся в своем сердце любовь к своим собратьям по вере.

Богослужение совершали: Архиепископ Пражский и Чешский Елевферий, присутствующий в Праге Архиепископ Венский Сергий, настоятель собора прот. Честмир Крачмар (чех), архимандрит Иннокентий (русский), прот. Михаил Васнецов (русский), священники: о. Богумир Аксман (чех), о. Н. Домуховский, о. Г. Кратюк, о. Н. Чистяков, протодиакон М. Яковлев (русские).

За Богослужением пело два хора певчих — чешский, под управлением регента Ирак (на чешском языке) и русский, под управлением регента Стрижака (на славянском языке).

Обстановка разноязычной, но объединенной одними мыслями, одной верой общей церковной молитвы, при стройном, прекрасном пении хоров, производила потрясающее впечатление.

По окончании литургии Владыка Экзарх обратился к богомольцам с кратким поучением на тему праздника. Охарактеризовав обстановку, в которой приходилось трудиться Свв. братьям — миссионерам — Кириллу и Мефодию, Владыка сказал: «Обстановка была сложная, требовавшая от Апостолов православия бесстрашия, терпения, любви. Но они превозмогли все препятствия ибо проповедывали истину. А истина — светлее солнца. Она не боится мрака человеческих заблуждений. Возлюбим же и мы истину святого православия и поучимся у святителей их бесстрашию, терпению и любви в преодолении трудностей ревностного нашего служения истине».

Затем был отслужен краткий молебен и провозглашены многолетия: Президенту Чехословацкой Республики, Правительству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, Патриаршему Экзарху в Чехословакии, духовенству и верующим.

Заключительным актом праздника была братская трапеза в покоях Высокопреосвященного Экзарха, на которой почетным гостем присутствовал атташе Советского Посольства в Праге — И. Ф. Потоцкий.

Владыка Елевферий поздравил гостей с праздником и выразил пожелание крепить союз любви между православными чехами и православными русскими. «Волею Божиею и изволением Святейшего Отца нашего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, мы призваны к славной работе по укреплению Чешской Православной Церкви. Исполнить сей долг мы можем только при условии взаимного сотрудничества и должного понимания стоящих перед нами задач. Я надеюсь, что настоящая наша встреча послужит основанием к развитию и укреплению нашего единства и залогом успеха в нашей работе».

Затем, по благословению Владыки, с приветствием к присутствующим обратился секретарь Экзарха — А. Ф. Шишкин, он сказал:

«Престольные праздники в Кафедральных соборах обычно перерастают масштабы узко-приходских праздников и принимают характер обще-епархиальных торжеств, на которых, с одной стороны, подводятся итоги за минувший год существования, с другой, — намечаются организационные планы на будущее.

Какие же итоги может подвести сегодня Чешская Православная Церковь за прожитый год и какие организационные задачи может поставить она на ближайшее будущее?

Первый крупный итог — это привитие молодой ветви чешского православия к многовековому стволу православия Церкви Русской.

Со вступлением Чешской Православной Церкви в юрисдикцию Московской Патриархии, свежий и пока немноговодный поток православия в Чехословакии может быть спокоен за свою дальнейшую судьбу и гарантирован от высыхания посреди знойных песков католицизма, протестантизма, англиканизма и прочих инославных «измов», ибо питается водами из океана Русской Православной Церкви с ее многовековым опытом церковно-православного строительства.

Второй, не менее крупный итог, — это создание на территории Чехословацкого Государства единого епископского руководства, на положении Экзархата Московской Патриархии, являющегося каналом, при помощи которого Православная Церковь Чешская может поддерживать постоянную живую связь с Матерью Церковью Русской и получать от нее своевременную помощь советами и указаниями при налаживании внутренней церковной жизни в Чехословакии.

И, наконец, третий итог, — это, при наличии двух первых, — ликвидация причин, мешавших в прошлом отдельным православным приходам в Праге слиться в единую семью, для единой, общей всем, работы по укреплению чешского православия.

Само собою разумеется, что достигнуть этих итогов Чешская Православная Церковь не смогла бы, если бы в ее недрах не нашлось людей, не только думавших о будущих судьбах своей Церкви, но и предпринявших реальные шаги к осуществлению заветных дум и пожеланий. В день престольного праздника мы должны вспомнить об этих людях и засвидетельствовать им нашу общую горячую благодарность

Но проделанная ими работа — это не более, как введение в обширный план многосторонней, трудной, но благословенной работы, которую еще надлежит исполнить православным деятелям Чешской Церкви во имя ее славного, светлого будущего. План этот осуществим, если на то последует желание православных кругов в Чехословакии, и на выполнение его должны быть направлены все наши помыслы.

Каковы же ближайшие задачи, подлежащие осуществлению православными кругами Чешской Церкви?

Первая задача — всемерно крепить узы любви, связующие Церковь Чешскую с Матерью Церковью Российской и ее главой, Святейшим Патриархом Алексием.

Вторая задача — теснее сплотиться вокруг Экзарха Московской Патриархии в Чехословакии, Высокопреосвященного Архиепископа Елевферия и помогать ему в деле созидания и укрепления Чешской Православной Церкви.

И третья задача — преодолеть до конца наличествующую в Праге разобщенность между православными людьми (русскими и чехами) и, слившись в одну трудовую семью, под единым руководством архипастыря Чешской Церкви, помогать братьям чехам в строительстве ими, самостоятельной в будущем, Православной Церкви в Чехословакии.

Задачи не велики, но осуществление их крайне важно. Они — тот первый ряд кирпичей, на котором в будущем будет возводиться постройка всего здания Чешской Православной Церкви.

Боголюбивые Архипастыри, пастыри и все сотруженики на ниве Христовой! В дни ожесточенной борьбы с немецким фашизмом славянские народы — русский и чешский — бились плечом к плечу против их общего врага и... победили. Православные Церкви России и Чехии вписали также свои имена на исторические скрижали победоносной битвы свободолюбивых народов с неприятелем. Так пусть же крепнет дружба наших славных народов и светлое будущее Чешской Православной Церкви пусть явится доказательством нашего крепкого единения, полного взаимопонимания и нарастающей взаимопомощи».

Выступавшие затем с приветствиями — настоятель собора, протоиерей Крачмар, регент Успенской Пражской церкви — г-н В. А. Стрижак, активный деятель того же прихода, — г-н П. П. Киреев, и другие поддерживали предложение Владыки крепить связь между приходами. Любопытным и характерным было выступление регента чешского православного хора, г-на Ирак. Он сказал: «Я — католик, но я больше люблю православие и желаю ему всяческого успеха».

Оглашение Владыкой Экзархом полученных из Москвы телеграмм от Святейшего Патриарха Алексия и Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров в СССР, Г. Г. Карпова с приветами и пожеланиями успехов работе вызвало со стороны Венского Архипастыря, Высокопреосвященного Сергия предложение возгласить «многолетие» в честь Святейшего Патриарха и Председателя Совета Г. Г. Карпова. Присутствующие единодушно присоединились к предложению и троекратное «многая лета» прозвучало как выражение сердечной любви хорошо знаемым и уважаемым в Чехословакии людям. Протоиерей Ч. Крачмар со своей стороны провозгласил здравицу в честь главы Советского Правительства — Генералиссимуса И. В. Сталина, поддержанное новым дружным пением «многолетия».

Решено было послать также приветственную телеграмму Его Святейшеству Патриарху Алексию с выражением готовности со стороны всех православных людей Праги помогать укреплению Св. Православия в Чехословакии.

Разошлись гости в настроении взаимного доброжелательства. Один из мастеров чешской словесности XIX века Святополк Чех писал некогда:

«Славяне, к единству! Вот крепкий залог

Нашей свободы и гибели врагов!»

Пожелаем же и мы православным людям Праги крепкого единения между собой, ибо споры ослабляют союз и дают врагам в руки оружие против него.

А. ШИШКИН

Система Orphus