Мой путь в древнерусский город Псков лежал через Ленинград. Как бывший митрополит Ленинградский, проведший в городе всю блокаду, я хорошо знаю, какой огромный ущерб причинили Ленинграду немецко-фашистские вандалы. Естественно поэтому было мое волнение, когда я осматривал город-герой.
Действительность оказалась совершенно иной. Так же, как и до войны, прекрасен Невский. Свежей краской сверкают отремонтированные здания. Яркими цветами украшены скверы и парки. Когда сейчас осматриваешь Ленинград, просто забываешь, каким он был в суровые дни осады. Восстановители города сделали уже очень многое для того, чтобы вернуть ему его чудный, неповторимый облик.
Я осматривал Государственный Эрмитаж и был поражен той поистине гигантской восстановительной работой, которая проделана в нем за сравнительно короткое время. Как и прежде, Эрмитаж является сейчас богатейшим собранием бесценных произведений искусства. Должен выразить особую признательность директору Эрмитажа, академику И. А. Орбели, оказавшему мне исключительно любезный прием и внимание. И. А. Орбели подарил мне на прощанье древнейшую и весьма ценную икону Св. Сергия Радонежского.
Совершенно иное впечатление, чем Ленинград, оставляет Псков. Поражаешься, до чего разрушен этот город. Немецкие захватчики не оставили в нем буквально камня на камне. В прах и пепел превратили они жилые здания, древнейшие памятники архитектуры, прославленные и дорогие сердцу каждого русского православного человека псковские святыни.
Благодаря энергии настоятеля псковского Троицкого собора протоиерея Павлова, основные ремонтные работы в храме проведены. Это было связано с большими трудностями, так как гитлеровцы причинили собору весьма большие повреждения, заминировав его. При взрыве многих мин собор сильно пострадал. Конечно, предстоит еще сделать многое, чтобы окончательно реставрировать храм, и эти работы ведутся, но во всяком случае он находится уже в таком состоянии, что можно было освятить его.
На освящение храма прибыло огромное количество богомольцев. Здесь были не только горожане, но и крестьяне из окружающих сел и деревень. Я обратил внимание на то глубоко молитвенное состояние, каким были охвачены верующие во время богослужения.
Из Пскова я направился в Псковско-Печорский монастырь. Служба в монастыре прошла прекрасно. Древний собор, хотя и не ремонтировался все годы войны, все же сохраняет хороший вид. Вновь меня здесь встретило большое количество верующих, начиная от глубоких стариков, кончая детьми и подростками. Храм был переполнен, и те, кто не могли войти под его своды, простояли всю службу в монастырской ограде.
На обратном пути я остановился в старинном городе Изборске. Храм в Изборске, расположенный в древней крепости, содержится в полном порядке.
Мои наблюдения и в Пскове, и в Изборске, и в Псковско-Печорском монастыре убеждают меня в большом религиозном подъеме среди населения.
В заключение мне хотелось бы отметить исключительное внимание, оказанное мне в этой поездке, как и. обычно, властями. В мое распоряжение был предоставлен отдельный салон-вагон. Руководители местных организаций, в частности Исполкома Псковского областного Совета, охотно шли мне навстречу и делали все, чтобы создать мне самые благоприятные условия в поездке.