«ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО»

Вот так хотелось бы назвать братьев-старообрядцев, приемлющих австрийское священство, в случае их соединения с Православной Церковью.

С большим удовольствием и радостью прочитал статью протоиерея о. Боголюбова, опубликованную в № 3 «Журнала Московской Патриархии», «О вожделенном церковном мире» — братское обращение к старообрядцам, приемлющим священство.

Вопрос о соединении старообрядцев австрийского согласия с Православной Церковью давно уже назрел. В настоящее время нет никаких причин, которые могли бы помешать такому соединению. Не было их и в прошлом.

Еще в 1800 г. пунктами Митрополита Платона было разрешено совершать богослужение по старопечатным книгам, напечатанным до лет Патриарха Никона, молиться двоеперстно и проч., вплоть до выборного начала духовенства. Было организовано «Единоверие», организация какового себя оправдала. Во всех губернских городах было по 2—4 единоверческих храма, а в епархии по 30—40 единоверческих приходов. Были массовые присоединения старообрядцев. Здесь уместно вспомнить и отношения православных архиереев к единоверию. Очень многие из них в определенные праздничные дни с любовью совершали богослужение в единоверческих храмах по старопечатным книгам, по древнему святительскому чиновнику, молясь двоеперстно, и тем самым доставляли большое духовное утешение не только единоверцам, но и старообрядцам. Москвичи до сих пор помнят такие служения в единоверческих храмах г. Москвы Высокопреосвященного Трифона; ленинградцы никогда не забудут служения своего первого единоверческого епископа Симона и Преосвященного Анастасия, ректора Ленинградской Духовной Академии.

Нам припоминается случай, когда архиепископ Саратовский Алексий совершал богослужение по древнему Святительскому чиновнику в кладбищенской единоверческой церкви г. Саратова. По окончании богослужения он был приглашен старообрядцами посетить и их старообрядческую церковь, находящуюся там же на кладбище. Войдя в алтарь, Высокопреосвященный Алексий снял покрывало с престола, положил двоеперстно три поклона, облобызал Евангелие и самый престол. Находящиеся здесь старообрядцы были до того поражены этим любовным поступком православного архиепископа, что буквально все пали ниц пред ним, и поочередно, все, приняли от него — православного архиерея — благословение.

Припоминаю ряд и других случаев по г. Казани. Здесь в единоверческой церкви Св. четырех евангелистов в праздничные дни собирались монашествующие доценты и студенты Духовной Академии во главе с ректорами Академии, Преосвященными Гурием и Анастасием, настоятелем Спасо-Преображенского монастыря г. Казани архимандритом Варсонофием и соборне совершали торжественные богослужения по древнему чину, по старопечатным книгам. Совершение таких богослужений собирало многие сотни православных единоверцев и старообрядцев. Имена участников этих богослужений до сих пор на молитвенной памяти у многих молящихся. В селениях праведных да упокоит Господь Бог души усопших епископов Гурия, Анастасия, Симона, Афанасия, Иова, Евсевия, Евлогия, священноархимаидрита Варсонофия!

Приведенных примеров, я полагаю, достаточно, чтобы убедиться, что Православная Церковь в лице своих лучших представителей — иерархов — всегда любовно относилась к старообрядческим обычаям, обрядам, их крюковому, знаменному напеву, и считала их равноценными с новообрядческими.

О. протоиерей Д. Боголюбов в своей статье «О вожделенном церковном мире» с полной убедительностью и ясностью доказал, что клятвы Большого Московского Собора положены не на старые обряды, а на раздорников церковных, хуливших новоисправленные богослужебные книги и обряды. Итак, нет никаких причин к разделению. Наступило время братского, любовного соединения. Как оно должно совершиться? Мы не хотим предрешать этого, но зная нашего любвеобильного Первосвятителя Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия, в свое время неоднократно присутствовавшего на торжественных богослужениях в Никольском единоверческом соборе Ленинграда, уверены, что таковое может совершиться. И дай Бог, чтобы в ближайшее время мы были бы свидетелями, когда в старообрядческом соборе на Рогожском кладбище Москвы Литургию по древнему святительскому чиновнику будет совершать Первосвятитель Алексий, а в Кафедральном Богоявленском соборе в тот же день литургисать будет старообрядческий епископ по новоисправленным книгам, причем перстосложение может сохранить двоеперстное.

Этот день был бы всеобщим праздником мира, примирения, положившим конец вековой беспричинной распре.

ШЛЕЕВ Е. Г.

Система Orphus