СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ

Петр и Павел... Два имени, два характера, два человека, два апостола, два столпа Церкви Христовой! Как различна их жизнь, их поведение, их ревность и даже кончина.

Петр! А раньше — Симон. Петр значит камень. И вместе с тем это подлинный человек со всеми человеческими достоинствами и недостатками. Он горяч, пылок, увлекающийся, откровенный, прямой и, в то же время он может быть малодушным. Правда, это малодушие — результат чувства самосохранения и маловерия, но все же это слабость, но слабость, которая после раскаяния, превращается в несокрушимую силу. Из всех апостолов Петр после сошествия Св. Духа первым начал громко, без боязни, проповедывать о Христе. Силой этой своей проповеди, ее убедительностью он многих людей — язычников и иудеев — обратил в христианство.

Петр... вот он говорит Христу: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный». Вот он ученик Христа, исповедующий с энтузиазмом: «Ты — Христос, Сын Божий». Вот он порывисто бросается с лодки, но страшится, тонет и взывает: «Господи, спаси меня!» Вот он уверяющий, что никогда не оставит Спасителя и тут же, через несколько часов, отрекающийся от Него: «Я не знаю человека сего». После воскресения он первый бежит ко гробу Христа и потом, на озере, говорит Ему: «Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя!» И, наконец, кончина: распят вниз головой.

Пред нами человек, подлинный человек, который учит нас, согрешая — каяться, падая — подниматься, малодушествуя — укрепляться и всегда надеяться на Бога, веровать в Него, любить Его даже до смерти.

Павел... твердая, целеустремленная натура. В нем нет колебаний ч компромиссов. Он всегда одинаков. И в то время, когда гнал христиан, когда охранял одежды убийц первомученика Стефана и тогда, когда чудесно призванный Господом он всю силу своего ума, сердца и воли отдал беззаветной проповеди христианства. Он сам, своим собственным авторитетом, своей убежденностью, силой своего слова и воли добился звания первоверховного апостола. Где он только ни был, каких страданий и истязаний ни перенес. И все это он претерпел об укрепляющем его Иисусе Христе. Последовательный и твердый Савл стал последовательным и твердым Павлом.

В деле распространения христианства, в деле его защиты он потрудился больше всех апостолов, больше их написал посланий, больше их привлек в лоно Церкви. Он лично не видел Христа, не был учеником при Его жизни, но своим просветительным ясным и многогранным умом он понял, что Христос — это, действительно, обетованный Мессия, пришедый спасти весь род человеческий, он понял, что кто во Христе, тот новое творение, новый человек. Он понял, что христианство есть не просто прогрессивное человеческое учение, нет, он познал, что во Христе мы соделались чадами Божиими, спасены от греха, проклятия и смерти. Он понял, что христианство указывает путь человеческого спасения и совершенствования во все этапы нашей земной жизни. И своей мученической кончиной, чрез усечение мечом, он кровью засвидетельствовал свою веру.

Стойкость Павла, его неистощимая энергия, его терпение, его убежденность, его несокрушимая вера, непостыдная надежда, пламенная любовь пусть служат нам путеводной звездой и в нашей христианской и общественной жизни.

ПРОТ. Н. А. ХАРЬЮЗОВ

Система Orphus