ИЗ ЖИЗНИ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ

В воскресенье, 30-го июня, в Успенском храме Богословского Института в связи с окончанием учебного года Божественную Литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Патриарху сослужили: протопресвитер доцент Института Н. Ф. Колчицкий, ректор Института протоиерей профессор Т. Д. Попов, профессор института протоиерей В. В. Платонов, доцент Института священник К. И. Карчевский и др. Патриаршее служение привлекло множество народа. Храм был переполнен. Стройно и выдержанно пел студенческий хор под управлением преподавателя пения И. Н. Аксенова, временами усиливаемый левым хором любителей под управлением студента Института Павлова. Особенно величественно и мощно звучали песнопения, исполняемые при участии молящихся, «Верую» и «Отче наш». После запричастного стиха доцентом Института протоиереем Д. И. Боголюбовым было сказано проникновенное слово на текст Евангелия: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». За Божественной Литургией присутствовал Высокопреосвященный Митрополит Крутицкий Николай.

После Литургии Святейшим Патриархом в сослужении многочисленного духовенства совершен был благодарственный Господу Богу молебен, по окончании которого Святейший Патриарх и Митрополит Николай в сопровождении администрации и преподавателей Института, а также гостей и Студентов проследовали в Лопухинский корпус, где состоялся годичный акт по случаю окончания учебных занятий.

Акт начался пением «Царю небесный», потом проректором Института профессором С. В. Савинским был сделан краткий доклад о работе Института за два года его существования и о состоянии его в данный момент. Докладчик отметил, что отличительной чертой работы Совета Института за прошедшее время было нащупывание путей, по которым должна пойти духовная школа в современных условиях церковной жизни, искание форм, в которые она должна отлиться. Однако сознание высоты задачи духовной школы и ответственности требований от пастырей церкви в условиях современности помогли Совету преодолеть соблазн упрощенных методов подготовки пастырских кадров и вывести школу на путь достижения высот прежней богословской образованности.

Первым делом Совета Института в этом направлении было создание для богословской школы «Правил внутреннего распорядка», которые вместе с программами являлись бы идейными и практическими предпосылками дальнейшего развития новой школы. Этими «Правилами» намечалась ясная тенденция оградить школу от академической отвлеченности богословской науки и от узкого практицизма в деятельности будущих пастырей. Наивысшее достоинство духовной школы полагалось не в отвлеченной учености, а в просвещенном благочестии, в усвоении учащимися пастырского духа. Отсюда огромное значение получало самовоспитание учащихся, постоянное внимание к внутренней дельности, единству и собранности духовных сил. Введение в жизнь этих правил вместе с программными требованиями привело к тому, что школа скоро освободилась от случайного и чуждого ей элемента, отпавшего или вследствие неспособности усвоить курс богословских наук или вследствие недисциплинированности и неблагоповедения. К концу первого учебного года из 36 человек, принятых в Институт и на Курсы, осталось только 18 человек, наиболее способных и соответствующих требованиям школьной дисциплины.

Опыт первого года дал богатый материал руководству школы для первого ее преобразования. Существо этого преобразования состояло в том, чтобы привести программные требования второго учебного года в некоторое соответствие с фактической подготовкой учащихся. Для этого вводились вступительные экзамены и открывалось подготовительное отделение к Институту. Одновременно упразднялись Пастырско-Богословские курсы, задача которых переходила к первым двум курсам Института.

Работая неуклонно в этом направлении над повышением уровня школы, Совет Института незаметно подошел к такой структуре Богословского Института, которая включала в себе все циклы богословского образования: начальное, среднее и высшее. Новая структура школы и новые учебные программы, соответствующие этой структуре, пред началом учебного года были представлены на утверждение Святейшего Патриарха, который и благословил начать новый (второй) учебный год по этим новым учебным планам.

Второй учебный год начался довольно строгими приемными экзаменами, этим Совет Института обеспечил более подготовленный контингент учащихся. Экзамены помогли достаточно точно распределить учащихся по циклам и курсам, в результате чего новый учебный год начался при следующих показателях. В подготовительное отделение к Институту было принято 56 человек, на 1-й курс — 26 человек, на 2-й были переведены наиболее сильные из студентов 1-го курса и один принят вновь и на 3-й курс зачислены 6 человек. Опыт второго учебного года должен был показать, насколько новые программы и планы соответствовали уровню развития и подготовки вновь поступивших, и какие шаги нужно было предпринять в целях дальнейшего совершенствования новой духовной школы.

Результаты второго учебного года жизни Института оказались очень хорошими. Одним из главных достижений минувшего года является значительное повышение общего уровня знаний учащихся, что было заметно уже в течение года. Так, успеваемость менее подготовленных учащихся подготовительного отделения улучшилась во второй трети года, по сравнению с первой, на 16%, у учащихся 1-го и 2-го курсов Института успеваемость представляется уже весьма близкой к норме, а студенты 3-го курса могли бы с успехом заниматься и в прежних академиях. Процент неудовлетворительных ответов на переводных весенних экзаменах оказался совершенно ничтожным и его нужно отнести за счет явно неспособных слушателей. Большинство учащихся в результате весенних экзаменов переведено на следующие курсы и только нескольким даны дополнительные испытания на осень.

Положительные результаты второго учебного года были получены более строгим отбором поступающих, активизацией методов преподавания, которая выразилась главным образом в переходе с лекционной системы на урочную, и реформой самой структуры школы, ее учебных планов и программ.

Второй учебный год дал также немало отрадных признаков и нравственного роста учащихся. Благожелательное отношение и внимание друг к другу, уважение к старшим, соблюдение учебной дисциплины, строгое подчинение правилам общежития — все это превратилось в нравственную привычку большинства. Снижение балла по поведению и в течение года было редким случаем, а к концу года такие случаи были ликвидированы.

Такие отрадные результаты позволяют думать административно-педагогическому персоналу школы, что школа стоит на правильном пути и что дальнейшим моментом и вместе с тем завершением ее структуры будет преобразование средней богословской школы в Духовную семинарию с четырехлетним курсом обучения, а высшей — в Духовную академию также с четырехлетним курсом. Подготовленное двухлетним опытом, согласованное с традициями прошлого, тщательно продуманное коллективом преподавателей, разработавшим подробные учебные планы этой структуры, это преобразование ожидает только благословения Святейшего Патриарха.

В конце доклада сообщены были статистические данные о составе Правления и Совета Института, о количестве проведенных заседаний в первом и втором учебном году, о предметах этих заседаний, а также о тех многочисленных и разнообразных работах и поручениях, которые исполнялись отдельными членами Совета и Правления по указанию Патриархии и по благословению Святейшего Патриарха.

После доклада хором учащихся под аккомпанимент фисгармонии исполнен был, под управлением преподавателя И. Н. Аксенова, Гимн просвещению. Стройно и одушевленно звучал хор учащихся, в котором особенно выделялись голоса студентов-солистов Громова и Изюмского.

По окончании гимна доцентом Института В. С. Вертоградовым был сделан научный доклад на тему «Православная церковь в Галиции». Докладчик, еще будучи студентом Духовной академии, интересовался этим спорным вопросом и избрал его темой своего кандидатского, а затем и магистерского сочинения. Упорное изучение литературы по этому вопросу, анализ древних актов и разных памятников привели его к заключению, что христианство в Галиции было насаждено в форме греко-восточного исповедания и что все попытки западных католических ученых присвоить честь первого просвещения верой христианской обитателей древней Галиции проповедникам католичества наукой не подтверждаются. Различные научные данные говорят, напротив, о том, что зачатки христианской веры в Галицкой Руси насаждены первоучителями славян свсв. Кириллом и Мефодием и их учениками, т. е. в форме восточно-православного исповедания. Это положение и раскрывал автор в своем докладе, который, будучи весьма сжатым за краткостью отведенного докладчику времени, тем не менее показал, насколько правильно, исторически обосновано и целесообразно было решение состоявшегося в г. Львове 8—10 марта с. г. Собора греко-католической униатской церкви о возвращении Галицкой церкви в отцовскую Святую Православную Веру и Русскую Православную Церковь.

После доклада студенческим хором исполнена была кантата «Прославление Бога природой».

В конце акта Святейший Патриарх обратился к присутствующим со следующим приветствием:

«Итак, с Божиею помощию мы окончили второй учебный год в нашей духовной школе.

По милости Божией, при усердном труде о. ректора и всего состава преподавателей и профессоров Богословского Института и Пастырских Курсов много сделано в этом году для роста духовной школы. Теперь уже учащиеся приобрели, так сказать, облик учеников и студентов, и, что всего дороже, настроенность их — духовная, церковная. Это видно по всему: и по их отношению к учебным предметам, и по их поведению, и по ответам на экзаменах. То, что составляет самое важное в духовной школе, связь учащихся с храмом и богослужением теперь у нас имеется. Наши ученики могут ежедневно молиться в храме, участвовать в богослужениях — пением, чтением и прислуживанием в алтаре. Можно с утешением сказать словами одного канона церковного, что «согласная восшумела церковная песнь» у нас в Богословской школе. Мы были свидетелями этого за сегодняшней Литургией. Это гораздо значительнее и важнее, чем это кажется поверхностному взору.

На нашу духовную школу обращены взоры не только верующих Москвы, не только церковных людей нашего Союза, но и всего православного мира за границей, особенно же в славянских странах, где многие церковные деятели получили богословское образование в наших духовных академиях: например, глава Болгарской Церкви — Экзарх Митрополит Стефан получил высшее богословское образование в Киевской Духовной Академии; возглавляющий за отсутствием Патриарха Сербскую Церковь — Митрополит Иосиф также окончил Киевскую Духовную Академию; еще двое сербских епископов получили образование в Московской Академии; Патриарх Румынский Никодим тоже питомец Киевской Академии. Теперь эти иерархи надеются дать в нашей духовной школе духовное образование молодым людям их стран, желающим посвятить себя служению церкви, в уверенности, что эта школа по существу — та же, прежняя, воспитавшая их Духовная Академия, о которой они хранят самые светлые воспоминания.

Не легка духовная наука; к учащимся предъявляются особые требования, ибо они идут на особое служение, служение Церкви, и идут по призванию, а не по принуждению или по необходимости. Тем более ценно то, что наши питомцы с такой любовью и ревностью проходят путь учения, готовясь к высокому служению Церкви Божией. В этом мы видим залог и дальнейших успехов. Ведь из нашей духовной школы выйдут имеющие сменить нас архипастыри и пастыри, профессора и руководители духовного образования в нашем отечестве.

На нужды нашей духовной школы с любовию отзываются и архипастыри и все верующие нашей страны; навстречу расширению сети духовно-учебных заведений с большим сочувствием идет наше Правительство, которое со всей благосклонностью отнеслось к нашему представлению об открытии Духовных Академий в Москве, Ленинграде и Киеве и Духовных Семинарий в некоторых Епархиях.

С Божиею помощью, с начала будущего учебного года, под исконным кровом обители Преподобного Сергия, в своем древнем историческом здании, откроется Московская Духовная Академия, возглавленная ректором-епископом, а наши Пастырские курсы будут преобразованы в Духовную Семинарию. Также и в других Епархиях.

Выражаю благодарность отцу ректору и всему учебному составу за понесенные труды во славу Православной Церкви и духовного просвещения. Призываю на начальствующих, учащих и учащихся Божие благословение и желаю им и в дальнейшем с такою же ревностью и с еще большим успехом трудиться для той же высокой и святой цели».

Одушевленным исполнением хором студентов Государственного гимна и пением «Достойно есть» закончился годичный акт Богословского Института.

По окончании акта была послана следующая телеграмма не имевшему возможности лично присутствовать на акте Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви: «Местная. Москва, 34. Островский, 10. Георгию Григорьевичу Карпову.

Богословский Институт, заканчивая сегодня учебный год торжественным актом, с благодарностью отмечает Ваше всегдашнее внимание и заботу о нашей духовной школе, шлет Вам искренний привет и пожелания здоровья и благополучия.

Патриарх Алексий, Митрополит Николай, ректор протоиерей Попов, Совет Богословского Института, студенты и гости».

В ответ получена следующая телеграмма:

«Москва. Новодевичий монастырь. Ректору Богословского Института протоиерею Попову.

Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР в торжественный для Института день приветствует и поздравляет Вас лично, Совет Института, преподавателей и студентов с успешным окончанием учебного года. Карпов».

Подводя итоги минувшего учебного года, нельзя не упомянуть о некоторых событиях внутренней жизни Института, обогативших эту жизнь высоким идейным содержанием и благотворно отразившихся на всем строе жизни учащихся.

Первым таким событием было освящение институтского храма и открытие ежедневных церковных служб в этом храме. Минувший год воочию показал, что ежедневные богослужения (утренние и вечерние), с обязательным участием в них студентов в качестве чтецов, певцов и прислуживающих в алтаре, представляют наилучшую практическую школу для будущих священнослужителей, особенно при изучении таких дисциплин как Церковный Устав, Литургика, Практическое Руководство и проч. Неуклонное следование установленному порядку в течение года, когда каждому учащемуся в очередном порядке пришлось много раз принимать активное участие в чтении и пении, за утренним и вечерним богослужением, наложило на них заметный отпечаток одухотворенности и послужило прекрасным пособием к умножению их теоретических знаний и практических навыков, необходимых будущим служителям церкви.

Вторым событием, оказавшим, несомненно, благотворное влияние на учащихся Института и оживившим их повседневную жизнь, были два религиозно-нравственных чтения, состоявшиеся в феврале и апреле месяцах. Инициатором этих чтений, а также и лектором на них выступил протоиерей Московской Николо-Кузнецкой Церкви Александр Павлович Смирнов. Предметом чтений была Евангельская история в ее главных событиях. На первом чтении лектор остановил внимание слушателей на событиях от Благовещения Пресвятой Деве Марии до Голгофы. Пред многочисленной аудиторией прошли все главные моменты новозаветной священной истории не только в насыщенной богатым содержанием лекции оратора, но и в разнообразнейших иллюстрациях этих моментов отрывками художественной поэзии, туманными картинами и высокохудожественным исполнением соответствующих церковных песнопений прекрасным хором Николо-Кузнецкого храма. Напряженное внимание, с которым аудитория слушала эти знакомые с детства истории из жизни Спасителя, так художественно и богато обставленные опытным лектором, ясно свидетельствовало о том глубоком впечатлении, которое произвели эти чтения на учащихся и всех присутствующих. Особенно это следует сказать о второй лекции, содержанием которой были события последних дней жизни Спасителя. В качестве художественной иллюстрации к этим событиям лектор взял известное литературное произведение «Царь Иудейский», отдельные выдержки из которого, с большим мастерством им прочитанные, производили неизгладимое впечатление. Несомненно, что воспоминание об этих глубоко назидательных чтениях надолго сохранится у всех, имевших возможность посетить эти чтения.

Оба чтения посетил Святейший Патриарх Алексий, некоторые сотрудники Патриархии, администрация и преподаватели Института, студенты Института и служащие, а также отдельные группы верующих. Кроме того, почетными гостями на втором чтении были члены делегации Львовского Собора, на котором произошло воссоединение униатов с Православной Церковью. Возглавлявший делегацию Протоиерей Гавриил Костельник, по окончании лекции, с благословения Святейшего Патриарха, обратился к присутствующим с речью, в которой отметил высокое значение Богословского Института для Православной Церкви и выразил радость всех воссоединившихся униатов с Православною Материю-Церковью.

ПРОФ. С. САБИНСКИЙ

Система Orphus