РАДОСТЬ

Слово, сказанное в Воскресенской церкви, что на Арбате в г. Москве

Христос воскресе! Сколько радости мы вкладываем в эти два слова, когда их произносим! С каким подъемом духа мы повторяем их бессчетное число раз в пасхальные дни! Каким духовным восторгом напоена и вся наша пасхальная служба с ее песнопениями!

Как часто в этих песнопениях Святая Церковь говорит о радости и призывает нас к радости. «Светися, светися, новый Иерусалиме!» «Ликуй ныне и веселися, Сионе». «Радостию друг друга обымем». «Прииде крестом радость всему миру». С особым вдохновением мы много раз поем и святые псаломские слова: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).

И как понятна эта радость Церкви, это наше ликование. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (I Кор. 15, 17), говорит св. апостол Павел. В событии воскресения Христова сосредоточены все радости нашей веры: Спаситель не остался лежать мертвым во гробе; Он воскрес, значит Мы спасены; принята принесенная за наши грехи искупительная жертва правосудию Божию; совершено спасение человечества от власти над ним греха, диавола и смерти; мы не умрем, потому что Тот, Кто воскрес из мертвых, смертию смерть попрал; мы уже не дети гнева Божия, а дети Небесного Отца; перед нами открыты двери рая; нам подаются благодатные силы на пути к этим райским дверям; мы знаем Бога; мы веруем в Него, мы идем за Ним, и во всем этом — источник величайшей радости для нас.

Отсюда и наши пасхальные восторги, отсюда и неумолкаемые призывы к радости.

Все мы знаем, что радость — это украшение жизни человека. Нередко она бывает подобна солнечному лучу, который неожиданно прорезывает облачное небо и, падая на землю, приносит с собою оживление.

Все мы тянемся к радостям, все мы их ищем. Желая друг другу всего самого светлого и самого лучшего в жизни, мы тем самым желаем тем, кого любим, больше радостей. Без радостей жизнь была бы тусклой, скучной и тяжелой. И хотя жизненный путь каждого из нас усеян скорбями, болезнями, заботами, тревогами, но все-таки немало и радости переживает сердце каждого из нас на этом пути жизни.

Разнообразны радости человеческого сердца! Есть радости греховные, когда человек радуется горю другого или радуется тому, что ему удалось причинить зло другому, или, наконец, когда грешник переживает обманчивое чувство удовольствия и удовлетворения после совершенного им греха. Об этих радостях мы не будем говорить, потому что они недостойны человека, их осуждает не только христианский закон, но и общечеловеческое сознание.

Есть много радостей невинных и чистых, которые являются для человека источником внутреннего счастья. Например, святая радость материнства. Мать стоит около колыбели, в которой лежит ее дитя. Она смотрит в невинное и ясное лицо этого дитяти, любуется им, ласкает свое дитя, — и чистой радостью наполнено материнское сердце. Также прекрасна радость матери о своих детях уже взрослых, уже кормильцах ее наступающей или наступившей старости, когда, прижимая к своей груди любимое дитя, мать и гордится им, и не насмотрится на него, и душа ее утешается заботами о ней и любовью детей. Какой источник радости и для детей иметь любящих и любимых отца и мать, в сердце которых сын или дочь всегда найдут для себя ласку и добрый, любящий совет.

Но... как непрочна, как хрупка эта радость! Как часто она бывает подобна тонкому стеклу дорогого сосуда, который так легко разбить!

9 мая мы празднуем день Победы. Все мы знаем, что к этому долгожданному дню, о котором в дни войны мы так страстно мечтали, о приближении которого горячо молилась наша Церковь, мы подошли ценою многих тысяч жертв молодых жизней.

Не одно материнское сердце продолжает сжиматься от скорби, а в этот день Победы сожмется еще сильней, вспоминая о своей невозвратной потере. Уже не будут материнские руки ласкать дорогое лицо, уже не посмотрит мать никогда в любимые сыновние глаза, никогда не прижмут к себе погибших детей старческие материнские объятия.

Вот как хрупка наша земная радость! И если мы и не лишаемся такой радости до конца своих дней, то все же она должна будет иметь свой конец вместе с земной жизнью каждого из нас.

Среди всех неизбежных в земной жизни скорбей и испытаний наше сердце ищет таких радостей, которые были бы так же вечны, как бессмертен наш дух. Такие радости дает нашему сердцу наша вера. О ней поет, о ней проповедует в своих песнопениях в пасхальные дни наша Церковь.

Радость жизни с Богом в душе — это вечная радость; здесь начинаясь, она не знает конца. О ней говорил Спаситель накануне Своих страданий: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ио. 16, 22). О ней же Он оказал и мироносицам, явившись им в день Своего воскресения: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9).

Радость знать Бога, веровать в Бога, итти за Ним и носить Его в своем сердце даст силы человеческому духу побеждать все испытания, болезни и страдания. Она вдохновляет его на подвиги во имя любви к Богу и к ближнему.

Вы знаете, что все апостолы, кроме Иоанна Богослова, окончили свой апостольский подвиг мученической смертью. И апостол Иоанн Богослов, скончавшийся в глубокой старости, за проповедь веры подвергался гонениям и истязаниям. Все апостолы в своем проповедническом подвиге потерпели множество всяких испытаний — их били, заключали в темницы, изгоняли из города в город, многократно пытались убить, но ничто не останавливало их в их порыве продолжать свое апостольское дело проповеди до конца дней. Мало того: св. апостол Павел, который претерпел гонений больше других апостолов, как бы от лица их всех говорит в своих посланиях. «Мы являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах..., под ударами, в темницах, в изгнаниях..., нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 3-10). Откуда эта радость? Это та радость, о которой мы вспоминаем в эти пасхальные дни. Апостолы видели своими глазами Божественного Учителя, слушали Его речи и поклонялись Ему Воскресшему, и эту радость знать Бога, итти за Ним, служить Ему, ощущая Его в своем сердце, они пронесли через весь свой жизненный путь, весь свой апостольский подвиг. Кто эту радость нашел в своем сердце, тот уже живет с ней до конца своих дней.

Из житий святых мучеников мы знаем о том, как страдали и умирали мученики первых веков христианства. Их подвергали тяжелым пыткам перед смертью и, как говорят нам сказания о подвигах св. Екатерины, св. Феодора Стратилата и многих других, они, стоя перед лицом смерти с выдернутыми ногтями, с переломленными костями, с обожженным телом, встречали смерть улыбаясь. Откуда эта сияющая улыбка радости? Все из того же источника. Страдая и умирая, они видели очами своей веры протянутую к ним руку Того, за Кого умирали, и в этой руке видели приготовленные для них венцы, согласно обещанию Господа: «Будь Мне верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

В IV и V веках в египетской пустыне подвизались отшельники. Тяжелыми, добровольно взятыми на себя подвигами они доводили себя до полного истощения и изнурения плоти. Казалось бы, такой подвиг должен был их сделать суровыми, сосредоточенными, строгими к другим, как они были строги к себе. Как раз наоборот. Сквозь пески этой египетской пустыни к ним тянулись вереницы людей не только для того, чтобы поклониться их подвигу, но и для того, чтобы от них получить себе утешение. И они, эти носители необыкновенных подвигов, умели насыщать сердца приходивших к ним радостью. И это потому, что сами они были полны этой радостью. Чем ближе человеческая душа к Богу, чем она теснее прилепляется к Богу, тем большей радостью она напоена.

Мы ведь имеем близкий для себя пример такого источника радости в лице преподобного Серафима Саровского чудотворца. Этот наш русский подвижник, подражая древним отцам, тысячу дней и тысячу ночей стоя на коленях на камне, молясь Богу, нес подвиг пустынножительства, молчания, затвора, поста. И когда уже на конце своего подвига он стал принимать к себе народ, то все увидели в нем старца, полного такой внутренней духовной радости, которая как из переполненной чаши истекала из него. Он встречал людей во все дни года пасхальным приветствием «Христос воскресе»; обращаясь к людям, называл их: «Радость моя!», и на лице его всегда была ласковая, сияющая улыбка. Разнообразными подвигами в своей жизни он достиг степени такого тесного общения с Богом, что душа его стала сосудом чистой святой радости.

Св. апостол Павел, зовя всех нас к Богу, научая спасать свою душу для вечной жизни, всем нам завещает: «Всегда радуйтесь» (I Фесс. 5, 16).

Такая внутренняя духовная радость христианского сердца является и показателем той степени духовной жизни, до какой достигает это сердце. Тот же св. апостол Павел в другом своем послании говорит, что плодом пребывания духа Божия в сердце человека, в числе других, является и радость (Гал. 5, 22). Если этой радости нет, то нет и духа Божия в сердце.

Спаситель сказал нам, что этой радости никто от нас отнять не может. Ни страдания, ни болезни, ни люди, ни мысль о смерти, ни сама смерть не лишает этой радости того, кто ее приобрел в своем сердце.

Только одно может от нас отнять ее — это грех. Когда грех входит в сердце человека и владеет этим сердцем, в нем уже не может быть Духа Божия, ибо «что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6, 14) — говорит св. апостол Павел. «Нет радости нечестивому» сказано в слове Божием.

Грех неосознанный и, значит, неоплаканный, не искупленный, особенно грех упорный и многолетний, разрушает связь души человека с Богом. Он отнимает от сердца благоговение, дух молитвы — все то, чем жило это сердце до своего рабства греху, и вместе с тем лишает его той радости о Боге, какую это сердце имело раньше.

Пусть каждый из нас не только своей мыслью, но всем своим существом сознает, что самый страшный враг наш — это грех. Пусть каждый из нас не жалеет трудов, иногда и очень упорных, для того, чтобы вырвать из сердца и плоды, и самые корни грехов и страстей.

В дни Великого поста мы, православные христиане, все говели, оплакивали свои грехи, проносили в них покаяние, очистили свое сердце, и потому наша радость о воскресшем Господе в эти пасхальные дни так чиста, глубока и неисчерпаема. Все мы своими сердцами сливаемся с той радостью, какой дышит, какой сияет в своих гимнах наша Церковь. Пусть каждый из нас бережет эту радость до конца своих дней! Пусть для каждого из нас она будет путеводной звездой на его жизненном пути и источником духовных и телесных сил, особенно тогда, когда Богу угодно посылать нам испытания.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus