ПОЕЗДКА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ В БОЛГАРИЮ

В нынешнем году исполняется 1000 лет со дня кончины Преподобного Иоанна Рыльского, великого святого, чтимого всей Болгарской Церковью и болгарским народом, мощи которого открыто почивают в Рыльском монастыре в Болгарии. Начало торжественного празднования этого события было приурочено ко времени посещения Болгарии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, который по приглашению Блаженнейшего Стефана, Митрополита Софийского, Экзарха Болгарского, и прибыл в Софию 20 мая с. г. в сопутствии с Митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием и другими духовными лицами.

Вылетев из Москвы в 12 ч. дня 20 мая, мы приземлились в Софии в 7 час. вечера. На аэродроме «Враждебно» Его Святейшество был встречен Блаженнейшим Экзархом Стефаном со всеми членами Святейшего Синода, епископами Болгарской Церкви и всем столичным духовенством, профессорами богословского факультета, ректором, преподавателями и учениками Софийской духовной семинарии. Здесь же были: члены Правительства во главе с министром иностранных дел и исповеданий г. Г. Кулишевым и откомандированный к особе Его Святейшества директор исповеданий, полномочный министр г. д-р К. Сарафов, представители Регентского Совета во главе с генералом Недялковым, представители Президиума Народного собрания, Секретариат Национального Комитета Отечественного фронта во главе с главным секретарем г-жой Цолой-Драгойчевой, столичный городской голова, представители Академии наук, советско-болгарского содружества, союза православных братств в Болгарии и других культурно-просветительных и благотворительных организаций. От Советского Посольства был секретарь Г. П. Шнюков.

Встреча была самая сердечная. После представления официальных лиц Святейший Патриарх со свитою направился в отведенную ему резиденцию, передав для опубликования следующее свое приветственное обращение:

«Я счастлив вступить на землю братской Болгарии. Она священна для вас, но и нам она родная, как хранящая в своих недрах драгоценный прах наших русских людей, положивших некогда жизнь свою за вашу свободу. Мы несем вам нашу братскую любовь и, что всего дороже и для вас и для нас — благословение Русской Церкви болгарскому народу. Уверен, что это наше посещение вашей прекрасной страны и общение с возлюбленным предстоятелем Болгарской Церкви, Блаженнейшим Экзархом Митрополитом Стефаном, с духовенством и верующим народом еще более укрепят узы дружбы, связующей наши народы. Сердечный привет братской Болгарии.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси».

21 мая, в первый день пребывания Святейшего Патриарха в Софии, в газете «Изгрев» (Восход) была помещена передовая статья «Высокий гость».

«Болгарский народ принимает высокого, почетного гостя Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси. Исполнение Болгарской Православной Церкви, ее клир и верующие, радуются светлой, пасхальной радостью, о которой говорится и в обетованиях Спасителя (Иоан. 15, 11). Это радость встречи двух Сестер — Церквей в совершенной любви о Христе, ныне пирующей свой пир. Сердце православного болгарина объято ею и пламенеет ею. И наш высокий гость, как и сопровождающие его лица во главе с Высокопреосвященным Ленинградским Митрополитом Григорием, вторично делающим нам честь своим посещением, несомненно почувствуют и поймут всю ее силу, всю ее глубину и чистоту, и искренность.

Но не только с любовью встречаем мы почетного Гостя. Острым лезвием прорезает Господь землю старого мира, увы, не давшую ожидавшихся Им всходов. И совершенно верно то, что в это время хотя и безмерно труден, но особенно благословен труд сеяния семян Христовых, семян Новой жизни в духе. Мы слышали немало о подвиге святительского служения Церкви и всему русскому народу нынешнего Московского Патриарха, через которого Сам Христос и сеял, и сеет слово Свое и дух Свой в мире, так глубоко пережившем всю трагическую проблему вольного приятия и неприятия веры. И мы знаем, что к этому новому миру, что к душе нового человека ныне с вечной истиной обращается Русская Православная Церковь из глубины единственного в христианском мире, огромнейшего благодатного опыта, полученного на пути, которым ведет ее нынешний ее Патриарх, столь твердо и уверенно продолжающий линию своего приснопамятного предшественника и друга. Поэтому не только с пылающими любовью сердцами, но еще и изумленные, и зачарованные красотой подвига, стяжавшего этот драгоценный опыт, стоим мы, встречая главу великой Русской Церкви.

В истории христианского мира начинается некий новый век. Конечно, он не имеет ничего общего ни с так называемым «новым христианством», ни с тем «социальным христианством», под знаком которого будто бы имеет намерение строиться современная западная цивилизация. Нет. Но новая эпоха бесспорно связана со всеобщим ныне стремлением к реальному осуществлению правды в отношениях между людьми, к осуществлению истинного духовного братства их, к действительному изменению мира, к реальному, а не символичному, просветлению и преображению его в Духе.

В жизни Русской Православной Церкви этот период совершился. Русская Православная Церковь — и мы говорим уверенно и смело — одна только она во всем христианском мире обладает всей полнотой драгоценного опыта этого перехода. Опыта страшного, ибо он неизбежно связан с обвалами, с катастрофами, с мукой рождения Новой Жизни из недр глубочайшей духовной и молитвенной собранности. Но Новая Жизнь родилась, но новый век для Русской Церкви настал. И с ним великое очищение и просветление, и преображение.

Вместе со всем русским народом и вместе с Русской Православной Церковью мы ликуем о совершающемся таинстве прихода новой жизни,

в которой и ищем, и чаем новых и истинных откровений. Ликуем о всем том светлом и добром, что совершается гением всего великого русского народа, прозорливой мудростью его Вождя и несравнимым исповедничеством всей Церкви, во главе со Святейшим Алексием, ныне встречаемым нами с таким душевным волнением и с таким глубоким уважением.

Добро пожаловать, почетный, высокий, дорогой наш Гость».

На другой день во вторник 21 мая, в 11 ч. утра в величественном храме-памятнике во имя св. благоверного князя Александра Невского был совершен торжественный молебен по случаю приезда Его Святейшества.

На молебне присутствовали: г.г. Регенты В. Ганев и Т. Павлов, министры во главе с Председателем К. Георгиевым, Президиум Народного Собрания, Национальный Комитет Отечественного фронта, Управление столичной общины, все духовенство и масса народа.

После молебна Блаженнейший Экзарх Митрополит Стефан, обратился к Святейшему Патриарху со следующею приветственною речью.

«Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Псал. 117,24).

Ваше Святейшество!

Знаменательный, многообещающий, незабвенный нынешний день! Это не день, а целый век, эпоха в нашей жизни. За тысячелетнюю историю наших народов это — второй случай, что Первоиерарх великой Российской Церкви посещает нашу землю, нашу Церковь, наш народ. В восьмидесятых годах XIV века ее посетил Московский и всея Руси Митрополит Киприан. С неописуемым восторгом, глубокою любовью и славой был он встречен в тогдашнем престольном граде Велико Тырново нашим именитым и приснопамятным Патриархом Евтимием. Ныне, зело возлюбленный Святейший Владыко, мы встречаем Вас, нашего давножданного, дорогого и многочтимого гостя.

В этот момент перед моим мысленным взором в лицах и картинах проносится многовековая история наших Церквей и народов.

В 864 году равноапостольный царь Борис просветил св. Крещением нашу землю. В лице его и его сына Симеона Господь дал Болгарской Церкви мощных и возвышенных покровителей, а в лице первоучителей словенских — Кирилла и Мефодия, их учеников Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангеллария и прочих бесчисленных учеников и продолжателей их дела — равноапостольных церковных деятелей. Благодаря тем и другим быстро вошла в силу, расцвела, прославилась Болгарская Церковь. Чрез основанную св. Климентом школу, которую называют первым славянским университетом, прошло несколько тысяч учеников, ставших потом пастырями и учителями, просветителями народа, проповедниками слова Божия на родном славянском языке. В X веке на Рыльских горах уже ярко горел великий светильник христианской православной веры и благочестия — Иоанн Рыльский; Болгария в этом веке в церковноучительном отношении уже не уступала ни Византии, ни Риму; все славянские народы прямо или косвенно были обязаны ей своим приобщением к Христовой вере и духовной культуре.

В конце X века князь Владимир и русский народ приняли христианскую веру. Болгария дала новопросвещенным и славянскую грамоту, и первых священников, учителей и разных книжных людей, и письменность, Кирилло-Мефодиевский славяно-болгарский перевод священных и церковно-богослужебных книг, славянскую книгу правил, разнообразную учительскую литературу. Некоторые из наших просвещенных людей, ушедши в Россию, достигали там высшего иерархического положения: «человек вельми книжный» Киприан занимал кафедры сначала Киевского, а потом Московского и всея Руси Митрополита, его племянник Григорий Цамблак был Киевским Митрополитом.

Таким образом, в то древнее время установилась тесная, неразрывная, благословенная связь между Вашею и нашею Церковью, между Вашим и нашим народом.

XIV век для Вашей Родины и Церкви был началом их будущей славы. В этом веке князь Димитрий Донской на Куликовом поле доказал, что сломима сила злых поработителей — татар. В том же веке Московскую и всея Руси Митрополичью кафедру занимали прославленные предшественники Вашего Святейшества, святители-патриоты Петр и Алексий, а в основанной им недалеко от Москвы обители подвизался величайший русский праведник и народолюбец, Преподобный Сергий Радонежский. Для нас же в XIV веке настала пора гнета, насилий, рабства. В 1393 г. пало наше царство, Церковь наша лишилась самостоятельности, великий наш Патриарх Евтимий, пред праведностью и мудростью которого преклонялся весь православный мир, закончил свою святую жизнь в изгнании, мученическою смертью. Окруженные врагами, не находившие вблизи друзей, предки наши тогда устремили свои взоры на Русь Святую, которая, как тогда, так и во все последующее время представлялась им некиим небесноземным градом, где неудержимо текут обильные токи Божией благодати, где процветает высокое благочестие и неистощимо проявляется любовь христианская, где Церковь служит столпом и утверждением истины для всего православного мира. В Россию они верили и уверенно ждали, что именно от России придет спасение Болгарской земли. И не была тщетной их вера, ни напрасной их надежда. «Мерою полной, утрясенною, нагнетенною и переполненною» отсыпала нам (Лк. 6, 38) Святая Русь за прежде сделанное ей добро. И духовная и материальная помощь разными путями и многообразными струями не переставала притекать к нам из русской земли: снабжались наши храмы и монастыри священными, богослужебными и учительными книгами, иконами, богослужебными облачениями и сосудами; бедствующему населению присылались деньги и разное добро; двери русских учебных заведений, в особенности духовных, всегда оставались открытыми для бесплатного воспитания и образования нашего юношества, — большинство наших архипастырей и богословов вышли из русских школ. А Русская Церковь чрез своих архипастырей, пастырей и верующих сынов не переставала подготовлять свой народ к освободительному подвигу, который и совершила в 1877—1878 гг. доблестная Русская Армия.

В 1872 г. новому испытанию подверглась наша Церковь — на нее была наложена схизма. Схизма затрудняла, тяготила, удручала нас. Российская Церковь и в этом случае пришла к нам на помощь. Именно Вы, Ваше Святейшество, своим сердечным, энергичным и мудрым участием, нашедшим живой отклик в христиански любвеобильном, благородном сердце Святейшего Вселенского Патриарха Вениамина и его Синода, помогли быстро, безболезненно и достойно разрешиться этому скорбному делу. Вечная память достойнейшему Вселенскому Патриарху Вениамину!

И до схизмы и во время схизмы наша Церковь оставалась неизменно верною Единой Вселенской Христовой Церкви и преданною Вашей Церкви и Вашему народу. В недавнюю пору ниспосланных Господом Вашей Церкви испытаний, невзгод и печалей злорадствовали зарубежные враги и лжебратия, предрекавшие близкий закат Русской славы, а мы скорбели Вашими печалями, молились и верили, что Ваши скорби сменятся радостями, что за Вашей Голгофой последует воскресение. Наша вера не обманула нас. Виденное нами в Москве, Ленинграде, Киеве напомнило нам первый век христианской эры, когда, по свидетельству писателя книги Деяний свв. Апостолов, «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32). Там, в Ваших храмах мы были потрясены силой веры и восторгом любви к Господу, пред которыми не могут не раскрываться небеса, чтобы благодать Божия сходила на молящихся, а чрез них и на весь мир. Там мы воочию убедились, что жив на Руси Бог, жива там Христова вера, что очищенная, обновленная, возвышенная в искушениях и страданиях Русская Церковь сможет выполнить великую, спасительную миссию, необходимую не только для славянства, но и для всего духовно одряхлевшего мира.

Чудо ли совершилось с Вашей Церковью? Не чудо совершилось, а в происшедшем еще раз проявилась слава Божия, осуществилась правда, открылась истина, что хранит Господь верных Своих (Псал. 30, 24), что всегда бодрствует вечный наш Пастыреначальник Христос Спаситель, никогда не выпускающий из рук Своих церковно-корабельного руля, что в свое время выдвигает Он нужных для Церкви, сильных умом, мощных духом, пламенных сердцем деятелей и не допускает, чтобы в буре погиб или о подводные скалы разбился церковный корабль. И ныне мы от избытка одушевляющих нас чувств приветствуем Вашу Церковь словами пасхальной песни: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия»!

Ваше Святейшество! В нынешний день радость наша безгранична. Ведь в Вашем лице мы встречаем не только Первоиерарха величайшей и самой близкой нам Церкви, но и избранного Господом святителя. Вы ведь в годину страшных испытаний явили высокий пример истинного архипастыря, делившего со своею паствой все труды, лишения и опасности, всегда готового положить душу свою за други своя. Будучи ближайшим сотрудником великого приснопамятного Патриарха Сергия, Вы совместно с ним и другими сподвижниками своим высоким пониманием церковного долга и самоотверженным служением растопили лед в отношениях Советской Власти к Вашей Церкви. Приняв патриарший жезл, Вы прониклись высокой идеей — достичь близкого единения всех Православных церквей, не формального только, выражающегося в согласно исповедании веры и официальных сношениях предстоятелей этих Церквей, но и реального, живого и действенного. И эту идею Вы тотчас же начали настойчиво проводить в жизнь. Ваши посещения Восточных Патриархов, как и поездки Ваших представителей, Ваше при бытие к нам подтверждает это.

Но мы в Вашем посещении нашей страны видим, кроме того, знак особой любви к нашей Церкви и к нашему народу, Ваше желание связать наши Церкви еще более тесными узами Христовой любви и братства для плодотворного сотрудничества во славу Божию, для счастья наших народов, на благо человечества.

Встречая Ваше Святейшество в этом величественном храме-памятнике беспримерного в истории подвига христолюбивого Русского народа, Русской любви к страждущему брату, Русского самопожертвования, я смело свидетельствую, что управляющим судьбами народов Господь неразрывными, вечными узами связал Русский и Болгарский народы.

Да будет же благословен Ваш к нам приход! Да благоденствует и преуспевает Ваша Святая Церковь! Да процветает Ваша великая Родина! Да крепнет братство наших народов!

На многая, многая лета, Святейший Владыко!

Его Святейшество благодарил Блаженнейшего Экзарха и поднес ему икону Божией Матери Иверской.

«Благодарю Вас, Владыко, — сказал Святейший Патриарх, — за Ваше теплое и сердечное приветствие. Вы так мудро и выразительно нарисовали картину отношений Русского и Болгарского народов от самого начала их возникновения до сегодняшнего дня. Русская Церковь никогда не нарушит их и не забудет, что ее первоучителями и наставниками в православной вере были славянские первоучители и просветители свв. братья Кирилл и Мефодий. Эти святые Божие угодники высокопочитаемы и в нашей Русской Церкви, которая постоянно поминает их в своих молитвах. Ваше приветствие, как приветствие церковное, не есть только выражение одного внешнего формального долга, но есть выражение подлинной христианской любви, выражение благословения Церкви. Как Ваша Болгарская Церковь благословляет нашу Церковь и свидетельствует о своей искренней любви к ней, так и наша Русская Православная Церковь объемлет весь болгарский народ своею любовью и благословляет Болгарскую Церковь, которой желает преуспеяния, мира и славы. Я сам полон радости, что коснулся священной болгарской земли, которая хранит в своих недрах драгоценный прах многих русских погибших сынов, положивших свою жизнь за свободу болгарского народа. Я радуюсь, что первое моление совершил в этом историческом храме, который является символом и знамением величия и славы Болгарской Православной Церкви. Приветствуя Вас, возлюбленный святый Владыко, и в Вашем лице всю Болгарскую Православную Церковь и болгарский народ, я прошу принять, как благословение от нас, эту св. икону Царицы Небесной, именуемую Иверской, — нашу великую святыню, которая да сохранит Ваш народ и Вашу Церковь от всякого зла, которая да умолит Сына Своего и Бога нашего, чтобы Он дал славу Болгарской Церкви и всему славянскому миру. Еще раз благодарю Вас, Владыко, за Ваше приветствие и желаю счастья Вашей стране и преуспеяния Болгарской Православной Церкви».

Затем Блаженнейший Экзарх представил Святейшему Патриарху официальных лиц, присутствовавших в соборе.

Из храма-памятника Его Святейшество прошел в старинный храм Св. Софии (IV века), где местное духовенство также приветствовало его.

После этого Святейший Патриарх с Митрополитом Григорием были приняты Регентским Советом (гг. Регенты — Ганев, Павлов и Бобашевский), а затем посетили посланника СССР С. П. Кирсанова.

В 2 часа дня состоялся официальный обед у Блаженнейшего Экзарха, где присутствовали, кроме всех архиереев, г.г. Регенты, Министр-председатель, Советская дипломатическая и военная миссия. За обедом Блаженнейший Экзарх и Святейший Патриарх обменялись сердечными тостами.

После обеда, в 5 час. дня, Его Святейшество посетил Кафедральный собор «св. Недели» (Кириакии) и исторический храм (в катакомбном положении) — «св. Параскевы». В это время Митрополит Григорий совершил всенощное бдение в русском храме во имя св. Николая.

22 мая, в среду, в день памяти Святителя Николая, Святейший Патриарх совершил литургию в русском храме во имя Св. Николая в сослужении с Митрополитом Григорием и Архиепископом Серафимом, управляющим русскими приходами в Болгарии. После Литургии, пред молебном архиепископ Серафим приветствовал Святейшего Патриарха речью с поднесением Св. иконы Божией Матери «Умиления». Он говорил:

«Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Святейший Владыко!

Приветствую Вас с прибытием к новой, присоединившейся к Вам пастве, проживающей в Болгарии. Двадцать пять лет мы были в разобщении с матерью нашей, Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины, с теми, которые признают Патриаршую Церковь в России.

С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение.

Так в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть неизменное стремление к Матери нашей Церкви, Церкви самой великой и славной среди всего православного мира, — к Церкви кристально чистой по вере православной.

В этом отношении мы всегда были с вами. Как вы тяжко страдали от модернистов, живоцерковников и обновленцев, так разделяли ваши душевные муки и мы, не одобряя и не допуская никаких новшеств в Церкви.

Как вы были против всяких ересей, так и нам всегда были противны всякие догматические отступления. Как для вас, так и для нас православная вера является самым высшим и драгоценным благом.

Из Журнала Московской Патриархии видно, что Богословский Институт в Москве получил возможность сделать преобразования своей учебной части в такой мере, что он будет давать своим питомцам в полном объеме то богословское образование, которое получалось прежде в наших духовных училищах, семинариях и академиях.

Причем, по инициативе Совета Института и по ходатайству Вашего Святейшества, Советское Правительство предоставило в распоряжение Богословского Института Успенскую церковь Ново-Девичьего монастыря, с прилегающими к ней обширными помещениями.

Из того же источника явствует, что с каждым годом в епархиях открываются все новые и новые богословско-пастырские курсы, а также более и более открывается в селах и городах православных храмов для совершения в них богослужений. Русская Церковь сильно расширилась в своем объеме за счет русских заграничных православных приходов, признавших юрисдикцию Вашего Святейшества. Даже Чешская Православная Церковь вошла в состав Московского Патриархата, признавши над собою его юрисдикцию.

Все эти явления одинаково отрадны как для вас, так и для нас. И дай Бог, чтобы Русская Церковь более и более благоденствовала, процветала и объединяла вокруг себя не только православных людей, но и инославных христиан через присоединение их к православию. Мы это говорим, имея в виду присоединение к нашей стране после недавней войны с Германией, Галиции и Закарпатской Украины и массовое стремление униатов в этих исконных русских землях к воссоединению с Русской Православною Церковью.

Есть и еще одно явление, одинаково отрадное как для наших братьев, живущих в родной земле, так и для нас, живущих за границей. Из тех же номеров «Журнала Московской Патриархии», а также от лиц, прибывающих сюда из Советского Союза, известно, каким почитанием и какой любовию окружает русский народ Ваше Святейшество.

Когда Вы служите, храмы переполняются народом. Они не вмещают всех желающих присутствовать за Вашим богослужением. Когда Вы благословляете, то у Вас нехватает сил и времени дать свое Патриаршее благословение всем его ищущим. Так стремится к Вам Ваша паства в России. Но и здесь Вы, Святейший Владыко, можете наблюдать, какое множество русских людей стремится видеть Вас, быть на Вашем богослужении и принять от Вас благословение.

В этом устремлении к Вам обнаруживается сознание русскими православными людьми того великого бремени, которое Провидением Божиим возложено на Ваши рамена, как на духовного вождя самой многочисленной Православной Церкви на земле.

Некогда св. Феодор Студит сказал, что «епископское служение является одним из самых трудных и тяжелых». Можно представить себе, каким трудным является служение Главы Церкви, включающей в себя множество епархий, каждая из коих представляет собою особую Церковь во главе со своим епископом. Поистине к Вам применимы слова апостола Павла, сказавшего: «У меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал. Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся» (2 Кор. II, 28-29).

Сознавая всю тяжесть Вашего патриаршего служения и, следовательно, всю необходимость особенной для Вас помощи Божией, я покорно прошу Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Святейший Владыко, принять от меня икону Пречистой Божией Матери «Умиление». Примите ее не только лично от меня, но и от лица всей моей паствы в знак нашей преданности и любви к Вам с тем, чтобы и Вы, Ваше Святейшество, восприняли нас в Ваше сердце, в Вашу любовь, не забывали нас в Ваших святых молитвах и не оставляли нас в своем отеческом попечении и покровительстве.

Пусть сия св. икона будет между Вами и нами связующим, священным символом, побуждающим нас стремиться к взаимному сердечному единению и к осуществлению в нашей церковной жизни божественных слов Христа: «и будет едино стадо и един Пастырь» (Иоан. 10, 16).

После Литургии у Блаженнейшего Экзарха был официальный обед с участием гг. министров, за которым, в ответ на тост Блаженнейшего Экзарха, Святейший Патриарх выразил Его Блаженству, Правительству и г. г. Министрам Болгарии пожелание успеха в их трудах для благоденствия и благополучия страны и народа.

В 5 1/2 ч. вечера Святейший Патриарх посетил храм св. Седмочисленников (свв. Кирилла и Мефодия и пяти их учеников), где был встречен местным духовенством. Протопресвитер Г. И. Шавельский приветствовал Его Святейшество следующей речью:

«Ваше Святейшество! Высокочтимый Святейший Владыко! Наш исторический храм сегодня переживает великий исторический момент. Его причт, настоятельство и паства имеют счастье встречать Вас, Первосвятителя не только Российской Церкви, но и всего православного славянского мира.

Недавно, только 42 года тому назад храм этот стал священным местом, где совершается бескровная Христова жертва, где ежедневно возносятся молитвы, прошения и благодарения Единому Истинному, в Троице Святой славимому Богу. Раньше, в течение более 300 лет он был кафедральною турецкою мечетью.

Не сложна его история. Заложен он был турками в 1528 г., в царствование турецкого султана Сулеймана Великолепного, пред его походом на Вену; выстроен знаменитым турецким архитектором того времени Коджою Синаном, по одним известиям, янычаром греком, по другим, янычаром болгарином из Родопского села Широка Лека, родного села Его Блаженства Экзарха Стефана. Существует предание, что он построен на месте, где стояла Сардикийская церковь, в которой заседал Собор 344 г., а потом, в нашем тысячелетии, помещался монастырь св. Иоанна Рыльского чудотворца. Выстроенный Синаном храм, превосходивший по красоте и величию все мечети Балканского полуострова, должен был, по замыслу и основателей и строителей его, вечно свидетельствовать о могуществе и турецкой державы и Ислама. Но Господь судил иначе: в 1903 г. составлявшая гордость мусульман мечеть превратилась в православный храм, посвященный памяти свв. Седмочисленников славянских первоучителей Кирилла и Мефодия и их учеников: Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангеллария. Если знаменитая Константинопольская София продолжает служить тяжким укором для всего христианского мира, в течение пяти веков не смогшего или не пожелавшего вернуть этой величайшей общехристианской святыне ее первоначальное назначение, то этот храм может служить символом победы креста над полумесяцем.

Ваше Святейшество! Осчастливленные Вашим посещением, причт и настоятельство храма поручили мне уверить Вас, что в этом храме не оскудевает память и ежедневно возносятся молитвы о великой, самоотверженной Св. Руси, освободительнице болгарского народа, мощной защитнице свободы и прав прочих славянских народов; что Вы, Ваше Святейшество, подвигами своей жизни стяжали себе в Болгарии славу истинного архипастыря. В наше бурное время человечество стоит на распутьи между старым и новым миром. Одни безнадежно оглядываются назад, другие безудержно рвутся вперед. Вы же избрали золотую средину, оставшись верным вечному, завещанному нам Христом Спасителем идеалу, сущность которого: любовь к Богу и любовь к человеку, служение Богу и служение людям, через служение Богу служение людям и чрез служение людям — служение Богу.

В патриотической ревности Вы пошли по стопам своего соименника св. Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, и его друга — Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца; в доблести и самоотвержении Вы уподобились великим святителям — Митрополиту Ионе и Патриарху Гермогену.

Ваше сегодняшнее посещение золотыми буквами будет записано в летописях этого храма. Дабы оно оставалось и для Вас памятным, причт и настоятельство просят Ваше Святейшество принять сей ковчежец. Не сияет он ни золотом, ни драгоценными камнями. И тем и другим бесконечно богата Русская земля и ими наш храм не удивил бы Вас. Для мудрых века сего это подношение может показаться малоценным и малозначущим, а для кого золотом является Господь Вседержитель (Иов. 22, 25), для тех оно будет вожделеннее земного золота и серебра (Псал. 18, 11). В этом ковчежце частица мощей одного из св. Седмочисленников — Климента, святителя Охридского, вывезенная в 1916 году из Охрида б. Охридским Митрополитом Борисом.

Вашему Святейшеству подносится эта православно-славянская святыня, дабы она духовно связывала Вас и Вашу благочестивую паству с нашим храмом и глубоко чтущей Вас болгарской землей и вдохновляло Вас на молитвы о них.

Примите, Святейший Владыко, сей дар веры и любви и в своих святых молитвах вспоминайте храм сей; с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь и многострадальный Болгарский народ.

Святой же Климент, Святитель Охридский, своим предательством пред престолом Всевышнего да окрыляет и укрепляет Вас в священных подвигах Ваших!

Теперь Святейший глубокопочитаемый, дорогой Владыко, разрешите мне от себя лично сказать несколько слов, выразить свою беспредельную радость, что Господь сподобил меня на склоне моих лет, на 52-м году моего священнослужения собственными глазами увидеть Вас, Главу родной Церкви, трудами и подвигами Вашими, Вашего великого предшественника, моего незабвенного учителя и, решаюсь сказать, друга, Патриарха Сергия, и многих других обновленной, возвышенной и на путь широкого Христова делания выведенной.

Теперь я, подобно праведному старцу Симеону, могу воскликнуть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... с миром, яко видеста очи мои спасение Твое».

Благоденствуйте, Владыка Святой, преуспевайте, украшайте родную Церковь на многая, многая лета!»

Посещением монастыря «св. Краля» закончился этот день.

23 мая, в четверг, в 11 ч. утра Его Святейшество посетил старинный Боянский монастырь, где осматривал художественно исполненные фрески XIII века в храме Св. Николая.

В 1 ч. дня у Блаженнейшего Экзарха снова был официальный завтрак с участием г. Г. М. Димитрова и Секретариата Национального Комитета Отечественного фронта. В своей речи Блаженнейший Экзарх приветствовал Святейшего Патриарха, как объединителя не только славянских, но и вообще православных церквей. Его Святейшество в ответной речи Экзарху высказал пожелание представителям Национального Комитета Отечественного фронта успеха в работе на благо и счастье болгарского народа. Г. М. Димитров в своем тосте за Святейшего Патриарха указал на него, как на пример, которому необходимо следовать представителям Болгарской Церкви: итти с народом и таким образом содействовать государственной власти поднимать народ и страну к дальнейшему росту и преуспеянию.

24 мая, пятница. Большой национальный праздник в память свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Торжественный молебен в Александро-Невском соборе, в присутствии Правительства и массы народа, совершил Святейший Патриарх. Затем состоялась многочисленная величественная манифестация учащихся всех школ — высших, средних и низших и воинского парада, который принимало Правительство. На параде присутствовали: Его Святейшество со спутниками, Его Блаженство, гг. Регенты, Министры, весь дипломатический корпус, Национальный Комитет и много почетных гостей.

После парада Его Святейшество с Митрополитом Григорием посетили Заместителя Председателя Союзной Контрольной Комиссии генерал-лейтенанта А. И. Черепанова.

В 1 ч. дня состоялся обед в старинном Драгелевском монастыре, на даче Блаженнейшего Экзарха, где присутствовали все Митрополиты и высшее духовенство.

25 мая, суббота. В 9 ч. утра выезд в Рыльский монастырь, находящийся в 120 км. от Софии в Рыльских горах. По пути были торжественные встречи Святейшего Патриарха в городах: Дупница, Кочериново и Рила.

У ворот Рыльского монастыря встречала вся братия во главе с Игуменом архимандритом Каллистратом, который приветствовал Патриарха речью.

После краткого молебна в монастырском величественном храме и поклонения святым мощам Преподобного Иоанна Рыльского все гости прошли в игуменские покои, где состоялось официальное собрание в присутствии Святейшего Патриарха, Блаженнейшего Экзарха, г. Регента — В. Ганева и старшей братии. Здесь открыл собрание о. Игумен своей речью, затем говорил Экзарх и Святейший Патриарх.

Вечером в 6 ч. было совершено всенощное бдение при пении хора Александро-Невского собора. Литию совершил Митрополит Григорий, на величание выходило 15 архиереев во главе со Святейшим Патриархом.

26 мая, в воскресенье, в 8 ч. утра большой монастырский колокол возвестил начало торжественной Литургии, которую служили 15 архиереев во главе со Святейшим Патриархом. На церковной службе присутствовал Регент г. В. Ганев и официальные лица: посол СССР С. П. Кирсанов с супругой, председатель русского Красного Креста и Полумесяца г. Колесников, министр-председатель К. Георгиев, министры: А. Обов, Д. Вельчев, С. Тончев, Д. Казасов, Т. Костов, А. Югов, Г. Кулишев, гл. секретарь Национального Комитета Отечественного фронта Ц. Драгойчева, Г. М. Димитров, ген.-лейт. А. И. Черепанов, ген.-майор А. И. Сучков и несколько тысяч православного верующего народа. После литургии Экзарх произнес слово о значении обители преп. Иоанна Рыльского в истории и жизни Болгарского народа, а Святейший Патриарх объявил открытие начала торжеств по случаю 1000 лет кончины Преподобного и в своем слове отметил, что единомысленное и единодушное чествование годовщины со дня смерти великого подвижника и пустынножителя преп. Иоанна Рыльского, проявленное всем болгарским народом, несомненно, привлечет действенную и спасительную благодать Божию на болгарскую страну и болгарский народ к их дальнейшему преуспеянию.

После поклонения св. мощам все официальные гости, прибывшие из Софии, отправились в корпус большой монастырской библиотеки, где был сервирован обед на 120 персон. За обедом были произнесены речи о значении этого праздника Его Святейшеством Патриархом Алексием, Блаженнейшим Экзархом Митрополитом Стефаном, Министром-председателем К. Георгиевым, г. Г. М. Димитровым, ген.-лейт. А. И. Черепановым, Митрополитом Григорием, Министром Д. Казасовым и Игуменом архимандритом Каллистратом.

После обеда гости осматривали библиотеку и музей.

Вечером было совершено всенощное бдение.

27 мая, в понедельник, с утра была совершена Божественная Литургия Митрополитом Григорием в сослужении Митрополита Климента и епископа Парфения.

После завтрака и осмотра монастырской библиотеки и музея Его Святейшество и все архиереи простились с насельниками Св. обители и после краткого напутственного молебна пред ракою св. мощей отбыли из монастыря в г. Софию.

На пути Святейший Патриарх посетил исторический город Самоков, где была устроена ему сердечная встреча.

Вечером в этот день в 8 1/2 ч. был официальный прием у Министра иностранных дел и исповеданий г. Г. Кулишева, на котором присутствовали оба Регента, Министр-Председатель и все официальные лица. Министр иностранных дел в кратком слове указал на значение посещения Святейшим Патриархом Алексием Болгарии и Рыльского монастыря в дни юбилейных торжеств; на это приветствие Его Святейшество ответил тостом за Правительство Болгарии. В конце обеда г. Регентом

Т. Павловым были вручены от Правительства ордена: Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию — орден Св. Александра Невского I степени; Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию — орден «За гражданские заслуги» II степени; архимандриту Патриархии Иоанну — орден Св. Александра III степени, архидиакону Г. Антоненко — св. Александра IV степени, секретарю Патриарха Г. Самуилову — орден «За гражданские заслуги» V степени и иподиакону С. Колчицкому — орден «За гражданские заслуги» V степени.

28 мая, в понедельник в 8 1/2 ч. утра, Его Святейшество со свитой, в сопровождении Блаженнейшего Экзарха и Регента В. Ганева особым поездом проехали в г. Пловдив, где в Кафедральном соборе были встречены местным духовенством и массою народа. Пловдивский Митрополит Кирилл приветствовал Его Святейшество речью как первоиерарха избранной и благоукрашенной сестры о Господе — св. Русской Православной Церкви.

После краткого молебна и посещения Митрополита Кирилла, в детском приюте был устроен обед, после которого гости посетили памятник русским воинам, павшим при освобождении Филиппополя (г. Пловдив), и отбыли через Асеновград в Бачковский монастырь, где помещается Пловдивская духовная семинария.

Здесь Святейший Патриарх был встречен игуменом Пименом с братией в старинном храме Бачковского монастыря. Краткий молебен; пел мощный хор воспитанников духовной семинарии, один из которых приветствовал Святейшего Патриарха горячей речью. После обеда, данного о. игуменом, Святейший Патриарх и все приехавшие с ним лица возвратились поздно вечером в г. Софию.

29 мая, среда. В 11 ч. происходило совещание у Блаженнейшего Экзарха со Святейшим Патриархом по церковным вопросам, касающимся Болгарской Церкви.

Вечером Его Святейшество и Митрополит Григорий посетили Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина на его даче в г. Княжево.

30 мая, четверг, праздник Вознесения Господня. Божественную Литургию в Александро-Невском соборе г. Софии совершил Святейший Патриарх в сослужении с 15 архиереями. За литургией была совершена хиротония протосингела Варненской митрополии архимандрита Тихона во епископа Смолянской епархии. Слово за Литургией произнес Митрополит Григорий. По окончании Литургии новопоставленному епископу Его Святейшество вручил жезл с соответствующей речью о руководственном значении священнодействий при хиротонии в жизни и архипастырской деятельности епископа, на что новопоставленный епископ ответил благодарственным словом с заверением нести свое служение со всею ревностью о Господе.

После Литургии у Блаженнейшего Экзарха было заседание всех Митрополитов со Святейшим Патриархом по церковным вопросам.

Вечером, в 8 ч. 20 м. специальным поездом Его Святейшество со свитой и Блаженнейшим Экзархом выехал на Габрово для посещения Шипки и Плевны, в сопровождении министра Д. Казасова и некоторых Митрополитов.

31 мая, в пятницу, в 7 ч. утра наш поезд прибыл в г. Габрово. Здесь встретили Святейшего Патриарха духовенство, монахини Благовещенского монастыря и городской голова, приветствовавший Его Святейшество речью. Здесь к нам присоединился и прибывший из Сербии епископ Новосадский Ириней. Отсюда на машинах мы поднялись на Шипку на самый верх перевала «Св. Николая», к памятнику, где Святейший Патриарх отслужил заупокойную литию по русским воинам, павшим здесь за свободу Болгарии в августе (9—11) 1877 г.

В 11 ч. утра мы поездом отбыли через г. Дряново, Велико-Тырново в г. Плевну, где в 3 1/2 ч. состоялась торжественная встреча, с почетным караулом и массой народа во главе с духовенством и военными властями.

Здесь Его Святейшество посетил мавзолей, где был встречен Митрополитом Паисием, который приветствовал Его Святейшество речью, в которой указал, что в г. Плевне, где десятки тысяч русских богатырей сложили свои кости за свободу Болгарского народа, особенно сильно чувствуется благодарность, признательность, любовь, верность и преданность великой освободительнице — России. Здесь был решительный и победоносный исход битвы за освобождение Болгарии. Это наш общий Союз, наша общая Голгофа, но и наш общий Фавор и Елеон...

После краткого молебна Святейший сошел в усыпальницу, где хранятся останки (черепа и кости) погибших русских воинов, и совершил панихиду по ним. Затем осмотрели Скобелевский парк и памятник; «долину смерти», где происходил бой, посетили музей царя-освободителя — небольшой домик, где царь принимал плененного Османа-пашу, защищавшего Плевну.

В 6 ч. вечера был торжественный обед в Областной Палате г. Плевны, на котором присутствовало до 100 официальных лиц. С приветственной речью выступали: Румынский министр г. Константинеску-Яш, ген.-лейт. Греков, Министр Д. Казасов и другие. Его Святейшество в ответной речи благодарил за теплые приветствия и добрые чувства к нему и к русскому народу.

В 9 ч. поезд увез нас обратно в Софию, куда прибыли уже в 2 1/2 ч. ночи.

На другой день, 1 июня в субботу, в 1 час. дня устроил прием в честь Его Святейшества Национальный Комитет Отечественного фронта. Председатель Комитета по устройству чествования 1000-летней годовщины Преп. Иоанна Рыльского г. Харизанов приветствовал Его Святейшество от имени Национального Комитета, указал на огромное моральное значение для жизни Болгарской Церкви этого посещения и пожелал дальнейшего укрепления взаимной дружбы двух братских Церквей — Русской и Болгарской. Святейший Патриарх в ответной речи благодарил за добрые чувства, которыми встретила его гостеприимная братская Болгария, и от души пожелал Болгарскому Правительству полного успеха в осуществлении всех его начинаний, имеющих в виду счастье и благосостояние болгарского народа, а Православной Болгарской церкви в лице ее деятелей — полного содействия всем этим добрым начинаниям.

2 июня, в воскресенье, в 11 ч. утра у Блаженнейшего Экзарха собрались все Митрополиты и архиереи. Здесь Экзарх Митрополит Стефан благодарил Его Святейшество за посещение Болгарской Церкви, которое еще более укрепило связи ее с Русской Православной Церковью и дает ей уверенность в дальнейшей работе и надежду на помощь в ее нуждах. Затем было поднесено много подарков Его Святейшеству и его свите от Блаженнейшего Экзарха и Митрополитов. Были присланы Его Святейшеству на память подарки и от Правительства, от Национального Комитета Отечественного фронта, от духовенства и церквей, также и от частных лиц в благодарность за посещение.

По случаю торжеств в Рыльском монастыре Святейшим Патриархом и Блаженнейшим Экзархом были посланы телеграммы Святейшему Вселенскому Патриарху Максиму и Председателю Сербского Синода Митрополиту Скоплянскому Иосифу. От Патриарха Вселенского была получена ответная телеграмма на имя Святейшего Московского Патриарха:

«С большою любовью мы получили Вашу братскую приветственную телеграмму. Добрые чувства и горячие молитвы за нас пред священными мощами святого Иоанна Рыльского чудотворца глубоко тронули нас. Шлем с сердечным благодарением братский привет, желая Вам здоровья и укрепления от Бога в исполнении высоких обязанностей Ваших. Вселенский Патриарх Максимос».

Митрополит Иосиф отвечал Его Святейшеству:

«В день святых Кирилла и Мефодия сердечно и с теплой братской любовью поздравляю Вашу Святость. Исполла эти деспота. За председателя Священного архиепископского Синода Сербской Православной Церкви, Митрополит Скоплянский Иосиф».

3 июня, во вторник, в 8 3/4 ч. утра мы вылетели из Софии в Москву, а аэродроме Святейшего Патриарха провожали: Блаженнейший Экзарх Митрополит Стефан, все Митрополиты, духовенство, представители от Министерства Иностранных дел, от Советского Посольства и от Союзной Контрольной Комиссии.

Его Святейшество передал для опубликования в прессе следующее свое обращение:

«Покидая братскую Болгарию, я выражаю самую сердечную благодарность представителям Болгарской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Экзархом Митрополитом Стефаном, народу и Правительству страны, где мы встретили самый радушный прием и трогательное выражение братских чувств, и призываю Божие благословение на родную нам Болгарскую Православную Церковь и на весь верующий болгарский народ, с горячими пожеланиями ему дальнейшего мирного развития и процветания — во славу Божию, на пользу славянства и на благо человечества». Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

В тот же день 3 июня, в 3 ч. дня мы уже были в Москве.

МИТРОПОЛИТ ГРИГОРИЙ

Система Orphus