ПОСЛАНИЕ К ПАСТВЕ
Преосвященный Варфоломей, Архиепископ Новосибирский и Барнаульский, обратился со следующим посланием к своей пастве:
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, СМИРЕННЫЙ ВАРФОЛОМЕЙ, АРХИЕПИСКОП НОВОСИБИРСКИЙ И БАРНАУЛЬСКИЙ, ВОЗЛЮБЛЕННЫМ О ХРИСТЕ ЧАДАМ МОИМ ДУХОВНЫМ, ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ СИБИРИ
Милость вам и мир и любы да умножатся (Иуд. 1. 2).
В нашей Русской Церкви совершилось великое событие, 31 января — 4 февраля текущего года состоялся в Москве наш Поместный Собор, подобного которому не было в нашей Церкви за все время Ее существования. Все поместные православные Церкви имели здесь своих представителей. Единодушно приняты были обращения к нашему Правительству, христианам всего мира и к верующим Русской Церкви, единодушно принято новое положение об управлении Русской Православной Церкви, единодушно совершилось избрание Святейшего отца нашего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси.
Радостно было настроение всех членов Собора; воистину хотелось восклицать с псалмопевцем: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь (пс. 117, 14 ст.). Радуюсь и я, грешный, Божиею милостию ваш Архипастырь; и Вас, всех, добрых моих сотрудников, и всех духовных детей моих призываю к той же радости. Исполните мою радость, говорю я вам словами св. Апостола, да тожде мудрствуйте туже любовь имуще, единодушии, единомудренни (Фил. II, 2). Радуйтеся всегда о Господе и паки реку, радуйтеся (Фил. IV, 4).
Но радость наша будет полною и многоплодною только тогда, когда мы все, т. е. и я, грешный, и вы, сопастыри и все чада духовные, будем твердо и неуклонно итти тем путем, который указан нам нашим Поместным Собором.
I. Нашим Поместным Собором единодушно принято Положение об управлении нашей Русской Церкви. Чисто церковный характер положения проникает все части этого Положения; миряне, ведающие, по общему избранию, церковным хозяйством, находятся теперь под руководством настоятеля храма; настоятель церкви, по этому Положению, является главным ответственным лицом за состояние церковного хозяйства в качестве председателя исполнительного органа; проверяют действия настоятеля Благочинный и Епархиальный Архиерей. Этим новым Положением наш Поместный Собор оказал духовенству особое доверие, и от нас самих зависит оказаться оправдывающими это чрезвычайное доверие. Зорко должны следить мы, чтобы народные деньги, поступающие в церковь, шли по доброму назначению. Многие неправильности в расходовании церковных сумм еще недавно имели место в иных церквах. Очевидно, поставивши настоятелей церквей ответственными за направление церковных народных денег, Собор выразил надежду, что эти ненормальности отойдут в область преданий; отсюда настоятель храма должен все свое доброе влияние на исполнительный орган вести к тому, чтобы после непосредственных храмовых нужд церковные суммы шли на патриаршие епархиальные нужды, на дело воспитания в школах будущих пастырей; чтобы правильно и щедро делать отчисления на государственные нужды, которых за минувшие страшные войны накопилось множество, на нужды вдов и сирот, оставшихся после смерти храбрых самоотверженных защитников нашей Родины. Но, Господи избави, если какой-либо настоятель, стоя близко к церковным суммам, соблазнится возможностью и самому иметь часть церковных поступлений. Не этого хотел от духовенства наш Поместный Собор, и горе нам, если оказанного нам доверия мы не оправдаем.
II. По этому новому положению об Управлении Русской Церкви членами Поместного Собора произведены и выборы нового Патриарха.
а) Святейший Патриарх, по своему положению является первым хранителем Святой Православной веры в нашей Церкви. Этим не отстраняется, однако, народ весь от этой великой обязанности. Православный народ в массе своей, по нашему православному пониманию, является блюстителем веры. Поможем же мы все нашему Святейшему Отцу быть непоколебимым в исповедании веры Христовой. Сами будем крепкими исповедниками веры Христовой, и я, первый, и вы, мои ближайшие сотрудники, будем воспитывать наших духовных детей в преданности этой вере; будем внедрять в сердца их сознание того, что наша православная вера всю вселенную утвердила, что сомнение или отрицание какой-либо иоты нашей веры, как она проповедана святыми Апостолами
и изложена святыми отцами в символе нашей веры, есть отступничество от Христа.
В исповедании нашей Христовой веры мы всегда должны итти впереди нашей паствы; и когда мы сами будем твердо и непоколебимо хранить догматы Святой Церкви нашей, то и наши пасомые будут таковыми же, и вера Святая будет сиять на нашей земле.
Горе, когда сами пастыри не твердо верят тому, чему они учат и чему учить обязаны, и себя губят таковые, и своей пастве яд сомнений вливают. Внимай себе и учению, — учит нас Св. Ап. Павел, — и пребывай в них: сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе (I Т. IV, 16). И вы все, верующие, внимайте наставлениям ваших духовных отцов, — и все мы тогда будем добрыми пособниками нашему Святейшему Отцу в его первой и святой обязанности.
б) Святейший Патриарх наш является и первым молитвенником за всех нас в нашем отечестве. Будем и мы, священники, усердными молитвенниками за свою паству и хранителями чистоты нравов среди своих пасомых, дабы итти нам по стопам нашего Святейшего Отца.
Послание нашего Поместного Собора указывает всем нам на главные пороки и недостатки в жизни всех нас. На призыв к исправлению жизни всем сердцем откликнемся все мы, с этими недостатками нашими и нашей паствы будем по мере сил бороться, уничтожать их, молиться Господу, чтобы Он Своей всемогущей благодатью помог нам итти шаг за шагом к духовному совершенству и исполнению заповедей любви к Богу, к ближним нашим. В этом и наша посильная помощь Святейшему Отцу в его великом ответственном пред Богом высоком служении. Своими добродетелями возвеселим сердце отца нашего, ибо для него, как и для Апостолов, нет большей радости, как видеть и слышать чад своих в добре и истине ходящих (Фил. II, 1—2, 27, 1 Сол. II, 19—20, III, 6—8, 2 Сол. I, 3—4 и пр.).
Конечно, мы, пастыри, должны в этом подвиге духовного усовершенствования итти вперед и за собой вести нашу паству. Но какими способами мы можем успешно работать, чтобы и себя спасти и ко спасению вести своих чад духовных?
У нас никаких внешних средств, которые бы содействовали нам в нашем пастырском служении, нет. Да они нам и не нужны. Во плоти бо ходяще, пишет Св. Ап. Павел, не по плоти воинствуем. Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе и пленяюще вся к разум в послушание Христово (2 К. X, 3—5). Но в нашем распоряжении неотъемлемое от нас свободное пастырское слово, завещанное нам нашим Спасителем и Апостолами такими властными речениями: Шедше убо научите вся языки (Мф. XXVIII, 19). Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари (Мр. XVI, 15). Пасите еже в вас стадо Божие (I П. V, 2). Горе мне есть, аще не благовествую (I К. IX, 16). Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением (2 Т. IV, 2), необинухся сказати вам всю волю Божию (Д. А. XX, 27) и подобные речения, известные всем нам. Жатва, как и всегда, многа (Мф., IX, 37). Всяким случаем пользоваться должно, чтобы назидать свою паству, и службы общие в церквах и молебны, и погребение, и браки, — все они требуют доброго пастырского слова. Не будем унывать, когда не видим успеха. По притче Господа о сеятеле три четверти наших слов попадают на непригодную почву, но четвертая часть даже сторицею плоды приносит. Пастырское слово действует незримо; растит его Сам Бог(I К. III, 6), не будем унывать, но и не будем лениться, сами можем увидеть добрые красные плоды нашего сеяния: труждающемуся деятелю прежде подобает от плода вкусити Т., II, 6). А теперь, в послевоенное время, сколько настоятельных поводов к живому слову, сколько благодарности к Господу, воодушевлявшему наших героев-воинов с беззаветною храбростью итти на коварного врага, сколько из них и жизнь свою положивших за благо Родины, сколько калек, вдов, сирот, — обо всем этом надо говорить, чтобы наши пасомые разогревали в себе святое чувство любви к Родине, благодарили Бога за дарованную победу над фашистами. А вы, верующие, слушайте слова ваших пастырей — не свое ученье мы возвещаем вам, а словом Божиим освещаем все явления современной жизни. Да благословит же Господь всех нас, пастырей, быть добрами «служителям и слова» (Д. А. VI, 4), а вас добрыми слушателями и исполнителями наших назиданий. Но вы, верующие, не все возлагайте на своих пастырей, будьте их сотрудниками, учитесь и других учите.
Но кроме учения словом, кроме «священнодействия благовествованием» (Р. XV, 16), кроме слушания пастырских назиданий, от нас всех, и пастырей и пасомых, требуется чистая, святая, непорочная жизнь, и во-первых таковая жизнь требуется от нас, пастырей церкви. Мы должны всегда опасаться, как бы недолжною жизнью не разрушить того, что красно говорим в своих проповедях. Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (I Т. IV, 12), — так заповедует нам Дух Святый устами великого Павла. Священник, — пишет Св. Василий Великий, — обязан служить для других как бы правилом и образцом, и если пренебрежет хотя малым чем из написанного, то подлежит тяжкому суду, что как сказано: Кровь согрешающего от руки его взыщется. (Иезек. III, 18). «О, какая требуется от пастыря чистота жизни, — восклицает Златоуст; — как она сильна для того, чтобы ввести нас в Царство Небесное. Без нее человек погибает, хотя бы он мог являть бесчисленные знамения и чудеса! Ничто не бывает так приятно Богу, как добродетельная жизнь». «Говорить ведь не трудно, — говорит он же, — но действовать, когда нужно, весьма трудно. Человеческая природа больше может быть исправляема примером». У него же и такие слова: «От священников надо особенно требовать беспорочной жизни». «Если ты служитель Божий, — поучает нас Святитель Дмитрий Ростовский, — если ты пастырь словесных овец, то будь по жизни своей непорочен, как Ангел Божий; возвещая слово Божие, не делай дел демонских; служа в храме Божием, не ходи вне храма с бесами... Ты не можешь упасти вверенного тебе стада и наставить его на путь спасения, если сам не будешь итти первым по пути ко спасению». «О, возлюбленный пастырь! — восклицает другой учитель наш, Святитель Тихон Задонский, — свет еси миру, свети убо не только словом, но и житием твоим. Соль еси земли, берегись обуять, да не и прочии, смотря на себя, обуяют... Вступил ты, возлюбленный, в звание и должность Апостольскую, подражай убо учением и житием Апостолам, да и с ними участие на вечери оной будешь иметь и многих за собой повлечешь». Много подобных речений рассеяно в творениях наших Святых Отцов и учителей Церковных. Как учение Христа и Апостолов, так и наставления отцов влекут всех нас к тому, чтобы все мы, и пастыри и пасомые, о доброй своей жизни заботились, во-первых; время наше таково, что оно от всех нас — и мирян и духовенства — настоятельно требует образцовой жизни. Мы все видим, что правила церковной жизни грубо нарушаются: много детей некрещеных, посты забыты, доброго говения нет, брак церковный в пренебрежении. И вот теперь-то нам, пастырям Церкви, как преемникам Апостольского служения, во-первых, и всем верующим, во-вторых, — надо вспомнить и приложить к себе в назидание слова Св. Апостола Павла: «Да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна, посреде рода строптива и развращенна, в них же является якоже светила в мире, слово животно придержаще (Фил. II, 15—16).
Святые Апостолы вышли на всемирную проповедь тогда, когда древний мир погибал в страшных пороках. Вси уклонишася, — говорит про древний мир Св. Апостол Павел словами псалмопевца, — вкупе непотребни быша (Р. III, 12). Вышли Апостолы только вооруженные словом Божиим и благодатию Всесвятого Духа, и они своим проникновенным словом и своей жизнью внесли человечеству святую, целебную струю Евангельского мировоззрения, переродили людей, языческий и еврейский эгоизм был побежден христианскою любовью. И мы, пастыри, должны думать, что мы так же в руках Божиих и слово благодати Божией (Д. А. XX, 32) у нас в руках, — и наша святая задача возрождать, перерождать нашу духовную паству своим пастырским словом, — своею жизнью показывать добрый пример чистой, непорочной жизни, чтобы у нас дело со словом не расходилось, чтобы наши пасомые не сказали нам: «врачу, исцелися сам». Если мы, проповедуя любовь Христову, будем погрязать в эгоизме, в стремлении к наживе, явно обнаруживая свое корыстолюбие — это значит одною рукою разорить то, что создали другой. Если мы, проповедуя воздержание, сами будем обильно питаться и пить лишнее, да посты нарушать, не окажется ли наша проповедь словом «бьющим воздух». «Умерщвляю тело мое, — пишет Св. Апостол, — и порабощаю до некако, иным проповедуя, сам неключимь буду» (I К. IX, 26—27).
Если мы, совершая требы, будем думать о том, сколько нам дадут, то не будет ли наша работа работой «для гнусной корысти» (I П. V., 2); какая же это молитва, когда душа занята «пенязями»! Может ли быть успех нашей проповеди, когда мы ходим часто в модных костюмах и пальто, забывая исконную нашу одежду, подстригаем волосы, очищаем от волос наши щеки, подстригаем бороду к соблазну наших детей духовных! Можем ли мы удерживать от щегольства верующих, когда сами щеголяем и собой занимаемся как женщина, желающая прельщать неопытных! В зиме и наготе (2 К. XI. 27) был наш учитель и великий в Апостолах. Благотворения и общения не забывайте, учит тот же Апостол, таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. XIII. 16). В благотворительности и мирном сожитии со всеми пастырь Церкви и должен занимать первое место. Как грустно, когда верующие про своего пастыря говорят: «Он скупой, к нему не ходите, все равно не даст». А еще тяжелее, когда мы, проповедники Христова мира, являемся сами виновниками раздоров и в своей среде и среди своих пасомых.
Велико наше пастырское служение, ответственна наша работа пред Богом и людьми. Но пойдем и будем работать, как велит нам работать Святая Церковь, как хочет видеть наш Святейший Патриарх и наш Поместный Собор. Пусть будет далеко от нас чувство «жаления себя», т. е. как бы не устать, как бы не заболеть от чрезмерной работы, преждевременно не состариться. Наши аскеты это «жаление себя» называют самолюбием, или страстным и безрассудным люблением тела (Пр. Максим Исп. и другие). О теле меньше будем думать, — «наше житие на небесах есть» (Фил. III, 20); Испытаниями всякими будем утешаться. Когда Христос явится, живот ваш, утешает нас Св. Ап. Павел, тогда и вы с Ним явитеся во славе (Кол. III, 4). Будем жить, как Христос учит, — и верующие пойдут за нами.
И вы, верующие, старайтесь подражать нашей доброй жизни. Не осуждайте нас, если видите наши недостатки, а молитесь за нас, немощных. Что видите хорошее в нас, в том пример берите, а что плохое увидите, не будьте строгими, но извиняйте нас; у нас как у всех, один есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити (Иак. IV, 12), — и к нам, священникам, суд Божий будет более строгий: Всякому, говорит Господь, ему же дано будет много, много взыщется от него: и ему же предаша множайше, множайше просят от него (Лк. XII, 48).
Вот, мои дети духовные, изложил я вам краткие мысли, те, которые являлись у меня во время соборных совещаний и после них. Поместный Собор зовет нас всех к доброй жизни, объединимся мы все верующие, и пастыри и пасомые, в едином стремлении свои недостатки исправлять и к добродетельной жизни стремиться. Будем свое звание верующих оправдывать жизнью своею. Пусть про нас говорят: «Он верующий, он этого не сделает, он верующий, его не сбить с его дороги» и пр. Припомним жизнь первых христиан, как про них сладостно говорится: Народу же веровавшему бесердце и душа едина (Д. А. IV, 32); бяху единодушно вси в притворе Соломонии: от прочих же никто же смеяше прилепляться им, но величаху их людие (Д. А., V. 12—13).
Будем и мы по жизни своей представлять как бы одну семью, члены которой связаны взаимной любовью, чтобы не напрасно нам называться верующими. По словам Св. Ап. Павла, если у нас будет жизнь по Евангелию, то «неверующий» или «незнающий», увидя наше единение в любви, поклонится Богу и скажет: «Истинно с вами Бог» (I К. XIV, 24—25). Осуждать никого не будем. Заботясь о своем спасении, будем молиться о спасении всех людей; призывы нашего Поместного Собора найдут тогда добрый отклик в наших сердцах и мы все явимся добрыми пособниками нашему Святейшему Патриарху в его заботах о том, чтобы жизнию всех нас прославлялось имя живоначальной Троицы Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
АРХИЕПИСКОП НОВОСИБИРСКИЙ И БАРНАУЛЬСКИЙ ВАРФОЛОМЕЙ
г. Новосибирск
1945 год