ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ

(К годовщине капитуляции Германии)

Уже давно отгремели громы войны... Перестали литься потоки крови. Потухли грозные костры пожарищ, уничтожавшие народное добро, веками нажитое великим, напряженным трудом и потом. Кровавый вихрь, охвативший почти весь мир и в конце своего страшного шествия сосредоточившийся в центре Европы — у Мюнхена и Берлина, — там нашел свой позорный конец. Теперь все улеглось и успокоилось, как после сильной грозы с великим ливнем. Зло мира показало себя во всем своем отвратительном безобразии. Великими усилиями правого и грозного оружия оно теперь обезврежено, и жизнь снова начала входить в свое обычное русло, она забила ключом, бурным потоком, который не остановит никакая вражья сила. Народ-победитель занялся великой стройкой и перестройкой, прерванной дерзким вмешательством неугомонного и недружелюбного соседа.

На необъятных просторах наших полей снова раздалась веселая песня тружеников родной кормилицы-земли; снова задымили трубы фабрик и заводов.

От этого пережитого взор переносится в светлое будущее нашей Родины. Хотя победа далась нам и очень дорогой ценой, ценой крови наших дорогих сынов, но наш народ никогда не приходил в отчаяние от великих потерь. Любовь к своей дорогой Родине превозмогла все. Наш народ по натуре патриот. Иначе и быть не может. Славное героическое прошлое и великое настоящее нашей Родины дают нам яркие, никогда не умирающие примеры этого. И если были изменники Отечеству, то они насчитывались исключительными единицами и пользовались всеобщим, вполне заслуженным презрением. Многочисленные примеры из жизни нашего народа говорят, что патриотизм в нашем великом народе не сезонное чувство и с окончанием войны не прекращается.

«Внимая ужасам войны», только что пережитой нами, вспомним слова великого историка нашей родной земли Карамзина: «Патриотизм — это фундамент, поддерживающий могущество государства». На вопрос же: «что утверждает могущество государства?», — другой великий гражданин нашего отечества, поэт Жуковский сказал: «Устройство внутреннее». Это устройство внутреннее и началось теперь у нас, по лицу земли родной, для укрепления ее, на страх врагам, если таковые когда-нибудь окажутся; началось с небывалым патриотическим подъемом, и это святое чувство патриотизма у нас всегда бывает неразрывно связано с повседневной практической деятельностью, особенно теперь, в дни великих восстановительных работ.

В перспективе ближайших лет перед нами открываются широчайшие, еще невиданные возможности служения нашей Родине путем применения всех наших сил, способностей и материальных средств. Немецкое зверье в своей злобе, особенно при отступлении, когда увидело, что его «новый порядок в Европе» терпит полный крах, начало все предавать огню и разрушению. И эти разрушения теперь поражают нас своей жестокостью и бессмысленностью. И много надо времени, а особенно энергии, чтобы воссоздать разрушенное, наладить все то, что за годы немецкой оккупации приведено в негодность, поднять все народное хозяйство. Масштабы работы почти беспредельны, труд бесконечно высокий, но и нелегкий. Это — новый великий подвиг; но нашей Родине в ее многовековой скорбной и славной истории не в первый раз приходится возрождаться из. пепла и развалин после тяжелых жизненных испытаний. Правда, до такой дикости и наглости еще не доходил ни один враг. Это враг святыни, враг культуры и всего самого возвышенного, и сколько вреда и вреда непоправимого причинил нам этот варвар, сколько погубил народного добра. Под его дерзкой рукой погибло много и очень ценного, даже уникального. Но мы верим, что гений человека и упорный труд создадут новое прекрасное, быть может, даже лучшее, и эти прекрасные перспективы будущего не должны быть нам чужды. Наш пастырский долг — напомнить чадам Православной Церкви Христовой о необходимости, особенно теперь, «отдать Кесарю кесарево», — выполнить свой гражданский долг перед Родиной и выполнить так, как велит Господь устами Апостола, — не из страха, а по доброй христианской совести.

Родина зовет! Необходимо неустанно призывать всех ее сынов и дочерей, вскормленных ею, откликнуться на ее зов, помочь ей воссоздать великие потери.

До сих пор речь шла о потерях чисто материального порядка, которые хотя и с великим трудом, но поправимы или могут быть созданы вновь. Но есть потери другого, нематериального свойства. Кто и какими цифрами оценит и возвратит эти потери? Какой ценой можно оплатить мученическую кровь всех замученных в страшных пытках и погибших за родную землю? Кто возвратит старушке-матери опору ее дряхлой старости, ее радость, ее надежду, ее родного сына или дочь, отдавших свою молодость, здоровье, даже жизнь за Родину? Кто отрет слезы малых деток, которые ждут и не дождутся своих дорогих отцов с полей великих битв, не дождутся потому, что ценой крови и жизни этих патриотов добыта наша великая победа. И какими же неоплатными должниками мы должны чувствовать себя перед ними. Делами христианского милосердия, делами благотворительности и личным трудом мы должны отереть слезы всех несчастных. Любовь к человеку, особенно к человеку страждущему, в каждом отдельном случае подскажет сердцу, что надо сделать. Ведь для верующего — это заповедь Христова, а для всех вообще — патриотический долг и гражданская доблесть. Наши архипастыри, пастыри и верующие так именно и понимают свои отношения к ближним, особенно теперь, после войны, когда замолк голос пушек, но не замолкли еще стоны и вопли и не обсохли горькие слезы всех обиженных этими извергами. И теперь, как и в дни великих битв, Церковь не только не чуждается скорби людской, а идет ей на помощь, старается сколько возможно отереть сиротские слезы и помочь нужде народной. Деятельная любовь во имя Христово нашла свое практическое выражение в работе многих священников, которые своим личным примером увлекали и других на дела милосердия. Из многих подобных примеров укажу некоторые.

Села Адамовки, Щорсовского р-на, Днепропетровской обл. священник о. Петр Кучер со всей семьей на своей лошади много дней работал по уборке общественного урожая, помогая этим обеспечению детей и семей бойцов доблестной Красной Армии.

Села Таромского, Днепропетровского р-на, священник о. Никон Дашко воодушевлял своих прихожан и сам лично со своим причтом принимал участие в уборке урожая. Кроме того, помимо общецерковного сбора в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии, делал пожертвования на тот же предмет в местный совет депутатов трудящихся.

Эти примеры достойны подражания. И они не единичны. Священник с. Горяновки, Днепропетровского р-на о. Иерон Мицик с группой верующих работал на колхозном поле, помогая осиротевшим семьям. Протоиерей с. Стар. Кайдаки о. И. Шевченко с группой прихожан в 23 человека тоже работал на колхозном поле, желая оказать христианскую помощь детям-сиротам, и получил даже хорошую оценку своей работы. Кроме того, он организовал колхозную пасеку и состоит ее руководителем. Он же помог застеклить окна в местной школе, где учатся дети наших славных бойцов, за что и получил благодарность. Правда, все это пока еще не очень великие дела и не очень широкого масштаба, но из хорошего малого можно разжечь большое пламя добрых дел на общую пользу, причем все это не должно быть случайным или намеренно выдернутым из жизни для красивой иллюстрации или похвальбы, — нет, это должно быть обычным явлением нашей христианской жизни. И мы верим, что пока будет раздаваться в храмах Божиих архипастырский и пастырский голос, зовущий на великое служение Господу Богу верою и деятельною христианскою любовью к страждущим братьям и сестрам, — этот голос всегда найдет отклик в верующих сердцах. Всемогущая Десница Божия да укрепит всех нас неослабно потрудиться на восстановление, мирное процветание и укрепление могущества нашей великой и славной Родины.

ПРОТОИЕРЕЙ И. ИВЛЕВ

Система Orphus