О ПРЕБЫВАНИИ МОСКОВСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В БЕЛГРАДЕ В ФЕВРАЛЕ—МАРТЕ 1946 г.

(Из доклада Л. Н. Парийского Святейшему Патриарху Алексию)

23 февраля 1946 г. в Белград, столицу Югославии, по церковным делам, касающимся Сербской и Русской Церкви, прибыла делегация Московской Патриархии: Сергий, епископ Кировоградский, и секретарь Московской Патриархии Л. Н. Парийский.

Затянувшееся пребывание делегации в Белграде дало ей возможность лично убедиться, как дружественно и по-братски Югославия относится к Советскому Союзу. Достаточно сказать, что вы русский, и серб будет говорить приветливо. Когда вы говорите по-русски, никто не скажет вам, что не понимает русского языка, и ответит самых любезным образом, смешивая с сербскими словами русские. Везде во всем чувствуется и братская любовь и идейное содружество. На перекрестках улиц у газетчиков продаются: «Известия», «Правда», «Комсомольская Правда», советские журналы: «Огонек», «Крокодил» и т. д. В центре города большой книжный магазин «Русская книга». В этом магазине можно достать все новинки советской литературы, ноты, патефонные пластинки и т. д. В витринах многих магазинов портреты генералиссимуса Сталина и маршала Тито. 9 марта в витринах магазинов появились портреты В. М. Молотова с текстом: «Сегодня 9 марта день рождения В. М. Молотова». Портрет товарища Сталина сплошь и рядом помещается за передним стеклом автомобилей.

Когда мы были в Белграде, в драматическом театре шла «Женитьба» Гоголя, в оперном — «Евгений Онегин», в кино — «Детство Максима Горького»; радио из Москвы транслируется в общественных местах; бойцы Югославской армии маршируют с советскими песнями и поют: «Москва, ты самая любимая моя». Школьники напевают и насвистывают на улицах песенки Дунаевского. У фотовыставки «Жизнь Ленина и Сталина» всегда толпятся зрители, на стенах домов лозунги: «Живео Сталин — Тито».

Невозможно перечислить всех внешних проявлений искренних чувств и симпатии сербов к русским, но особенно трогательны заботы сербских женщин о могилах павших бойцов Красной Армии. Этих могил много: они встречаются и на шоссе, под городом, и на площадях города, — везде, где застала смерть. Все эти могилки воинов, отдавших самоотверженно свою жизнь за освобождение Югославии от фашистов, сербки свято чтут. Нет ни одной заброшенной могилы; все могилы убраны, украшены зеленью, поставлен крест с надписью, кто похоронен в этой могиле, а на некоторых могилах поставлены даже лампадки.

Приезд делегации Московской Патриархии не остался незамеченным югославской общественностью. О приезде делегации появились сообщения в местной газете, затем последовали интервью с главой делегации — епископом Сергием, фотографии в газетах. Со всех концов, страны епископ Сергий получал много приветственных телеграмм и писем с выражением радости по поводу его прибытия и пожеланием успеха в его деятельности.

К епископу Сергию являлись многие друзья по прошлогоднему его приезду в Белград. Несколько раз был у епископа Сергия министр земледелия протоиерей Смилянич. Ответный визит делегации Смиляничу в здании Министерства неожиданно послужил поводом для манифестации братских чувств. Молодежь, около 100 человек, служащие Министерства, узнав о прибытии делегации Московского Патриарха, немедленно сбежались из разных этажей здания Министерства в приемную кабинета министра и попросили делегацию выйти к ним. Просьба их была исполнена. Когда делегация вышла в приемную, один из служащих произнес прекрасную, сердечную речь, полную любви и благодарности к Советскому Союзу. На эту речь епископ Сергий ответил такими же теплыми словами и пожелал успеха в их работе. Министр земледелия Смилянич в поэтической речи сказал, что Советская Россия выткала прекрасный ковер государственного устройства и задача Министерства земледелия заключается теперь в том, чтобы перенести этот великолепный узор на свою почву. Кстати, когда епископ Сергий благодарил министра за внимание к русскому монастырю, министр ответил буквально следующее: «Что бы мы ни сделали, все будет мало по сравнению с тем великим, что сделала для нас Советская Россия».

Общество культурной связи Югославии с СССР организовало в честь делегации прием.

На приеме с дружественными приветствиями выступили президент Академии и ректор Университета. В ответной речи епископ Сергий говорил о сердечных чувствах, которые питает Русская Православная Церковь к Сербской Православной Церкви и народы Советского Союза к народам Югославии, и выразил пожелания о вечной нерушимой дружбе между двумя народами и Церквами.

В 20 километрах от Белграда на высокой горе, откуда открываются прекрасные виды типичной сербской природы, находится на горе Авала грандиозный памятник в честь неизвестного солдата.

Делегация Московской Патриархии сочла своим долгом, по сербскому обычаю, поклониться могиле неизвестного солдата и отслужить там панихиду.

У подножия памятника делегацию Русского Патриарха встретил почетный караул из 100 солдат, а у гроба стояла почетная стража. На гробнице неизвестного солдата (незнаного юнака) епископ Сергий отслужил панихиду по воинам, павшим на поле брани за веру и Отечество. Затем он произнес краткую речь, в которой помянул всех ратников, которые пали в течение веков «от Косова поля до славных эпических побед в современной войне». Потом он воздал честь бесчисленным героям, которые оросили своею кровью Югославенскую землю и, упомянув о славянском братстве, епископ Сергии сказал: «Радуемся, что Югославия достигла свободы и нового государственного устройства в дружбе с Великой Россией и что взгляды югославского народа одинаковы с взглядами русского народа».

Расставаясь с почетным караулом, епископ Сергий обратился к воинам с несколькими словами. Он сказал, что делегация своим молитвенным поминовением отдала честь павшим героям, и пожелал воинам успеха в их служении Родине. Закончил епископ Сергий на сербском языке: «Хвала вам, другови югословенськи войници!»

Общество культурной связи Сербии с Советским Союзом открыло в Крагуевце фотовыставку «Москва» и обратилось с просьбой к Московской делегации прибыть на открытие выставки.

В Крагуевце было убито немцами для устрашения свыше 7 000 ни в чем неповинных жителей; были убиты учащиеся старших классов гимназии с преподавателями и директором гимназии. Эти жертвы немцы выводили за город, фотографировали и расстреливали. Могилами покрыто все поле за Крагуевцем. Женщины этого города дб сих пор все ходят в черных платках.

В Крагуевце делегацию встретили речами представители местной гражданской власти, а затем в сопровождении большого количества народа прошли в Православную церковь, где духовенство встретило епископа Сергия по архиерейскому чину при пении местного очень хорошего хора. В ограде церкви похоронено несколько красноармейцев, отдавших свою жизнь на этом месте при взятии г. Крагуевца. На их могиле епископ Владимир, в сослужении крагуевацких священников, в присутствии многочисленного народа, совершил литию. Отсюда делегация направилась на край города на могилы невинных жертв фашизма. Там, у большого холма, под которым собраны останки погибших, была отслужена панихида. Пели сербы очень трогательным сербским напевом. Женщины в черных одеяниях стояли с зажженными свечами в руках. По окончании панихиды епископ Сергий произнес большую патриотическую речь, полную возмущения фашистскими зверствами. Затем произнес речь епископ Владимир, который сказал, что боль и печаль, переживаемые сербским народом, умиряются и утешаются братским сочувствием великого русского народа и русской Православной Церкви. Речи епископов передавались по радио. Духовой оркестр исполнил траурный гимн: «Вы жертвою пали в борьбе роковой».

Впечатление от панихиды было потрясающее и слезы, пролитые всеми присутствующими, не только женщинами, но и мужчинами, были искренними.

После завершения панихиды делегация прошла на гробницы, рассеянные по околице Крагуевца, и поклонилась могилам мучеников. После этого делегации был предложен обед. Во время обеда было произнесено несколько сердечных речей о дружбе и братстве советского и югославского народов.

Пред отъездом из Белграда делегация была принята маршалом Тито.

Маршал Тито пригласил делегацию на обед, за которым произнес тост за Святейшего Патриарха Алексия и за всю Русскую Церковь.

О РУССКИХ ЦЕРКВАХ В БЕЛГРАДЕ

В Белграде находятся две русских церкви: Троицкая церковь и на кладбище Иверская церковь. Кроме того, имеется маленькая домовая церковь в Доме русских стариков.

Троицкая церковь находится в самом центре города, вблизи Парламента и большого здания главной почты, за величественным сербским храмом св. Марка. Построена она в Псковско-Новгородском стиле XII века. Снаружи церковь ничем не примечательна, но внутри она замечательна: светлая, открытая, художественно украшенная. На стенах храма многочисленные иконы древние и художественные, принесенные в дар русскими. Среди них обращает на себя внимание икона «Всех святых, в земле Российской просиявших», и образ Богородицы «Всех скорбящих радости», работы молодого талантливого архимандрита Антония Бартошевича. Потолок храма расписан в стиле XIV века. Резной дубовый иконостас наполнен иконами в рублевском стиле.

Эта церковь — духовный центр русских православных церквей в Белграде. Причт состоит: из настоятеля — протоиерея Иоанна Оокаля, протоиерея В. Неклюдова, протоиерея В. Тарасиева, священника В. Мошина, архимандрита Антония и протодиакона А. Качинского. Церковным старостой состоит инженер Г. В. Бартошевич, отец архимандрита Антония.

Богослужение в этой церкви можно назвать без преувеличения образцовым и примерным. Служба идет без пропусков, строго по уставу. Выпускаются только синаксарии. Два хора певчих. Все стихиры выпеваются попеременно правым и левым клиросами. Догматики, степенны, прокимны, аллилуарии выпеваются знаменным распевом на гласы. Службы идут стройно, благоговейно, воодушевленно.

В этом храме совершил епископ Сергий две литургии — в первый воскресный день по приезде и в воскресенье 4-й недели поста, накануне отъезда. Та и другая литургии прошли торжественно, при большом количестве молящихся. В этом же храме епископ Сергий совершил несколько богослужений на 1-й седмице Великого поста.

При входе в храм для служения первой литургии Преосвященный Сергий был встречен следующей речью настоятеля протоиерея Сокаля: «Ваше Преосвященство! Снова Господь сподобил нас лицезреть Вас в этом св. храме, где у св. престола мы ежедневно возносим молитвы о Богохранимой стране нашей Российской и властех ея. Нас особенно радует то, что и завтра, в день тезоименитства Святейшего отца нашего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, когда вся православная Русь будет возносить молитвы о его здравии и благоденствии, Вы будете молиться с нами». После пения запричастного протоиереем Неклюдовым было оглашено письмо Его Святейшества Патриарха Алексия с милостивым ответом на поздравления от русских людей в Югославии к празднику Рождества Христова и Новому году, а также телеграмма о. настоятеля с поздравлением Его Святейшества со днем Ангела. В конце литургии Преосвященный Сергий обратился молящимся с большим словом, в котором рассказал о жизни Русской Православной Церкви за истекший год.

По окончании литургии епископ долго благословлял собравшихся богомольцев. Они благодарили его за приезд, говорили о своей тоске по Родине о желании возвратиться в Советский Союз. У многих на глазах были слезы и все были взволнованы.

12 февраля, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия и престольный праздник Иверской иконы Божией Матери, епископ Сергий совершил литургию в Иверской церкви, на кладбище. Погода была отличная, двери храма были раскрыты, ярко светило солнце и щебетали птицы.

Иверский храм представляет в несколько увеличенном виде копию прежней Иверской часовни в Москве и вмещает до 100 человек. Внутренний вид церкви переносит нас в более современные храмы XIX века. Иконостас сделан в стиле «Ампир» и украшен иконами в стиле идеалистического реализма, копиями известных русских художников, Иванова, Нестерова и др.

Все в этой церкви очень красиво и художественно, сделано из хороших материалов, с большой любовью и вкусом. Под храмом находится крипта, в которой помещается гробница Митрополита Антония Храповицкого, с мраморным надгробием.

Через дорогу от церкви возвышается памятник-усыпальница русских воинов Солунского фронта войны 1914—1916 гг. В нем собраны кости солдат и офицеров, погибших на территории теперешней Югославии. Памятник представляет массивную колонну, на вершине которой стоит ангел; у подножия колонны, над входом в усыпальницу, русский солдат, замахнувшийся обнаженной шашкой, защищает полковое знамя. Внутри усыпальницы, по стенам, ящики с костями воинов; на стенах — иконы. На полу — артиллерийские снаряды, винтовки, боевые шлемы, медали и ордена, найденные на месте смерти воинов.

На стенах крипты большие иконы — «Сошествие во ад», св. апостол Иоанн Богослов и др. — работы архимандрита Антония Бартошевича. Около церкви расположено русское кладбище. Здесь похоронено много русских эмигрантов.

Литургию в день Ангела Святейшего Патриарха Алексия совершил здесь епископ Сергий. Он прибыл вместе с сербским епископом Валерианом Будимлянским, викарием Патриарха Сербского. По окончании литургии был совершен молебн Пресвятой Богородице и Св. Алексию, Митрополиту Московскому; на молебне сослужил и епископ Валериан. Пред молебном протоиерей Сокаль сказал слово:

«Ваше Преосвященство, в нынешний день, может быть, в этот момент, вся Православная Русь возносит моления о здравии высокого именинника Святейшего господина и отца нашего Патриарха Алексия. Мы, как часть Руси, участвуем здесь в этой молитве. Оказавшись вне пределов нашей великой Родины, мы привыкли все горести и радости своей горемычной жизни нести к покрову Пресвятой Богородицы. В душе своей мы унесли с собой нашу Родину и мечту о ней воплотили в создание этого храма. В нем сосредоточены символы религиозных устремлений главных мест нашей России: местная икона Иверской Божией Матери напоминает нам о нашей Белокаменной Москве (копия Иверской иконы и художественное оформление ее несравненно выше, чем в Воскресенском храме в Сокольниках, в Москве, где находится подлинная икона Иверской иконы Божией Матери).

Местная икона Спасителя — память о домике Петра Великого в Ленинграде, на Петроградской стороне; икона Успения Б. Матери над Царскими вратами — копия такой же иконы в Киево-Печерской Лавре. Присутствие Вас между нами в этот торжественный день еще более усиливает и оживляет наши переживания, так как в Вас мы видим представителя нашего великого Отца и Патриарха и живой символ нашей Святой Русской Церкви и могущественной Родины. Оно воспламеняет- в нас порыв любви и сыновней преданности Святейшему Господину нашему, которому просим передать от лица всех русских людей Югославии наши молитвенные пожелания здравия, мира и благоденствия на долгие годы служения Св. Церкви».

Пред возглашением многолетия епископ Сергий сказал, что он передаст Его Святейшеству те пожелания и трогательные чувства, которые в день Ангела Святейшего Патриарха были выражены здесь. Находясь по поручению Святейшего Владыки далеко от Родины, он переносится в данный момент мысленно в Москву, где в этот день в переполненном многотысячной толпой храме, при участии многочисленного московского духовенства, при красном звоне московских колоколов Высокий Именинник возносит молитвы к своему Небесному Покровителю. Святый Митрополит Алексий именуется собирателем земли русской. Ему во многом подражает в этом и наш Великий Первосвященник — Святейший Патриарх Алексий.

«Пожелаем же ему сил, здравия для дальнейшего развития его деятельности на многие лета», — закончил свое слово епископ Сергий.

После этого протодиакон возгласил многолетие Святейшему Патриарху Алексию, а вся церковь хором пропела трижды многолетие.


На окраине Белграда стоит дом, на нем надпись: «Дом русских стариков». В этом доме с тремя флигелями находится богадельня для русских стариков и стариц; содержится она на средства югославского правительства, и, по отзывам призреваемых, нынешнее югославское правительство содержит их лучше, чем королевское правительство. Всех призреваемых 83 человека в двух отделениях — мужском и женском.

Делегация сочла своим долгом посетить этот дом. При доме маленькая домовая церковь; в ней служит один из призреваемых протоиерей Гандурин. Протоиерей Гандурин встретил делегацию в облачении, с крестом и совершил положенные по чину встречу архиерея, с кратким молебном. Пел хор из старцев и стариц. Отрадно было слышать, что и у стариков и стариц сохранились свежие голоса, с верной интонацией.

Тяга на Родину, в Советскую Россию, у всех русских эмигрантов очень велика. В нескольких километрах от Белграда, в сербском приходе, священствует протоиерей Волобуев, кандидат богословия Киевской Духовной Академии, выпуска 1915 г. Он случайно попал за границу. Все время был преподавателем в сербской семинарии, на сербской службе. Сейчас состоит сельским священником; человек он высокой и благородной души и идеальный пастырь, бескорыстный. В доме у него много книг, но стульев нет — лавки, а вместо книжных шкафов и буфета — ящики для перевозки товаров.

Он тоже подал заявление о желании возвратиться на Родину, и делегация горячо пожелала ему осуществления его стремления. Волобуев говорит: «Мне бы только одну литургию совершить на Родине и умереть».

В ведении Московской Патриархии находятся в Белграде остатки бывшего Лесненского монастыря Холмской епархии. Этот замечательный монастырь после долгих странствований в результате первой Империалистической войны и гражданской войны попал в Сербию, где явился рассадником всех женских монастырей в Сербии. До их прихода в Сербии совершенно не было женских монастырей. В настоящее время монастырь находится в Белграде, помещается в здании бывшего общежития русских студентов. Монастырь имеет маленькую домовую церковь. Принят в общение с Православной Церковью епископом Кировоградским Сергием; считается в ведении Московской Патриархии и причислен к Белградскому подворью.

Жизнь сестер протекает в трудных условиях послевоенной обстановки. В настоящее время монастырь живет исключительно на заработки сестер, которые занимаются разными видами физического и интеллигентного труда. Сестры работают на огородах, помогают домохозяйкам, присматривают за детьми, ухаживают за больными, прядут, вяжут, пекут просфоры для всех церквей Подворья, пишут иконы, дают уроки Закона Божьего, русского, английского, французского языков и т. д.

Местное население очень ценит труды сестер как в области педагогической, так и в области рукоделий и хозяйства, признавая их личные достоинства и благотворное влияние на окружающую среду.

Несмотря на такие условия жизни, монастырь соблюдает свой устав: в 4 часа утра сестры встают на полунощницу, после чего совершают свое келейное правило. В 17 часов утра каждый день литургия, за которой читают и поют очередные сестры. После этого они расходятся на работу или монастырские послушания. В 5 часов вечера собираются в церковь, где служится вечернее богослужение, по уставу. После ужина читают молитвы на сон грядущий и расходятся по келиям, но келий, собственного говоря нет, а есть 2 большие комнаты, в которых и размещаются сестры. Каждая на глазах у всех. Кроватей нет ни у кого, их заменяют высокие нары, на которые нужно взбираться, чтобы лечь — это сделано для экономии места, под нарами стоят сундуки со скарбом, который негде выложить. Сестры ждут разрешения возвратиться в Советский Союз, о чем они возбудили ходатайство пред гражданскими властями.

В ведении Московской Патриархии находятся еще другие замечательные мужской и женский монастыри под общим названием: «Русское Иноческое братство Святого Креста в Земуне».

Настоятелем мужского монастыря является игумен Лука, он же духовный руководитель женского монастыря (сербского), имеющего игумению Параскеву (сербку).

Монастыри эти проводят тяжелую трудовую жизнь и строго соблюдают иноческие уставы. Уважением среди населения пользуются огромным. Нравственная жизнь их безукоризненна. Гражданские власти им покровительствуют больше, чем своим, потому что эти монастыри русские и находятся в ведении Московской Патриархии.

В этих монастырях Московская делегация была три раза и выносила всегда самые лучшие впечатления от посещений их. Сестры монастыря прекрасно поют не только духовные песнопения, но и светские. Игумен Лука считает, что физический труд не единственный, а молодые, способные члены монастырей должны иметь общее и специальное образование (например, иконопись, музыка с пением, языки).

Они замечательно пели сложные произведения Чеснокова, Архангельского, затем песни русских композиторов — Пятницкого и др. А церковное пение их доводило молящихся до слез. Такая искренность, техническое совершенство пения достигнуты в результате увлечения монашескими идеалами и руководства выдающегося дирижера Земунской оперы, который дает уроки пения сестрам.

При проводах делегации в Москву, сестры на аэродроме пред отлетом спели советский гимн. Все отъезжавшие, присутствовавшие и провожавшие почтительно и благоговейно слушали советский гимн в исполнении русских монахинь.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕРБСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Сербская Патриархия занимает громадное, величественное здание. При нем имеется прекрасная, вся расписанная церковь, которая называется у них капеллой. В этой церкви ежедневно совершаются утром и вечером богослужения. Служит, поет и читает братия Патриархии. Братию Патриархии составляют: заместитель Патриарха Митрополит Иосиф, викарий — епископ Валериан и 10—12 монахов (преимущественно молодых); все они с высшим богословским образованием, говорят на нескольких языках, работают в различных отраслях Патриархии в церковном суде, в канцелярии, в архиве, в редакции и т. д. Все они могут петь, в этом отличительная особенность от русского духовенства. Все они живут а очень скромной обстановке. В келиях у них нет ничего лишнего. Это все идейные монахи, будущие епископы Сербской Церкви.

О СЕРБСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Сербское богослужение отличается, если можно так выразиться, философским характером. Оно все направлено на усвоение, и проникновение и сосредоточение внимания на тексте богослужения. Читают быстро, но выразительно. Служба идет без всяких пауз, без задавания тонов. Поют своими сербскими распевами, имеющими сходство с нашим знаменным распевом. Сразу видно, что эти распевы имеют один общий корень — греческое, византийское пение. В пении у них нет никакой искусственности, никакого желания порисоваться, погордиться своим голосом. Поют так: начинает один певец, концы фраз подтягивают другие, но не заглушают певца, почти как иссонное пение. В чтении принимают участие все, находящиеся на клиросе. Все внимательно следят за чтением и не занимаются посторонними разговорами, потому что, например, один чтец читает: «Благо есть»..., другой — продолжает тоже: «благо есть».... Третий присутствующий читает дальше: «Трисвятое». Старший чтец только показывает глазами — кому продолжать, так что все принимают участие в чтении.

Сокращения допускаются в чтении, но не в пении.

Выпеваются все стихиры, эксапостиларии, евангельские стихиры, на литургии — Блаженны от песней Канона, что у нас опускается. На повечерии — поется антифонно все то, что положено петь и что у нас читают, несмотря на прямое указание Устава петь, а не читать.

Церкви в Сербии (в Белграде) все очень хорошие. Но самый замечательный храм, составляющий гордость православных сербов, и, быть может, лучший из всех созданных за последнее время в Сербии и у нас, в России, это храм в Тополе, Опленце.

Храм стоит на горе, в парке. Он виден за несколько десятков километров. Снаружи он поразителен: весь выложен белым мрамором, двери массивные с барельефами. Внутри — трудно удержаться от восторга: пол выложен каким-то красивым мрамором — светящимся как стекло. Все стены храма сверху донизу покрыты мозаичными картинами и. иконами. Эти иконы и картины — копии всех замечательных икон и картин, сохранившихся в средневековых православных сербских монастырях XII—XIII веков. Этот храм в своем роде — музей религиозной живописи. Идея храма принадлежит русскому эмигранту; художниками, архитекторами этого храма были исключительно русские эмигранты. Освещение в этом соборе замечательное. Вместо стекол вставлен тончайший мрамор разных цветов, который бросает свет и окрашивает все находящееся в храме какими-то особенными цветовыми лучами. Иконостасы из мрамора, престолы — также. Но, к сожалению на престоле нет облачения, на клиросах, на прекрасных пюпитрах не разложены богослужебные книги, не слышно в нем запаха ладана, ни пред одной иконой не теплится ни одна лампада. Этот храм находится почти в безлюдной местности, он — плод человеческого тщеславия и гордости. Равного этому храму мы никогда не видали. Бесконечно жалко, что этот храм находится не в Белграде, где бы в нем могли молиться православные люди.

Система Orphus