ОТ СКОРБИ к РАДОСТИ

С наступлением Великого Четверга глубокой печалью проникнуты все церковные богослужения, и вы испытываете какое-то особенное углубленное душевное состояние, когда все внешнее как бы не проникает вглубь существа, а только скользит по поверхности. А там в сердце тишина и молитва и волны святых переживаний...

Этот последний день земной жизни Христа невольно уносит вас к Тайной Вечери, к прощальной беседе Спасителя с учениками и не кажется вам, что это было так давно, почти две тысячи лет назад, — все это так близко вашему сердцу и так волнует душу, как если бы вы были свидетелями, очевидцами происходящего. В этот день, когда Сам Христос установил Таинство Причащения, когда Он, благословив, преломил хлеб, раздал ученикам, и подав им чашу, произнес: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя», особенно волнующе звучат слова: Вечери Твоея Тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; особенно много причастников. Многие желают причаститься именно в этот день. Святейший Патриарх Алексий в Кафедральном соборе за этой Литургией совершает освящение новых запасов мира, приготовленного в первые три дня Страстной седмицы.

Наступает вечер Великого Четверга. С каким трепетом собираются верующие в этот день ко всенощной, к чтению 12 евангелий.

В Патриаршем Кафедральном соборе, как и в других храмах, задолго до начала службы собираются молящиеся. Храм еще не освещен, только перед Распятием горит лампада и в ожидании богослужения стоят люди.

К 6 часам вечера собор переполняется до тесноты. Прибыл Святейший Патриарх Алексий... Утреня началась.

Наполняющий трепетом и святою грустью мотив: «Егда славнии ученицы», зажженные свечи в руках людской толпы; родные евангельские повествования; в глазах, устремленных на Распятие, слезы и отражение горящих свечей... Это одно из тех богослужений, религиозное переживание и тайна которых неотразимы, о которых вы будете вспоминать потом много, много раз.

По прочтении двенадцатого евангелия не сразу расходятся богомольцы, они подходят к кресту, перед которым сегодня молились тысячи сердец, к которому устремлялись мощным потоком теплота веры, искренность, сердечность и жажда преклонения.

Святейший Патриарх Алексий совершает все уставные торжественные богослужения в своем Кафедральном соборе. В Великий Четверг, в Великую Пятницу и в Великую Субботу.

Но в какой бы храм ни зашли вы в эти дни, непередаваемо глубокие религиозные чувства захватывают вас. Заглянем в другие приходские храмы. В Великую Пятницу везде заканчивается предпраздничная уборка. Все они с любовью украшены цветами, все в них блестит и сверкает.

В 2 часа дня вынос Плащаницы, и какая масса живых цветов окружает ее.

Утреня с погребением Спасителя в приходском Николо-Кузнецком храме совершается в 8 часов вечера. И снова толпы людей заполняют не только церковный двор, но и прилегающие переулки, тянутся чуть ли не на целый квартал. И снова вы видите слезы, когда Святую Плащаницу обносят вокруг храма под пение «Святый Боже» и волнующий душу погребальный перезвон колоколов. Множество зажженных свечей в темноте ночи... И со всею силою вы переживаете ту страшную и величественную ночь, когда Христос сошел во гроб и силы небесные поколебашася; когда Иосиф с Никодимом погребли Тело Спасителя; когда совершилось дело нашего спасения, и человечество, омытое Чистейшею кровью, было примирено с небом.

Бесконечные вереницы тянутся к Святой Плащанице по окончании службы.

И в Великую Субботу весь день непрерывно идут помолиться и поклониться Плащанице. У этого гроба вы не испытываете безнадежной тоски, потому что от него исходит благодать, искупление и прощение. Много сердечных ран стихает здесь. Некоторые почти целый день проводят в храме,

В Москве исстари среди верующих соблюдается обычай — приложиться ко Св. Плащанице не только в своем приходском храме, но и в ряде других храмов.

Святейший Патриарх Алексий, как москвич, с детских лет впитавший в себя дух московской церковности, в вечер Великой Субботы от 5 до 7 часов, без всякого предупреждения и совершенно неожиданно для прихожан, посетил церкви: Успенскую в Ново-Девичьем монастыре, Ильи Обыденного, Николо-Хамовническую, Иоанна Воина, Николо-Кузнецкую, Воскресения в Брюсовском пер. и Воскресения в Сокольниках. Во всех этих храмах Святейший Патриарх приложился ко Св. Плащанице и к местным святыням, произведя на верующих умилительное впечатление своим паломничеством по московским храмам за несколько часов до Светлой утрени.

Остается несколько часов до Святой Пасхи. Ожидание, предчувствие близкой радости проникает в душу, и заставляет сильнее биться сердце.

С восьми часов вечера около храмов уже большое стечение народа. Площадка перед Кафедральным собором запружена народом. Сгущается темнота, и толпы вокруг храма все увеличиваются.

Собор быстро наполняется; он не вмещает всех и на улице остаются громадные толпы.

Нельзя смотреть без слез и умиления на эти тысячные толпы с зажженными свечами жаждущих войти в храм или хотя бы только заглянуть в него, хотя бы только издали слышать пасхальные напевы, хотя бы только находиться близ храма, хотя бы видеть его очертания в эту светозарную ночь светоносного дня. Вспоминаются слова Спасителя: «Вся привлеку к Себе».

Незабываемы священные минуты, когда впервые раздается «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси». Теперь вы видите слезы счастья; радостью озарены все лица.

Победой жизни над смертью, добра над злом, немолчным ликованием и торжеством звучит «Христос Воскресе»! Печаль и скорбь остаются позади. Их сменяет светлая безудержная радость.

Первую пасхальную утреню и литургию в Патриаршем соборе совершает Святейший Патриарх Алексий; многие стремятся попасть именно на эту службу. Но и за второй утреней и литургией также переполнен собор, также все исполнено радости.

В конце второй литургии стекла храма светлеют. Брезжит рассвет. Вы выходите из храма, и что-то новое ощущаете в душе, прилив новой бодрости, отблеск вечного Воскресения. Из открытых окон собора доносятся пасхальные песнопения.

Бледнеющая, еще не озаренная лучами солнца, синева неба, свежесть раннего утра трогательно нежны и полны божественного света. Талая апрельская земля дышит молитвой и обновленной жизнью.

Все, что пережили вы в храме в святую ночь Воскресения Христова, сопровождает вас повсюду, все заполняет собою и отражается на всем... Кажется, и солнце сегодня сияет по-иному.

За светлой утреней в храмах раскрываются царские двери всех алтарей и так остаются на всю пасхальную седмицу, служа символом того, что победа Христа над смертью открыла нам доступ к небу, что Христос, избавивший нас от тления и смерти, всегда с нами, если только мы сами не отдаляемся от Него, не создаем своею греховностью преграды между нашим духом и Господом.

При взгляде на образ воскресшего Господа, каким изображает его живописец, — с знаменем победы в руке все расширяется счастье в душе и хочется, чтобы все узнали эту радость!

В первый день Пасхи служится торжественная пасхальная вечерня.

В храме Святых Апостолов Петра и Павла, что на Преображенской площади г. Москвы, вечерню совершает Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий Николай. Алтарь главного храма украшен массой цветов; как-то особенно приветливо и уютно сегодня в храме. Владыка не совсем еще поправился от болезни, но не может удержаться, чтобы не сказать своего всегда вдохновенного слова.

Торжественность и благолепие пасхальной вечерней службы также говорят о той бесконечной неиссякаемой радости, которая блеснула нам в пасхальную святую ночь как откровение горнего мира и которая перейдет в радость вечной жизни, как печальные воспоминаниями дни Страстной седмицы переходят в пасхальную радость.

Самое слово Пасха неразрывно связано с представлением о великом счастье и повсюду разлитой любви Божией, когда, кажется, и самый воздух насыщен благоговением перед невидимым присутствием Того, Кто так возлюбил человека и сделал доступной для нас вечную радость. Какою же благодарностью должно наполняться наше сердце!

Если мы переживем и встретим эти светлые дни со святою, родной нашей церковью, мы почувствуем всем своим существом воскресшего Господа, Его благость и то счастье, во имя возвращения которого падшему человеку Христос приходил на землю, понес крестное страдание и смерть.

Ведь только подумать, что переживаемые нами за пасхальными богослужениями светлейшие минуты есть только отражение неизмеримого блаженства в вечном созерцании Бога, в сознании, что больше уже ничто не отлучит и не отдалит нас от Него.

И пусть тот порыв и восторженность, что испытываем мы за пасхальной утреней, служит неотступным напоминанием о вечной Пасхе. Чтобы в земной нашей жизни мы стремились приблизиться к ней, чтобы каждая пасхальная ночь, сколько бы раз ни суждено было нам встретить ее на земле, все с новой и большею силой возрождала бы в нас любовь к Богу, чтобы к нашему сердцу всегда был доступ доброму и светлому, чтобы повсюду мы находили, чем послужить евангельской правде, чтобы всегда носили в душе радость Воскресения.

И ведь это возможно. Преподобный Серафим Саровский каждого приходившего к нему человека встречал с светлой улыбкой и в будний день со словами: «Радость моя! Христос Воскресе!»

В душе его была истинно христианская любовь к ближнему и потому радость не покидала его.

Церковь Христова учит нас, чтобы мы были радостью друг для друга, ибо только через любовь, сострадание, чуткость к другим мы можем достичь вечных радостей, к которым и зовет нас Христос и о которых полнее и ярче всего говорит нам святая пасхальная ночь.

Радость пасхального торжества в Москве нынешний год усиливалась возрождаемым церковным благовестом в ряде московских храмов и патриаршим служением не только в Кафедральном соборе, но и в других градо-московских церквах.

Н. ВАСИЛЬЕВА

Система Orphus