Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы
Стоим мы с вами в эти дни в храме Божием, до глубины души очарованные пасхальными радостями и блеском наших пасхальных богослужений.
Две ночи в году для нас, верующих людей, являются исключительными: они — священны! Это — Рождественская ночь и светозарная ночь Светлого Христова Воскресения, только что пережитая нами.
В первую из них совершилась величайшая тайна явления на земле Сына Божия, облекшегося в человеческую плоть, нашего Господа Спасителя. Это было началом подвига Богочеловека на земле. В пасхальную ночь, — которая светом своего события и безмерной радостью, какой она напоена, превосходит все, что прославляет Церковь в течение целого года, — победоносным Воскресением Христовым увенчан этот искупительный подвиг Богочеловека. Этим проявлением всемогущества Божия утверждена навеки истина Его слова, Его дела, Его крестной жертвы за спасение мира.
После земной жизни Господа нашего Иисуса Христа началась новая эра в жизни человечества, время Нового Завета Бога с человеком, царство благодати, эпоха спасения.
В эти две ночи совершились события, которые не повторятся в истории мира никогда.
Представим себе человека, который живет в полном мраке, живет годами, живет всю свою жизнь, но знает, что где-то есть свет, сияет солнце и все живое радуется навстречу этому солнцу.
Представим себе страдальца, тяжело больного; у него расслаблены руки и ноги, или какой-нибудь внутренний болезненный червь подтачивает его здоровье, но он знает, что мог бы быть здоровым, как здоровы другие люди.
И вот, этот, сидевший во мраке в течение многих лет, вдруг кем-то выводится на свет, и этот тяжело больной выздоравливает. Мы можем себе представить восторженное состояние этих людей.
Но эти сравнения слабы. Мы говорим об отдельных людях, мы говорим о внешнем мраке и о телесных страданиях. Были долгие века, века ветхого завета, до рождения на земле Спасителя мира, когда человечество жило в полном духовном мраке и без надежды страдало от своих внутренних, разъедающих душу, болезней. Не было руки, которая вывела бы этих людей к свету сияющего солнца, которая спасла бы человечество от страшной греховной заразы, поразившей его. Люди не понимали смысла жизни; люди не знали, ждет ли их что-либо и что именно после смерти. Без направляющей руки люди опускались все глубже и глубже в бездну пороков и страстей. Мы знаем, чем стали ветхозаветные народы за долгие века своей жизни до явления Спасителя миру. «Блудный Вавилон», «развратный Рим» — яркие тому примеры. Человечество задыхалось и гибло, и только немногие, только горсточка людей избранного народа Божия сохранила в себе веру в Единого Истинного Бога. Но и этой горсточке людей истины веры были открыты только в малой мере, и многое было для них прикрытым.
События двух вспоминаемых нами ночей явились основой новой жизни на земле.
Бывают ли теперь эти ночи холодными или теплыми, пасмурными и облачными или звездными, наступают ли они в Москве, опускаются ли в далеких лесах и степях, — они бывают похожи на те ночи, какие предшествуют им и будут следовать за ними. Но для нас, верующих людей, эти ночи — и из них двух в особой мере пасхальная ночь — не имеют себе равных в году!
Тот, Кто родился на земле в Рождественскую ночь, Кто воскрес из гроба в третий день по Писанию, дал Себя распять на кресте, чтобы Своей искупительной за грехи людей жертвой открыть людям путь к вечным радостям. Он разрушил стену, созданную грехом человека между Богом и человеком. Он показал в Своем лице Небесного Отца, раскрывающего людям Свои объятия; подобно солнцу, Он взошел над землей, чтобы никогда не заходить.
Он говорил людям о том, что короткая земная жизнь это — ступень к жизни, не знающей конца; указал путь, который ведет в страну вечной жизни; оставил заповедь о том, что основной закон жизни человечества, без которого не могут, не должны люди жить на земле — любовь, любовь к Богу и любовь друг к другу, подобная любви к самому себе.
Он научил тому, что смирение не унижает человека, а возвышает, и что гордыня позорит человека. Он сказал о том, что чистота души и тела — лучшее украшение человека. Он позвал людей итти за Собой во имя их вечного спасения, чтобы быть навеки с Ним, и в Своем лице явил нам совершеннейший образец Божественного совершенства и красоты.
И стало на земле тепло и светло!
Родившимся на земле, Воскресшим из мертвых и Вознесшимся на небо была создана на земле Церковь и ей Основателем ее завещано: не только учить людей жить и готовить себя к вечной жизни, но раздавать им благодатные силы на этом пути, духовно рождать и духовно питать.
И теперь: если остаются неизбежными, как плод греха, страдания, то нам дана от Господа такая внутренняя сила побеждать их, которая для истинного чада Божия делает страдания легкими и незаметными. И если перед грехом продолжает падать немощь человеческая, то мы имеем силу преоборать грех, и благодать Божия изглаждает его, делает как бы не бывшим, в душе покаявшегося грешника.
И каких вершин святости достигают те, кто, с помощью благодати Божией, спасает свою душу в ограде Святой Церкви Христовой! Когда мы вспоминаем, например, о преп. Серафиме, преп. Сергии, Святителе Николае Чудотворце, Святителе Иоанне Златоусте, — они представляются нам подобными ангелам в своей духовной красоте.
Теперь — после этих священных ночей — по-новому стала работать мысль человека, уже христианская мысль, и стала развиваться новая культура, уже христианская культура, взамен одряхлевшей языческой.
Сердце человека стало биться по-новому: в нем Спаситель положил начало новой внутренней, духовной жизни.
Когда-то в окрестностях Вифлеема спускалась на землю ночь Рождества Христова, с внешней стороны — обыкновенная ночь. Люди этого городка или безмятежно спали, или работали, — кто работал по ночам, или, быть может, веселились и пировали. Никто не знал о том, что в эти часы в Вифлееме рождается Сын Божий. Кроме близких Спасителю лиц, никто и до тридцатилетнего Его возраста не знал о том, что на земле живет, готовясь к Своему подвигу и служению людям, Спаситель мира, Тот, Кто пришел сюда для того, чтобы люди начали жить новой жизнью. Когда-то сходила на землю и ночь Воскресения Христова. Ученики Христовы томились от скорби об Умершем Учителе; мироносицы любовно готовили ароматы, чтобы помазать Тело Иисусово. Но никто из них не был свидетелем всеславного события этой ночи. Оно совершалось под таинственным ночным покровом.
Так незримо для телесных очей зарождается и развивается в сердце христианина та духовная жизнь, какую принес на землю Сын Божий.
Придя сюда не только для того, чтобы позвать за Собой людей, но и привести их к Себе, в Свое вечное царство, Спаситель влагает в сердце каждого, кто идет за Ним, семя той жизни, какая ведет нас к вечному общению с Богом. Это семя, — семя веры, благодати Божией, семя единения с Богом, — каждый из нас получил в святые минуты крещения. Это семя должно в нас расти и приносить свои плоды. Через Свою Церковь Господь дает нам все, что нужно для этого духовного роста. Он учит нас молитвой согревать это семя, слезами покаяния в своих грехах орошать его, целожизненным притоком новых струй благодати Божией, подаваемой в святых таинствах, удобрять почву для его роста, в слове Божием всегда иметь источник света для освещения нашего жизненного пути.
По мере нашего духовного возрастания сердце каждого из нас делается обителью Божией; христианин становится храмом живущего в нас Духа Божия. Душа соединяется с Богом навеки.
С внешней стороны у христианина такая же жизнь, как у всякого человека. Он отдает необходимую дань пище, питью, сну, земным трудам, но внутри его, в его сердце развивается эта особая сокровенная жизнь. Христианин духовно растет, подымается по лествице добродетелей к небу: он стережет двери своего сердца от греха; он очищает сердце от грязи, когда грех побеждает человека; через молитву он ищет теснейшего общения с Богом; он украшает себя добрыми делами; он всегда «бодрствует» (Мф. 26, 41) в глубине своего духа. Этим путем совершается вечное спасение души человека. Родившийся на земле и Воскресший из мертвых для того и приходил, чтобы все люди спаслись и никто не погиб для жизни вечной (Ио. 3, 15).
Господь проповедывал нам любовь к Богу, любовь друг к другу. Христианин, живущий этой сокровенной жизнью во Христе, трудится над тем, чтобы воспитать в себе истинную любовь, которая не должна быть минутной вспышкой, не должна быть любовью корыстной, ищущей награды (Лук. 6, 32—34), но глубокой, постоянной, жертвенной, зовущей нас на жертвы ради любимого. Любя друг друга, мы ищем встреч с любимым нами, беседы с ним, нас страшит разлука с любимым. Любя Бога, мы должны искать общения с Ним в наших храмах, в молитвах; мы должны любить Его слово, вечное и неисчерпаемое в своей глубине, оставленное Им для нашего научения и спасения.
Господь учит нас быть смиренными. И это означает, что христианин, идя по пути духовного возрастания, на всем своем жизненном пути, и в радости и в скорбях своей жизни, должен быть носителем истинного духа смирения, чтобы всегда сознавать свое ничтожество перед Богом и свою греховность.
Спаситель завещал нам быть сострадательными и милостивыми, и эта добродетель должна быть постоянным спутником нашей жизни. По слову св. Иоанна Златоуста, милосердие и сострадание открывают перед носителем этих добродетелей двери небесного царства.
Покаяние в своих грехах и слезы о грехах у христианина, ищущего вечного спасения, должны быть не только тогда, когда мы стоим перед духовником и открываем перед ним свою душу; это покаяние — неотъемлемое свойство верующей души всех дней земной жизни человека.
Как только христианин начинает сознательно осмысливать свою жизнь, он не может не видеть бесчисленных благодеяний и милостей к нему своего Небесного Отца. Он узнает, что вся его жизнь от начала, от дня рождения и до последнего его вздоха находится в руках любящего Небесного Отца, волею Которого эта жизнь начинается и оканчивается. В сердце христианина загорается и ширится чувство благодарности, благодарной любви к своему Отцу.
Усвояя и умножая эти добродетели, христианин растет внутренним духовным ростом. И по мере углубления в себе духовной жизни, он все ярче носит в себе предощущение вечной жизни, как вечного своего счастья.
Вера на этом пути служит для него тем камнем, стоя на котором он не боится жизненных бурь и испытаний. Церковь является для него тем родным домом, под кровом которого он всегда находит для себя тепло и покой. В лице Божией Матери он имеет для себя небесную мать, которой всегда может в молитве рассказать обо всем, что радует или удручает его душу. Он живет надеждой на то, что Небесный Отец, всегда верный Своему обещанию, даст ему в жизни будущего века радость быть участником вечного блаженства.
И вдохновляемый этими святыми радостями своей веры, христианин все теснее прилепляется душой своей к Богу и в общении с Ним переживает истинное счастье.
Такою жизнью, жизнью по заветам нашего Спасителя, мы прославляем и святое имя Того, Кого должны славить не только своими гимнами и песнопениями, не только словами, но прежде всего своей христианской жизнью: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Будем же своею жизнью достойны тех забот о нас нашего Спасителя, той любви Его, той Его кровавой жертвы, которыми Он нас спасает! Будем беспрерывно духовно возрастать, спасая свою душу!
Будем искать большего и теснейшего общения с Господом!
Да будет сердце наше приготовлено нашими трудами принять Его в себя, и единению нашему с Ним да не будет конца!
И Того, Кто принес нам радость жизни с Собой, пусть не умолкая славит Церковь и с ней каждая христианская душа в эти пасхальные дни. Христос воскресе! Воистину воскресе!
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ