6 апреля 1946 г. в г. Харбине после длительного недуга скончался Высокопреосвященный Митрополит Мелетий. Нельзя не почтить добрым словом этого благодатного старца; благодаря его неустанным трудам, звезда русского православия немерцающим светом горит среди языческого мира в Восточной Азии.
Уроженец Тобольской губ., в миру Михаил Васильевич Заборовский, счет своих лет начал еще с 1869 г. Окончив в 1889 г. Тобольскую семинарию, он принял сан священника. После смерти своей жены, в 1899 г. он кончает Казанскую Духовную Академию, где на III курсе принимает иночество. Идут труды по духовно-учебной деятельности. В 1908 г. он получает хиротонию во епископа Бийского. С 1911 по 1916 г. состоит епископом Якутским. С 1916 по 1920 г. возглавляет Читинскую епископскую кафедру. В 1920 г. прибывает в г. Харбин. В 1930 г. от Заграничного Архиерейского Синода получает сан архиепископа Забайкальского и Нерчинского с местопребыванием в Харбине; в 1931 г., по смерти Митрополита Мефодия, принимает возглавление вновь образованной Харбинской епархией. В 1939 г. от Заграничного Архиерейского Синода получает сан Митрополита Харбинского и Маньчжурского.
Как много доброго и хорошего сделал покойный Митрополит Мелетий для нашей далекой русской православной паствы.
При его участии и его трудами Маньчжурия и другие уголки Восточной Азии обогатились православными храмами. В период времени с 1920 по 1945 г. всего было вновь построено 48 храмов. В том числе за время с 1930 по 1945 г. построено 27 храмов. Из них одна церковь (Воскресенская, в 1937 г.) — в Северной Корее; Благовещенская церковь в г. Бандунче, на острове Ява (Нидерланд. Индия, 1934 г.); один молитвенный дом в Кобе (Япония, 1931 г.).
Усердием Митрополита Мелетия в 1927 г. были открыты Пастырские Богословские курсы; в 1934 г. — Богословский факультет Института Св. Владимира; в 1938 г. —Духовная Семинария; кроме того, организовано Братство Св. Иоанна Богослова; было налажено печатание некоторых богослужебных книг (фототипия с синодальных изданий); открыты попечительства для бедных; восстановлены и вновь оформлены «забытые могилы» русских героев, павших в войне с японцами в 1905 г.
Затем покойным же Митрополитом положено начало четырем монастырям Маньчжурии. В этом создании заново полного церковного хозяйства в далекой от родины Восточной Азии и проявилась вся созидательная, дышащая Христовой любовью, неутомимая энергия покойного.
На долю его пришлись тяжкие испытания. В 1943—1944 гг. Митрополиту Мелетию с его пастырями и паствой пришлось выдерживать ожесточенный натиск от господствовавших тогда в Маньчжурии японцев. Вместе с прочими архипастырями, уже на склоне своих лет, на пороге своей могилы, он стал твердой каменной поступью пред натиском язычников, заставлявших все русское население Маньчжурии поклоняться пред идолами японской богини Аматерасу. Исповеднически выдержав на себе всю тяжесть наступления язычества, он поплатился за это своим здоровьем, но спас русское православное христианство, принудив языческие силы к отступлению.
Осенью 1945 г. мы с владыкой Елевферием провели 3 недели в гостях у покойного Митрополита Мелетия, возвратившегося тогда в лоно Матери-Церкви. Нас поразило тогда необычайное благочестие русских православных людей, живущих в Маньчжурии, со всею ее древнею обрядностью. Как далеко русским эмигрантам Западной Европы с их софианской ересью до русских эмигрантов Восточной Азии в их соревновании к сохранению исконного русского православного обычая, обряда и благочестия! И это все пышные всходы от неустанных трудов любвеобильного Митрополита Мелетия, сумевшего сохранить в неповрежденном православии и вернуть в лоно Матери-Церкви Русской Православной порученную ему паству.
Мир праху твоему, достойнейший хранитель залога, полученного тобою от Господа нашего Иисуса Христа.
ПРОТОИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ РАЗУМОВСКИЙ