ИЗВЕСТИТЕЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА МАКСИМА СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ АЛЕКСИЮ

Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, во Христе Бозе зело возлюбленный брат и сослужитель нашей Мерности господин Алексий, братски о Господе лобызая Ваше почтенное Блаженство, сладчайше приветствуем.

Поступая по всечестному и издревле переданному обычаю и исполняя сердечное наше желание, с удовольствием мы отправляем сии братские грамоты наши возлюбленным нам и превожделенным во Христе братьям и сослужителям, поставленным свыше предстоятельствовать Святейшим Автокефальным Православным Церквам, чтобы, с одной стороны, и ими известить их о нашем, неизреченной волею Небесного Зиждителя и Правителя Святой Церкви нашей, а также решением и общим каноническим голосом нашей почтенной Иерархии, избрании и восшествии на Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол после преставления ко Господу приснопамятного предшественника нашего Всесвятейшего Вселенского Патриарха Вениамина, которого память в Церкви блаженна, а, с другой, — чтобы начать духовное с ними общение.

Итак, посылая с этой богоспасаемой высоты сердечный и братский привет отдельно каждому из сопастырей, мы, во-первых, соисповедуем доброе исповедание веры, исповеданное Иисусом Христом при Понтийском Пилате, а святейшими Апостолами, богоносными Отцами и честными Вселенскими Соборами разъясненное и огражденное божественными и священными догматами, канонами и правилами, на которых, как на твердой основе, зиждется и основана Церковь.

Затем же, сообщая превожделенным нашим братьям во Христе, которым вручены кормила Святейших Поместных Церквей, владеющие сердцем нашим, при принятии кормила богозданного корабля первой из Православных Церквей, мысли и намерения и желания, мы от души уверяем, перед Богом, которому с молодости служим, что будем стараться укреплять узы любви и единства Святейших наших Церквей. Ведь об этом единстве Богочеловек Спаситель молился с каплями крови на челе Небесному Отцу, говоря: «соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ио. 17, 11). Это единство требовал и Апостол языков от верующих во Христа, боговдохновенно заповедуя им «стараться сохранять единство духа в союзе мира» (Еф., 4, 3). Это же единство и богоглаголивые Отцы вверили Святым Поместным Церквам Божиим, богомудренно заповедав верить в единую Церковь. Неужели не имеет никакой силы и приложения и в общении Пастырей изображаемая блаженным Павлом взаимность между верующими, по которым все, как члены одного тела, глава которого Христос, должны быть в единомыслии между собою и заботиться друг о друге, чтобы, «если страдает один член, сострадали с ним все члены, и если славится один член, с ним сорадовались все члены» (I Кор. 12, 26)? Или же как мы забудем ту другую заповедь «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6,2)? В этом боголюбезном и всевожделейном единстве, в этом необходимом последствии общей веры, неизбежном для единства мысли, решений и действий, мы, пастыри, особенно нуждаемся и сегодня, когда по причине умножения беззакония есть опасение охлаждения любви многих к отеческой добродетели и благочестию, когда горесть от войны еще безутешна и ужасно утеснение отдельных лиц и народов, требующее скорого содействия к укреплению «ослабевших рук и расслабленных колен» (Ис. 35, 3), к успокоению «труждающихся и обремененных» (Матф. 11, 28). Так как укреплению этих уз особенно содействует непосредственное общение и сношение Церквей, мы считаем нашим священным долгом, вытекающим из особенной ответственности нашего Святейшего Вселенского Престола, обратить всякое внимание и направить всякую заботу к тому, чтобы общение и содействие наших Святейших Церквей становились более и более частыми как для сохранения братолюбия друг к другу Церквей, согласно евангельски постановленному и канонически приказанному, так и для авторитетного совместного разрешения всеобщих церковных вопросов, которые, долгое уже время предлежа пред престолами отдельных Церквей, стали особенно настоятельными при новом развитии жизни.

Имея также в виду предлежащую вообще перед Богом и людьми важную обязанность Христианских Церквей стараться и содействовать делу укрепления и утверждения взаимной между языками и народами любви, мы будем заботиться о том, чтобы не опустить ничего из того, что может укрепить эту любовь, или же, лучше, в содействии и общем со Святыми Божиими по местам и народам Церквами согласии, все совершать к возвышению у народов чувства взаимной любви, которым единственно уменьшится и даже совсем исчезнет богоненавистная у людей вражда, заключающая в себе многие причины кровавых распрей и человекогубительных войн. И по этому случаю, с братолюбивым состраданием вспоминая о великой от всемирной войны скорби, в которой чрезмерно соучаствовала Святейшая Российская Церковь, и сорадуясь утешению и надежде свыше, мы просим Ей от Господа жизнь мирную и полную делами восстановления.

При сем, желая из глубины сердца Вашему досточтимому и вожделенному нам Блаженству постоянно здравствовать телесно и духовно и благоденствовать с избытком дел благих и спасительных, к совершению и успеху пасомой Вами Христолюбивой паствы, а возглавляемой Вами Святейшей Церкви моля о даровании в изобилии святых милостей свыше, мы просим в умилостивительных молениях Ваших вспоминать и нас, чтобы обитала в нас сила Христова.

Паки обнимая Ваше Блаженство в лобзании святом, остаемся с братской любовью Вашего высокочтимого блаженства любящий во Христе брат

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ МАКСИМОС

1 марта 1946 г.

Система Orphus