ПАСХА ХРИСТОВА НА УКРАИНЕ

Почернели дороги, липким стал снег, с крыш потекла вода, в низких местах появились озера, солнышко ярко светит и уже греет; с каждым днем увеличивается число ручейков, которые постепенно делаются полноводными и шумными; мальчишки нешкольного возраста целый день возятся у ручейков — делают гатки, млыны (мельницы). Старшие говорят: «Прилетели грачи, кончается масляница, потом пост, а там и Пасха».

Сколько радости! Сколько восторга! — Скоро Пасха!

Помню было мне лет пять. Думал я, попрошу отца, чтобы к Пасхе мне купили рубашку синюю в горошинку. Такую рубашку сшили Хомке к Рождеству и всем товарищам она понравилась. Моя мать к Пасхе сшила мне рубашку, но не синюю в горошек, а красную в клеточку, — полоска черная, полоска белая, — мне казалось она некрасивой. Дело доходило до слез, но меня убедили, что она весьма красивая, — рубашка красна, как крашенка (пасхальное красное яичко), а полоски в клеточку дают ей вид писанки, и мне рубашка стала казаться очень нарядной. Я с нетерпением ожидал Пасхи, предполагая, что моя рубашка будет лучше, чем у других, и будет всем нравиться.

До Вербного Воскресения дом наш побелили и внутри, и снаружи. В саду сухие листья и мусор убрали, сад приведен в порядок: с веток яблонь и груш сняты сухие листья (каншуки) с яичками гусениц, которые могли бы портить деревья. В саду зазеленела травка, появились разноцветные маргаритки, на яблонях и грушах стали набухать почки. Начинает цвести черемуха, а там и вишни. Пасха поздняя. Все говорят, что она будет в цвету.

В Страстной Четверг мать до восхода солнца будит детей и купает их, старшие моются сами, чтобы целый год не было на теле никаких нарывов и прыщиков. Четверг этот называется на Украине везде «Чистый Четверг». Днем мать приготовляет большие восковые свечи для каждого члена семьи: старшим — большие, меньшим — меньшие. Вечером все должны итти на Страсти в церковь, — в доме остается кто-нибудь из родителей и маленькие дети. Страсти обычно заканчиваются в одиннадцать часов вечера. Каждый старается принести домой страстной огонь, поэтому на случай ветра изготовляют фонарики из разноцветной— красной, зеленой, желтой, синей и белой — бумаги.

Храм в нашем селе помещается на горке; от храма радиусами идут улицы. Красиво, когда в темную ночь народ из храма несет разноцветные огни, и они как бы реками плывут во все стороны села. В этот вечер особенно приятен крик и квакание лягушек в реке, в которой отражается поток огней от свечей, — река идет внизу вдоль улицы села.

Если в этот вечер небо звездное, то старики говорят, что будет хороший урожай вишен.

В доме горящей страстной свечей делают черные кресты на потолке в святом углу. Детям очень хочется нарисовать крест на потолке, чтобы этот крест был красивее, чем сделают старшие. Малышей пяти-шести лет отец или дедушка подымают на руках, и малыши рисуют на белом потолке черный крест. Такие кресты делают и на окнах и на дверях. Старшие святым огнем поджигают волосы у спящих детей, чтобы «дети не боялись испуга». Страстной огонь считается священным, его стараются поддерживать в лампадах или свечах в доме до праздника Пасхи, до разговения.

В Великую Пятницу и Субботу все члены семьи от малышей до глубоких стариков заняты подготовкой к празднику. Пекут пасхи (куличи), жарят колбасы, окорока, девочки красят яички (крашенки), воском пишут писанки; мальчики трут хрен, с большим усердием приготовляют горчицу и чихают до слез, хвастаются, что их горчица будет очень вкусная, взбивают яичный белок с сахаром для написания на пасхе — «Христос Воскресе». Малыши наблюдают за работой матери или бабушки, которые разливают холодное — студень — в глубокие миски; запах перца, лаврового листа, жареной колбасы и других праздничных кушаний вызывает у малышей аппетит; тихонько подходят они к матери или бабушке, скорее к бабушке, потому что бабушка щедрее, и просят чего-нибудь попробовать, но бабушка успокаивает: «Нельзя, деточка, это будет на завтра, а сегодня кушай огурчик, картошечку, хлебец и еще что-нибудь постное», — и малыш с огорчением отходит. Девочки в эти дни с такими просьбами почти не обращаются. При встрече соседки рассказывают друг другу, какие у них пасхи, где они доставали дрожжи, как изготовляли тесто, — этот разговор потом девочки ведут между собою и объясняют по-своему, почему у Таниной мамы пасхи кривые, а у них прямые и высокие; все торжествуют и ожидают Великого дня. В Великую Пятницу и Субботу малыши тщательно подметают вениками дворы и на улице. За старшими бежит детвора на кладбище, на «могилки», где обметают вениками могилки своих покойников, снимают сорную траву, убирают сухую прошлогоднюю траву. Могилки обкладывают дерном — детвора до пота старается носить дерн и угодить старшим. На могилках сажают сирень (бузок), вишни и сливы, разные цветы, дорожки посыпаются белым песком — кладбище принимает идеально нарядный вид. В первый день Пасхи почти все придут сюда христосоваться с покойниками.

В Великую Пятницу после вечерни выносится плащаница с пением «Благообразный Иосиф» или «Тебе одеющегося». Крестный ход с плащаницей совершается вокруг храма три раза, потом плащаница полагается на уготовленном среди храма столе. В Великую Субботу на погребении крестный ход с плащаницей совершается кругом храма тоже три раза. Был случай, что один молодой священник в Великую Пятницу отклонил обношение плащаницы кругом храма, и прихожане упросили Преосвященного уволить от них ненужного им священника. Этот неуставный обычай в Церкви на Украине узаконен и является уставным.

Наконец, вечер под Пасху. Почти все малыши гурьбой собираются итти в церковь на всенощную. Старшие мальчики рассказывают, как в 12 часов ночи батюшка в колокольне в белых ризах запоет «Христос Воскресе», и ведьмы в это время трогают ризы батюшки. Почти всем малышам очень хочется быть в 12 часов ночи в колокольне, услышать пение батюшки «Христос Воскресе» и узнать, чья баба — ведьма.

При приближении времени итти в церковь малышей до восьмилетнего возраста обычно укладывают спать с обещанием разбудить их нести крашенки и пасху освящать к церкви. На вопрос, кто же скажет, чья баба — ведьма, старшие объясняют, что это больные бабушки касаются батюшкиных риз, чтобы получить исцеление.

Пасхи обычно освящаются при восходе солнца. Пасхи расставлены кругом храма. Весь цвинтарь, церковный погост, покрыт шелковистой зеленой травой. На травке, как на ковре, на красиво вышитых рушниках, специально пасхальных, стоят пасхи, окруженные колбасами, окороками, крашенками, со всем этим освящается и ржаной хлеб, сало жареное и сырое, творог и «сыр», иные освящают и сырную пасху, но освящать сырную пасху не общепринятый обычай; весьма многие выставляют целого зажаренного поросенка с хреном во рту; возле каждой пасхи горит свеча. Кругом храма ходят парни, девицы. Девицы почти все в украинских костюмах — рукава сорочек вышиты цветами, в корсетках (безрукавках). В косах ленты, иные в цветах, как невесты. Только и слышен их разговор: «Смотри, чья это красивая пасха, а рушник який гарний!» В воздухе аромат цветов и запах освящаемых пасох и остальных яств.

Жаворонки уже кружатся в небе, поднимаясь и опускаясь чуть ли не до голов людей. Они что-то рассказывают и указывают своим щебетанием. В позднюю Пасху, нередко и в среднюю, соловьи при освящении пасох стараются с церковных лип своими трелями заглушить церковный хор, поющий «Христос Воскресе», «Воскресения день». Обычно вишни в цвету, как в молоке, и храм, в ограде которого много вишен, как бы в венке из белых вишен, под которыми пасхи. Если Пасха поздняя, то и яблони и груши наряжаются в свои ароматные цветы. Храмы на Украине почти всегда в церковных садах, летом белые, в зелени, а весной как бы сливаются с общим фоном цветов и выделяется только купол. Красота неописуемая!

Наконец, после литургии появляется крестный ход. При первом обхождении священник совершает каждение над пасхами с правой стороны и приветствует молящихся «Христос Воскресе!» Гром голосов отвечает: «Воистину Воскресе!». При втором обхождении совершают каждение над пасхами с левой стороны, приветствуя молящихся и на этой стороне; потом у входа в храм читаются молитвы на освящение пасхи, мяса, сыра, яиц, и за третьим обходом вокруг храма освящаются пасхи. Для нищих оставляют «дар». После освящения пасох у малышей почти у всех одно желание, поскорей бы домой и всего накушаться побольше.

Дома они торопятся поскорее усесться за стол, но старшие их останавливают, сначала молятся, читает молитвы отец, а если есть дедушка, то дедушка, вообще кто-нибудь из старших — молитвы пасхальные. Этот пасхальный обед особенный; разговение происходит, как особое священнодействие, нарушается оно только ласковыми советами матери или старших к детям: «Обожди, сначала кушай пасху, жирного много нельзя кушать, будешь еще кушать днем, а завтра будешь кушать и больше; кушай яичко, колбасу кушай с уксусом» и т. д. и малышу хоть и с огорчением, но приходится соглашаться.

После обеда, разговения, все девицы со всего села собираются на «майданах», выгонах, площадях; «водят галочку» (хоровод) и поют весняные песни, специально приуроченные к празднику Пасхи; все же замужние и старые идут на «могилки», христосоваться с покойниками. Многие покрывают могилки белыми скатертями, зажигают на могилках свечи, ставят пасху, яички и остальное, здесь кушают и наделяют нищих. Некоторые на могилках и разговляются, особенно те, у кого недавно умер отец или мать. Здесь встречаются близкие родственники и приглашают друг друга к себе в гости.

Малыши на второй день Пасхи рано утром гурьбой бегут из хаты в хату: «Христос Воскресе! Будьте здоровеньки, поздравляем с праздником!» им дарят бублики (баранки), а родственники и близкие соседи дарят крашенки. Большое удовольствие христосовальнику обвешать себя бубликами с шеи до ног и хвалиться друг перед другом, у кого больше. Эти бублики, вернее бублички, небольшие, хорошо вылеченные, есть собственность христосовальников. Целые пасхальные святки они играют на эти бублики, катают их по земле, по зелени, и к концу пасхальной недели трудно бывает различить, из какого теста сделаны эти бублики, но их не выбрасывают: хозяева их тщательно обтирают и вымывают и с аппетитом кушают, угощая друг друга. Святками вторично убирают кладбище, каждый старается привести могилки в нарядный вид. Добавляют еще посадку деревьев на свежих могилках, преимущественно садят вишни, сливы, иногда и груши; сажают сирень, жасмин, многолетние цветы — белые и желтые лилии, тюльпаны, пионы и др. Дорожки снова посыпают песком. Подготовляют кладбище к проводам, понедельнику и вторнику Фоминой недели, когда совершается поминовение на могилках. К этому времени почти всегда все фруктовые деревья в цвету. Вид кладбища сказочный; чистота идеальная, воздух благоухающий, соловьи не перестают выводить свои длинные трели, а кладбище так убрано людьми, нарядными цветами деревьев, что поэт сказал бы: «Це справед рай».

В Отдание праздника Пасхи, в среду под Вознесение, плащаница полагается на уготовленном среди храма столе; лежит она утреню и Литургию, и верующие приходят приложиться к плащанице. После Литургии при пении «Собезначальное слово», плащаницу подносят к царским вратам, и при пении «Вознесыйся на небеса, Боже» плащаница через царские врата вносится в алтарь. Этот обычай тоже веками узаконен на Украине.

АРХИЕПИСКОП СТЕФАН

Система Orphus