ПАСХАЛЬНОЕ

(Этюд)

Пасхальные дни! Как много чудеснейших, невыразимо приятных воспоминаний они будят; сколько дают чистых, светлых надежд; как смиряют сердце, а дух поднимают горе — к Воскресшему Спасителю...

Детство... Предпасхальная суета... Мать занята изготовлением разнообразнейших праздничных снедей, отец почти целые дни в храме, а я с нетерпением спрашиваю: «Мама, скоро ли Христос воскреснет?» Я бегаю из комнаты в комнату, мешаю всем и ожидаю пасхальной службы, света, огней, фейерверков... Вечер... Говорят о последних днях земной жизни Христа. Слезы туманят глаза, сердце вот-вот выскочит из груди. Хочется всех обнять, всех любить, всем делать добро. И с детской осмысленностью ждешь победы Добра над Злом, ждешь воскресения и... тихо засыпаешь с улыбкой на лице.

Отрочество... Школа. Ожидание пасхальных каникул. Наконец дома. Ходишь с отцом в церковь, прислуживаешь ему и чувствуешь, что делаешь хорошее, важное дело. То же нетерпение, как и в детстве, те же грустные переживания Страстной седмицы и радость Воскресения. Празднично убранный стол, крашеные яйца, пасхальные подарки, друзья веселого, неповторимого детства... Крестный ход, бенгальские огни, торжественно-веселый перезвон... Боже мой, сколько красочно ярких, радостных мгновений, умиротворяющих душу даже и сейчас...

Юность... Сверкающая юность, когда мысль начинает самостоятельно работать, когда молодая жажда жизни и счастья охватывает тебя всего. Кажется, что ты наделен всеми лучшими качествами ума и сердца, когда в незримом боевом азарте начинаешь делать «переоценку ценностей», отбрасываешь в сторону многое, чему поклонялся раньше, и с наивной верою ищешь себе новых кумиров.

Даже и в эти дни молодого задора пасхальная ночь действует как-то особенно: невольно смиряется дерзкая мысль, заглушается невысказанное сомнение, и вместе со всеми тебе ясно, до очевидности ясно, что Христос воистину воскрес. Тогда смиряется души твоей тревога и в небесах ты видишь воскресшего Бога.

Кончились годы учения. Я уже вполне самостоятельный человек. И снова пасхальные дни тревожат мою душу. Я теперь не с дерзостью юноши, а с глубокой верой воспринимаю не тайну, а факт Воскресения. Я понимаю, что в этом именно факте для меня реально, осязаемо подтверждается диалектический закон «отрицание обещания». Да, то, что мы сеем, не оживет, не даст многого плода, если прежде не умрет. И глубочайший смысл этого закона для человека я вижу в воскресении Христа — залоге нашего воскресения. Для того, чтобы осознать свое место во вселенной, свое Богосыновство, нужно именно прежде умереть телесно, а потом, воскреснув духовно, понять, что Христос есть «воскресение и жизнь», что в доме Отца Его обителей много». Факт воскресения — прообраз нашего воскресения, нашей неумирающей жизни...

Зрелость... Я священствую второй десяток лет. И все больше убеждаюсь, что каждый священник должен по необходимости быть философом, ибо ему чаще всех приходится сталкиваться со смертью во всех ее проявлениях. А через смерть и познается и жизнь и смысл ее. Вот здесь-то мне и обязательно нужен факт воскресения Христа, утверждающий меня в последующем воскресении для новой жизни всего человечества. Там, «где будет Бог всяческая во всех».

Воскресение Христа — центральный факт мировой истории, повествующий мне о человеке, как образе и подобии Бога и о величайшей любви к нам, людям, Отца нашего Небесного: «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?»

Старость... Желаю разрешитися и быть с воскресшим Господом. В старости, более чем когда бы то ни было, меня влечет к Себе Воскресший Спаситель. Нет, жизнь не бесцельна, жизнь человека не обрывается, как нить; она (жизнь) полна глубокого смысла и значения; она продолжается для каждого из нас и за гробом. Здесь мы видим через «тусклое стекло», а там — там мы увидим Его «лицом к лицу» и поймем, что есть человек, что Он помнит его, поймем наше бессмертие и неистребимую жажду к бесконечному совершенствованию. «Если Христос не воскрес, тщетна и вера и проповедь наша». «Но Христос воскрес и стал начаток умершим».

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

ПРОТ. Н. А. ХАРЬЮЗОВ

Система Orphus